Материал к публикациям
картотека
картотека
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОКТЯБРЬ
«ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА НОЯБРЬ
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ДЕКАБРЬ.
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЯНВАРЬ
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФЕВРАЛЬ
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАРТ
«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА АПРЕЛЬ
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙ
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно.
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ
«Листопад»
Листопад, листопад! Листья по ветру летят: | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). |
С клёна – кленовый, | Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. |
С дуба – дубовый, | Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. |
С осины – осиновый, | Указательный и большой соединить в виде колечка. |
С рябины- рябиновый. | Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. |
Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Хлопки в ладоши. |
«Осенью»
Ветры яблони качают. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. |
Листья с веток облетают. | Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). |
Листья падают в саду, | Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
Их граблями я гребу. |
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим, | Движения прямыми ладонями вверх-вниз, |
Мы капустку солим-солим, | поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, |
Мы капустку трём-трём, | потирать кулачок о кулачок. |
Мы капустку жмём-жмём. | Сжимать и разжимать кулачки. |
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, | «Шагать» пальчиками по столу. |
Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох. Петрушку | «Загибать» по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого |
И свеклу. Ох. | Поднять руки над головой и хлопать в ладоши. |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОКТЯБРЬ
«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку? | Поднять вверх плечи (удивленно) |
Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка Радуется папочка, Очень радуюсь я. | На каждую строку загибать пальчик в кулачок |
Рада солнцу вся семья! | Сжимать и разжимать кулачок. |
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: | Сжимать и разжимать пальчики. |
Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. | Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. |
Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
«Это я»
Это глазки. Вот, вот. | Показывать части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
Это ушки. Вот, вот. | |
Это нос, это рот. | |
Там спинка. Тут живот. | |
Это ручки. Хлоп-хлоп. | |
Это ножки. Топ- топ. | |
Ох устали вытрем лоб! |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА НОЯБРЬ
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). |
Это зайка, | Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. |
Это пёс. | Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). |
Вот машинка без колёс. | Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. |
Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
«Посуда»
Посуду моет наш Антошка, | Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). |
Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан | Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
И закрыл покрепче кран. | Пальцы полураскрыть и делать круговые движения впереди |
«Мебель»
Мебель я начну считать: | Согнутые в локтях руки вытянуть вперед, показав ладони и раскрыв пальцы |
Кресло стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. | Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. |
Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! | Поднимать зажатые кулачки вверх |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ДЕКАБРЬ
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, | Четыре хлопка руками. |
В красных майках снегири. | Показать на грудь |
Распушили пёрышки. | Изображают «крылышки». |
Греются на солнышке | Нарисовать круг на небе руками |
Головой вертят, | Повороты головой. |
Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! | Махать руками как крыльями |
За метелью, за метелью! | Вращательные движения кистями рук. |
« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. | Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). |
Вдруг из тучи над землёй | Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. |
Полетел снежинок рой. | Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). |
Ветер дунул, загудел – | Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). |
Рой снежинок вверх взлетел. | Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). |
Ветер с ними кружится, Может быть подружится. | Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. |
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. | Пальцы переплетены, большие подняты вверх. |
Шишечки, иголочки, | Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. |
Шарики, фонарики, | Ладошки держать «ковшиком». |
Зайки и свечки, | «Зайчики» - указательные пальцы. |
Звёзды, человечки. | Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками. |
«Новогодний праздник»
- Здравствуй, Дедушка Мороз! | Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза |
Что в подарок нам принёс? | Руки вперёд ладонями вверх |
- Громкие хлопушки, | Хлопнуть в ладоши |
Сладости, игрушки. | Вертим кистями |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЯНВАРЬ
«Зима»
Снег ложится на дома, | Руки разводим в стороны, ладонями вниз |
Улицы и крыши. | Руки «домиком» |
Тихо к нам идёт зима, | Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. |
Мы её не слышим… | Рука за ухом |
«Дикие животные»
У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. | Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. |
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. | |
Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. | |
Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. | |
Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. | |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. | Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно. |
Это зайчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
это бельчонок, | |
Это лисенок, | |
это волчонок, | |
А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Вращают большим пальцем. |
«Мебель»
Раз, два, три, четыре, | Загибать пальчики |
Много мебели в квартире. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, | Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. |
А в буфет поставим чашку. | |
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. | |
А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. | |
А потом мы с котом Посидели за столом, | |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! | Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок. |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФЕВРАЛЬ
«Кошка»
Вот, убрав царапки | Показать «когти», растопырив и согнув пальцы обеих рук |
Кошка моет лапки. | Потирающие движения ладоней друг о друга |
Мордочку | Круговые движения ладонью по лицу |
и ушки на своей макушке | Чуть согнутые ладошки движутся за ушами |
«Котята»
Побежали вдоль реки Котята наперегонки | Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз. |
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. |
У гусыни есть гусёнок, | |
У индюшки – индюшонок | |
А у утки есть утёнок. | |
У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! | Показать все пальчики, «играя» ими. |
«Защитники Отечества»
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! | Махать руками, сгибая в локтях (как солдаты) |
Вот идут танкисты, | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Потом артиллеристы, | |
А потом пехота - Рота за ротой! |
«Зима»
Раз, два, три, четыре, | На счет загибать пальчики |
Мы с тобой снежок слепили | лепить, меняя положение ладоней |
Круглый, крепкий, очень гладкий | показывают круг, гладят ладони друг о друга |
Раз – подбросим | "подбросить", посмотреть вверх |
Два – поймаем | " ловят", приседают |
Три – уроним | встают, "роняют" |
И … сломаем! () | топают |
.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАРТ
«Весна»
Утром солнышко встаёт выше, выше, | руки высоко вверх |
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. | руки вниз |
Хорошо-хорошо солнышку живётся, | делаем ручками фонарики |
И нам вместе с солнышком весело живётся | хлопаем в ладоши |
«Мама»
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают за плечи |
Журналист и инженер, | Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Повар, милиционер, | |
Швея, кондуктор и учитель, | |
Врач, парикмахер и строитель | |
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек». |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх - «фонарики». |
«Сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. |
Эта сказка - «Теремок». | Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. |
Эта сказка - «Колобок». | |
Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. | |
«Волк и семеро козлят» - | |
Этим сказкам каждый рад! | Показывают большой палец. |
«Петушок-золотой гребешок
Петушок, петушок, | соединить на руке указательный и большой палец, |
Золотой гребешок | сделать «замок» из пальцев |
Масляна головушка, | погладить рукой по голове |
Шелкова бородушка, | погладить рукой по подбородку |
Что ты рано встаешь, Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? | закрыть глаза и сложить ладони под щеку |
«Весна»
Вот уж две недели | Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. |
Капают капели | Стучать кончиками пальцев по коленкам |
Снег на солнце тает | Руки ладонями вниз разведены в стороны. |
ручьём стекает. | Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. |
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА АПРЕЛЬ
«Капель»
Кап, кап, кап – звенит капель. | Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого |
Приближается апрель. |
«Город»
Я гуляю во дворе | Ходьба «пальчиками» по коленкам (по столу) |
Вижу домик на горе | ритмичные хлопки ладошками |
Я по лесенке взберусь | раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев |
И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! | поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой |
«Транспорт»
По шоссе идут машины, | Крутим воображаемый руль. |
По асфальту едут шины. | Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. |
По дороге не беги, | Погрозили пальцем. |
Я скажу тебе: «Би-би» | Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим» |
«Рыбки»
Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт | ладошки соединены и делают плавные движения |
Хвостиком ударит вдруг | ладошки разъединить и ударить по коленкам |
И услышим мы – плюх, плюх! | ладошки соединить у основания и так похлопать |
«Профессии»
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных, и приятных. | Соединять пальцы левой руки с большим |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. |
Сразу всех не называю, ( | Сжимать и разжимать кулачки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперёд ладонями вверх |
.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙ
«Ромашка»
Ромашки белые цветки– Как пальцы маленькой руки. | Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». |
И вот слетаются жуки Считать ромашки лепестки. | Перебирать пальцы «руки-ромашки» по одному. |
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: | Сжимать и разжимать кулачки. |
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. | Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! | Вращать мизинцем. |
Прячьтесь! | Спрятать руки за спину. |
«Дятел»
Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. | Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучать о неё. |
Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. | Смена рук. |
«Радуга»
Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) |
Над деревьями, | Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. |
Домами, | Руки сложены над головой крышей. |
И над морем, над волной | Нарисовать волну рукой. |
И немножко надо мной. | Дотронуться до головы. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
«Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на воспитанников общеразвивающей направленности»
Воспитатель
Н. В. Михайлова
2020г.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
- младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
- старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
динамичное | пространство, | подвижное и | легко | изменяемое. При |
проектировании предметной | среды следует | помнить, | что «застывшая» |
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
- соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом
- уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
- Предметно-пространственной развивающей среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: – рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.
Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями
Направления
Речевое | Познавательн | Физическое | Социально – | Художественн |
развитие | ое развитие | развитие | коммуникати | о- |
вное | эстетическое | |||
развитие | развитие | |||
Центры | ||||
Речевой центр | Центр науки, | Центр | Центр игры | Центр |
Центр книги | экологии и | двигательной | Центр | изодеятельност |
Центр | экспериментир | активности | безопасности | и или уголок |
речевого | ования | Центр | (Центр ППД. | творчества |
развития или | Центр «Мы | сохранения | Центр | «Умелые |
уголок речи | познаём мир» | здоровья | пожарной | руки» |
грамотности | или Уголок | Спортивный | безопасности) | Центр |
Центр | краеведения | уголок «Будь | Центр | музыкально- |
«Здравствуй, | Центр | здоров!» | социально – | театрализованн |
книжка! » | сенсорного | эмоциональног | ой | |
Центр «Будем | развития | о развития | деятельности | |
говорить | Центр | Центр труда, | ||
правильно» | конструктивно | уголок | ||
Логопедически | й деятельности | дежурств | ||
й уголок | Центр | Центр | ||
математическо | активности | |||
го развития | (центр | |||
Центр | сюжетно- | |||
экспериментир | ролевых игр) | |||
ования |
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с
требованиями | основной образовательной | программы | детского сада; | ||
продумать | поло-ролевую | направленность | оборудования | и материалов, | |
исходя из | реального количества имеющихся в | группе мальчиков и девочек; | |||
выявить | и | удовлетворить | индивидуальные интересы, | склонности и |
потребностей детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста
примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же
находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Книжный центр:
Основные задачи книжного центра: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире
Центр природы:
Основные задачи центра природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Центр строительных игр:
Основные задачи центра строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Центр ролевых игр:
Задачи центра сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный центр:
Задачи музыкального центра: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Центр театрализации:
Задачи центра театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Центр детского творчества:
Задачи центра детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Физкультурно-оздоровительный центр:
Задачи физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Центр безопасности:
Задачи центра безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр ПДД.
- Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Центр труда, уголок дежурств:
Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т.д.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормактивных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН
2.4.1.3049-13.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свидетельство о публикации методического материала.
Конспект занятия во второй группе раннего возраста по развитию движений. "Игрушки" п.Шемордан....
Свидетельство о публикации материала. Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности "К нам матрешки пришли"
свидетельство...
Публикация учебного материала
Сборник «Творческие мастерские: партнерство детей и педагогов» из опыта работы педагогов Кировского и Московского районовТема статьи: «Балалар бакчасында татар фольклорын...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...