Профессии военных лет наших бабушек и дедушек
статья (подготовительная группа)

Лакий Мария Юрьевна

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию в подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaulin_konstantin_efimovich.docx978.51 КБ
Файл proekt_professii_voennyh_let.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Ваулин Константин Ефимович

Сапёр

Ваулин Константин Ефимович

Мой прадедушка, Ваулин Константин Ефимович, был одним из тех, кто защищал своё Отечество на фронтах Великой Отечественной войны.

Уроженец Смоленской области Рославльского района деревни Щилы, 1916 года рождения. После переехал в город Рославль Смоленской области. Где встретил свою будущую жену и мать своих детей Антонину Ильиничну. Они поженились. Только-только начала налаживаться семейная жизнь. Константин Ефимович работал кузнецом, Антонина Ильинична – санитаркой в госпитале.

22 июня 1941 года вошло черной датой во многие семьи, нависло неизбежной разлукой и неизвестностью, нарушило все планы на будущую жизнь. Воспользовавшись, некоторыми временными преимуществами военного порядка в первые месяцы войны, внезапностью нападения, немецко-фашистские войска в начале войны захватили ряд крупных населенных пунктов нашей страны. В августе 1941 года  Рославль был захвачен немецкими войсками, как важный узел железнодорожных и шоссейных дорог. При этом город был подвергнут страшному разрушению бомбежками фашистской авиации. И только в сентябре 1943 года город был освобожден.

13 сентября 1943 года Рославльским РВК Смоленской области Константин Ефимович был призван на службу в Красную Армию. Уже с самого начала он был зачислен в 345 отдельный инженерный батальон майора Гусева 49 армии в составе 2-го эшелона Белорусского фронта.

Принято считать, что инженерные подразделения в войсках имеют, в основном, вспомогательную роль. Прокладка дорог, наведение переправ, минирование и разминирование – вот их основные функции. Но, специальность сапера одна из самых сложных и, можно сказать, особенных в военном деле. Сегодня они устанавливают мины на пути врага, а завтра рискуя жизнью, обезвреживают свои и вражеские минные поля. Сегодня взрывают мост через реку, а уже через несколько дней наводят новую переправу вблизи от уничтоженного моста. Саперы рыли траншеи, создавали фортификационные сооружения, делали проходы в минно-взрывных зонах на территории противника, организовывали переправы через водные преграды, налаживали работу наземных коммуникаций. Работа сапера каждую секунду была сопряжена со смертельным риском.

Моя бабушка, дочь Константина Ефимовича, рассказала о воспоминаниях своего отца:

«Смерть рядом. Одно неосторожное движение и ты никогда не узнаешь о своей ошибке. Приходилось тщательно контролировать каждое действие. Победить страх и «найти с минами общий язык» саперам помогали ненависть к врагу, чувство долга и знание того, что тебя ждут дома – любимые жена и дочь. Именно они давали уверенность, позволяя успешно выполнять поставленные задачи».

12 июня 1944 года был представлен к правительственной наградной медали «За боевые заслуги», немногим позже Орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа:

« Товарищ Ваулин за время своего пребывания в 3 роте показал себя одним из дисциплинированных бойцов, энергичным, способным. Ко всем приказаниям относится добросовестно, внимательно и выполняет их в срок. Товарищ Ваулин хорошо и в краткий срок овладел минно-подрывным делом.

При выполнении боевого задания по минированию и разминированию минных полей переднего края нашей обороны с 25 по 27 мая 1944 года, товарищ Ваулин показал образцы своей работы, под непрерывным артиллерийско-пулеметным огнем противника, он установил 602 мины. Так же при выполнении боевого задания по постройке понтонов, товарищ Ваулин работал с максимальной энергией, чем самым увлекал на быстрейшее выполнение данного задания других товарищей, за что имеет ряд благодарностей.

Пользуется хорошим авторитетом среди личного состава роты. Достоин правительственной награды медали «За боевые заслуги».»

Я считаю, что мой прадед родился под счастливой звездой. Он вернулся с войны живым, домой, к жене и дочке Любочке. В отечественной войне у него не было ни ранений, ни контузий. После войны у него родилось еще четверо замечательных детей. И я считаю, что несмотря ни на что, он прожил долгую и счастливую жизнь.

Я никогда не видела своего прадеда, не знала его при жизни.  Но я бесконечно ему благодарна за жизнь – мою, моих детей, за мирное, чистое небо над головой. Дедушка, спасибо тебе! Я помню! Я горжусь!

Спасибо, дедушка. За ленты, за салют

За воздух, солнце, за дожди, что в мае

За песни те, что нам сейчас поют.

Спасибо дедушка, за то, что Русь живая!

Спасибо за огонь, что вечным стал

За снег, что так красиво может таять.

Ты самое чудесное нам дал!

А мы взамен – лишь вечную Вам память!

Лакий Мария Юрьевна, воспитатель ГБДОУ д/с 69 г. С-Пб.



Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный проект "Нам жить и помнить! Профессии военных лет прабабушек и прадедушек",

посвященный Победе

 в Великой Отечественной войне

 

 

Раздел

содержание, цели и задачи

1

Название проекта

«Нам жить и помнить! Профессии военных лет прабабушек прадедушек и прадедушек»

2

Срок реализации

19.03.2021-20.05.2021

3

Составитель

Лакий Мария Юрьевна

 

4

Исполнители проекта  основных мероприятий

Воспитатели группы, дети, родители (законные представители)

5

Тип проекта

Познавательн-патриотический, социально-значимый

6

По степени участия

Коллективный

 

 

 

 7

 

 

 

Актуальность

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

 8

 Возрастные группы

Подготовительная к школе группа

 

 9

 

 Гипотеза

Раннее патриотическое воспитание – начало изучения страниц истории Великой Отечественной войны, поможет пробудить интерес к городам-героям и их победителям, сохранить и продлить память о павших героях, уважение к тем немногим людям-победителям, оставшимся в живых, пережившим все ужасы войны.

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Проблема
проекта

События Великой Отечественной войны ушли в историю. Закономерности человеческой жизни таковы, что ветеранов, к сожалению, остается всё меньше и меньше. Важно именно сейчас передать эстафету памяти о великом, героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте хранить ростки памяти о прадедах и их мужестве.

Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

 

11

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

12

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная, изобразительная, двигательная.

 

 13

 

 Целеполагание

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Преемственность поколений, формирование уважения к военной истории России, гражданской позиции, воспитание чувства гордости за свою Родину. Привлечение детей к активной продуктивной деятельности.

14 

 

 

 

 

Основные задачи:

 

Образовательные: формировать представления  об истории Великой Отечественной войны, развивать кругозор, интерес к прошлому нашего города, района, страны; знакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями

Развивающие: развивать  интерес  к произведениям о войне, изобразительному искусству, музыке, отражающих военную тематику; обогащать словарный запас; развивать социальную и коммуникативную  компетентность; развивать у ребенка рефлексивные умения; вызывать эмоциональный отклик к героическим событиям прошлых лет, учить выражать свои чувства 

Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение  к старшему поколению,  бережное отношение к семейным традициям, фотографиям и наградам; воспитывать уважение к ветеранам, труженикам тыла, детям, людям пережившим тяготы войны; показать на примерах героев мужество и героизм людей; вырабатывать у ребенка положительные черты характера на основе подвигов людей

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

 

 

 

I этап (подготовительный)

 (информационно-накопительный, организационный)
- разработка проекта, определение гипотезы и проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

-сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
-подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап (основной  практический) – реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану); укрепление и развитие материально-технической базы; обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности  его деятельности.

III этап (заключительный обобщающий)

оценка эффективности реализации проекта;

демонстрация полученных результатов (организация выставок, подготовка сборников практических материалов, книг памяти, сувениров и подарков для ветеранов);

 анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

 

16 

 

Основные формы реализации проекта

 

НОД; беседы; составление рассказов; исследовательская деятельность; мини-выставки; смотры-конкурсы;  экскурсии; просмотр презентаций и видео роликов о войне; физкультурные досуги; создание семейных альбомов: «Гордость нашей семьи», «Книга памяти»; консультации для родителей.

17 

 

 

 

Взаимодействия с родителями

 

Активное ориентирование участников проекта
на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность. Оформление информационных стендов.

  1. Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
  2. Памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?»
  3. Оформление папок- передвижек .

 

19

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Расширение знаний о Великой Отечественной войне.
Формирование нравственно-патриотических качеств воспитанников, уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, умение хранить и поддерживать традиции семьи и общества.

Развитие эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребёнка.

Развитие творческих способностей, активности, инициативности;

Формирование произвольности и свободы поведения, желание приобрести положительные черты характера: смелость, стойкость, умение справляться с трудностями, проявлять волевую регуляцию, самоанализ. Формирование самостоятельности и ответственности.

Обновление и обогащение группы методическими  материалами, мультимедийными продуктами, посвященными Великой Отечественной войне.

 

20

 

Критерии оценки результатов

 

Ооптимизация детско-родительских отношений; укрепление эмоциональной связи «родитель-ребенок», активность и заинтересованность родителей в реализации проекта, повышение педагогической компетенции по данной теме.

 

 

Материально-техническое обеспечение

- технические средства обучения;

- иллюстрации, репродукции картин;

- фильмы, презентации;

- художественные материалы и оборудование для работы с детьми;

- дидактический материал;

- рамки для выставки.

 

21

 

 

Дальнейшее развитие проекта

 

Продолжать создавать условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, праздника, посвящённому Дню  Победы. Продолжать  традиции  «Дни открытых дверей», «Совместные встречи»,  проведение досугов и мероприятий  для детей с родителями; информация на сайте ДОУ о деятельности детей; организация выставок на патриотическую тематику; квалифицированное консультирование родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры наших бабушек и дедушек

В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....

Игры наших бабушек и дедушек

Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....

Картотека игр наших бабушек и дедушек

В картотеке собраны различные подвижные игры...

Проект"Игры наших бабушек и дедушек"

Цель этого проекта: развивать память, обогащать словарь детей, знакомство с новыми подвижными играми....

Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"

Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Игры наших бабушек и дедушек».

Я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые они играли. Познакомиться с играми которые стали народными....

Игры наших бабушек и дедушек

Подборка игр с описанием правил и организацией для детей любого возраста...