Музыкальные игры и упражнения для самых маленьких
методическая разработка

Материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igry_i_uprazhneniya_dlya_samyh_malenkih.docx29.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры и упражнения для  самых  маленьких

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

«Здравствуйте!»

Цель:Игра развивает внимательность, коммуникативные качества.

Дети и родители шагают по комнате в произвольном направлении.  Педагог произносит текст:

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Погремушка прогремела – поздороваться велела.

(Здороваются)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Колокольчик прозвенел – поздороваться велел.

(Здороваются)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Простучали ложки – отдыхают ножки.

(садятся на корточки)

Вариант игры:

… Погремушка прогремела – покружиться нам велела.

… Колокольчик прозвенел – и подпрыгнуть всем  велел.

…. Простучали ложки – топнут наши ножки.

Первый раз педагог объявляет, кому нужно поздороваться. При последующих проведениях игры (на 2-м, 3-м уроке) дети  на определенные звуковые сигналы сами должны решить -  кто должен поздороваться (мамы или дети), какое действие нужно совершить.

«Мы по мостику идем»

Цель: Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

На полу выкладывается длинная веревочка. Это мостик, по которому нужно пройти (через речку, через овраг, ямку…) в соответствии с конкретной игровой ситуацией.

Мы по мостику идем  – ни за что не упадем! (2 р.)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Ну-ка боком повернись, и по мостику пройдись! (2 р.)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Вариант текста –

…по веревочке идем…

В этом случае добавляются новые куплеты:

Ну-ка ножку подними и легко перешагни! (2 р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Ну-ка спинку ты нагни,   под веревочкой   пройди! (2р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Игра «Паровоз с остановками»

Цель: умение двигаться в соответствии с жанром музыки и текстом, выполнять правильные движения, внимательно вслушиваться в произведение, сосредоточение внимания, ориентировка в пространстве.

Материал: музыкальное сопровождение «Паровозик с остановками (чух-чух-чух)»

Ход игры: Все дети становятся цепочкой друг за другом в виде паровозика.

На слова: Чух-чух-чух-ту-ту-ту белые борашки… дети идут как поровоз.

На слова: Стоп остановка(…..) все останавливаются.

И когда зазвучит музыка: выполнить движение.

Как снова заиграет музыка паровозика снова нужно собрать в цепочку и поехать дальше до следующей остановки.

Бабочки

        На  полу  разложены  круглые  крупные  рисунки  цветов  разного  цвета  (ромашка, василёк, мак, одуванчик)

Бабочки  летали

У  лесной  полянки.

Крылышки  устали.

Нет  ли  где  тут  лавки? (Дети  бегают  под  музыку, машут  руками, изображая  бабочек) 

Отдохнуть  бы  нам  чуток,

Сядем  лучше  на  цветок!

Мы  же крошки-бабочки,

Нам  не  нужно  лавочки! 

(говорит  выразительно, с  вопросительной  интонацией)

(Дети  останавливаются)

Где  любимый  наш  цветок,

Красный  цветик-огонёк? (Дети  ищут  цветок  красного  цвета, стайкой  приседают  около  него. Игра  повторяется) 

Где  любимый  наш  цветок,

Жёлтый сладенький цветок?

(Дети  ищут  одуванчик)

Где  любимый  наш  цветок,

Синий  яркий  лепесток?

(Дети  ищут  василёк)

Где  любимый  наш  цветок,

Белый  длинный  лепесток?

(Дети  ищут  ромашку)

Все  движения  показывает  взрослый, вместе  с  детьми  «летает», ищет  цветок, но  первыми  найти нужный цветок  должны  дети, а  взрослый  последним походит к цветку.

Игра  с  мячом

К  детям  мячик  прискакал,

Он  удал, хотя  и  мал.

Он  зовёт  ребят  играть –

С  ним, как  мячики, скакать.

 (Воспитатель  ударяет  мячом  об  пол, показывая, как  мяч  скачет. Дети  прыгают  под  весёлую  музыку) 

А  ещё  наш  мячик  может

И  кружиться, танцевать.

Наши  дети  тоже  могут

Повороты  выполнять.

 (Воспитатель  вращает  мяч, как  волчок, на  полу. Дети  выполняют  кружение  под  музыку) 

Мячик  маленький  устал,

Он  давно  уже  не  спал.

Помашите  малышу

Мячик  спать  я  уложу. 

(Воспитатель  укладывает  мяч  в  коробку, накрывает  платком. Дети  машут.)

«Большие и маленькие ножки»

Цель: Развитие координации слов и движений, работа на темпом и ритмом.
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги 
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ, 
Топ топ топ топ топ

«Солнышко и дождик»

Цель: Развитие слухового внимания, умение соотносить действия с характерной музыкой.

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

«Поезд»

Цель: способствовать развитию умения составлять динамическую композицию на тему «Поезд».

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в машинистов поезда, вспоминает с ними как движется поезд: начинает медленно, ускоряется и останавливается: может приближаться и удаляться. Педагог показывает хлопками в ладоши один из вариантов движения поезда, дети повторяют. Затем дошкольники делятся на две группы, каждый из которых выбирает свой вариант и хлопками изображает его.

«Это я!»

Цель: Развивает внимательность.

Педагог поет - задает вопрос, дети хором пропевают ответ:

- Кто с ребятами играет? -Это я! Это я!

- Все игрушки собирает? -Это я! Это я!

- Кто всю кашу доедает?  -Это я! Это я!

- Кто цветочки поливает? –Это я! Это я!

- Кто здесь любит шоколадку? -Это я! Это я!

- Кто ложиться спать в кроватку? -Это я! Это я!

- Кто на улице гуляет? – Этя я! Это я!

- Кто игрушки все ломает?  -Нет не я! Нет не я!)

Последнюю фразу можно вставлять в любом месте песенки, чтобы дети не привыкали к последовательности слов.

«Баю-бай»

Педагог поет:

 -Баю-бай, спать пора, засыпай до утра!  -

Дети укачивают Зайку, передают его друг другу по цепочке.

 -Тра-та-та! Встать пора! Ждут дела нас с утра! 

Зайка в руках у ребенка, к которому он попал в этот момент, начинает скакать, подпрыгивать. Песенка звучит дальше, игра продолжается. Другая группа детей аккомпанируют песенке игрой на шумовых инструментах (одна группа  тихо звенят колокольчиками, другая группа играют на барабанах).

«Музыканты»

Развивает моторику рук, умение соотносить движения с текстом, знакомит с музыкальными инструментами.

Педагог поет, дети выполняют движения и подпевают в припеве:

Собирались музыканты, очень юные таланты.

Инструменты разбирали, очень весело играли:

Припев: Ду-ду-ду,  ти-ли-ли,  бом-бом,  тра-ля-ля! (2 р.)

(Дети имитируют игру на музыкальных инструментах – дудочка, скрипка, барабан, рояль)

Мы в оркестре все играем, хоть и нот пока не знаем!

Все, что нам пока что нужно – повторять всем вместе дружно:

Припев:  Ду-ду-ду,  ти-ли-ли,  бом-бом,  тра-ля-ля! (2 р.)

«Каблучок» хороводная игра

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод. 
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

«Карусели» аудиозапиь Е. Железнова

Цель: Содедействие развития игровой деятельности, работа над темпом.

Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

Игра «Мышки и Кот»

Цель игры: развивать умение двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями игровой образ, развитие пластики, мимики, дикции, создание радостного настроения у детей.

Методический материал: запись музыки «кот и мыши» автор неизвестен

Ход игры: Кот спит, в конце зала.

Мышки выходят из своих норок(стульчики) и приближаются тихонечно к коту , виляют хвостиками, смеются, гуляют, пищат.

Мышки поют: "Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота!" ( 2 раза)

Кот просыпается, кричит : "МЯУ!"  и ловит мышей. Мышки убегают на стульчики - в свои норки.

«Пузырь».

Цель игры: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
 
Музыкальный материал: аудиозапись «Пузырь».
Движения, используемые в игре:
                1. Движение по кругу шагом.
                2.Движение по кругу бегом.
Методика организации игры: Дети и воспитатель берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу. 
На слова песенки: надувайся наш, пузырь надувайся, дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки. 
На слова песни: да не лопни смотри, дети бегут по кругу, взявшись за руки до тех пор, пока не прозвучат слово: «Хлоп!». Дети опускают руки и хлопают в ладоши — пузырь лопнул.   

Игра сюжетная «Зайка беленький сидит»

Цель игры: Научить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость.
 Музыкальный материал: аудиозапись игры  «Зайка беленький сидит».
Движения, используемые в игре:
                1. Подпрыгивания, хлопки в ладоши.
                2.Покачивание руками над головой.
Методика организации игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

На слова песенки: зайка беленький сидит вот так, вот так и ушами шевелит вот так, вот так /дети шевелят кистями рук, подняв их к голове/.

На слова песни: зайке холодно сидеть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп /со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши/.

На слова песни: зайке холодно стоять скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать скок-скок, скок-скок /со слов скок-скок и до конца фразы дети скачут на двух ногах/.

Игра кошки мышки - Колокольчик и барабан

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Ход игры: Выбирается кошка. Когда звенит колокольчик все дети приближаются к кошке, а как только заиграл барабан разбегаются по домикам

«Цветы и бабочки»

Развивает цветовое восприятие, умение ориентироваться в пространстве, соотносить свои движения соответственно характеру музыки, создает радость общения с мамой в процессе творческого действии.

1 этап:

На магнитной доске нарисованы (или прикреплены разноцветные магнитики) три цветочка разных цветов. На магнитной доске меньшего размера прикреплены магнитики-бабочки, их дети пока не видят. Под музыкальную фонограмму (аудио-приложение «Бабочка») педагог показывает пальчиковую формулу «бабочка», поет:

Прилетела бабочка, крылышками машет,

Всем ребятам бабочка крылышки покажет.

Вот вы, какие крылья расписные (2 р.)

Педагог говорит детям, что у него одна бабочка, а вот их много (бабочки на магнитной доске).

Под  музыкальную фонограмму (Григ «Утро в лесу»), дети по одному берут одну бабочку с магнитной доски и прикрепляют к цветочкам на большой доске. Каждому ребенку задается определенный цвет – кому-то нужно прикрепить бабочку на красный цветочек, кому-то -  на синий, кому-то на зеленый.

Мимическая зарядка

(меняем выражение лица соответственно тексту)

Развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции и настроение мимикой.

Вот мы сердимся с тобой,

Вот мы веселимся,

Вот немножко погрустим,

А теперь мы спать хотим...

А потом мы злимся, злимся,

А теперь вдруг все боимся,

Весело кривляемся,

Вместе удивляемся,

Мы такие милые,

А теперь капризные,

Все такие важные,

Ух, какие страшные!

Вот мы радуемся все,

вот мы огорчились,

мы все строгие такие, -

вот мы все какие!

«Подарили мне игрушки»

Развивает внимательность, зрительную и слуховую память.

Перед детьми выставляются игрушки. При прочтении текста педагог указывает на них. При необходимости стишок повторяется несколько раз. Затем одна из игрушек убирается (дети не должны видеть какая). При очередном прочтении текста педагог спрашивает у детей -  чего не хватает?

Подарили мне игрушки:

Мишку, зайку, погремушку,

Мячик, кубики, машинку,

Разноцветную пружинку,

Куклу и смешарика,

Нету только шарика...

Кто сумеет повторить, ничего не пропустить?

«Кого хочешь - выбирай!»

Развивает слуховую память, активность, артистизм, умение соотносить движения с характером музыки.

Ребенок, на котором остановилась считалка, должен выбрать одного из перечисленных зверей и под соответствующую музыку изобразить характерные для него движения (пройтись, косолапя, как мишка, попрыгать, как зайка  и т. д.)

На траве в лесу сидели

И все вместе песни пели:

Толстый мишка-шалунишка,

Серый заинька-трусишка,

И лиса – плутовка, рыжая головка,

Мышка, ёжик, две лягушки,

Белка, кошечка и хрюшка,

Обезьянка, попугай –

Кого хочешь - выбирай!

«Тихо - громко»

Педагог поет, дети выполняют движения по тексту.

Тихо пальчики играют (тихо стучим кончиками пальцев)

Громко, громко хлопают! (громко хлопают)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие упражнения для самых маленьких

Данные упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, что является важнейшим фактором для развития ребёнка....

Игры, развлечения, забавы для самых маленьких

Игры, развлечения, забавы для самых маленьких...

Игры с мячом для самых маленьких

Мяч есть у каждого ребенка. Вот только умеет ли он играть с ним? Чтобы ребенок чему-то научился, он должен это сначала увидеть со стороны, а затем попробовать со старшими.  Кроме удовольстви...

Развивающие упражнения для самых маленьких

Пальчиковые игры, игры с водой и песком для детей 2-3 лет....

Консультация на тему: "Новогодние и зимние сказки, песенки и музыкально-ритмические упражнения для самых маленьких"

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию консультацию для ясельной группы....