Картотека пальчиковых гимнастик
картотека (старшая, подготовительная группа)

Резанцева Ирина Евгеньевна

Картотека пальчиковых гимнастик для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_gimnastik.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых гимнастик

Подготовила: учитель-дефектолог Резанцева И.Е.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 88

г. Комсомольск-на-Амуре

 «Дождь»

Плыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей.

Встряхивают кистями рук.

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, дождь, пей!

Постукивают пальчиками о стол.

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

Поворот ладоней вверх, вниз.

А тёплый дождь, неугомонный,

Льёт, льёт, льёт.

Из щепотки «разбрызгивают воду».

«Дождик»

Меж еловых мягких лап

Поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола.

Дождик кап-кап-кап.

Стучим пальцами по столу.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.

Кто нашел его, друзья?

Указат. пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.

Это я, я, я!

Сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца; показываем его.

 «Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках.

Эта птичка – злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам.

Машут обеими руками, как крыльями.

«Птички прилетели»

Птички прилетели.

Соединить пальцы обеих рук в «клювики».

Крыльями махали,

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, пальцы широко расставлены.

Вместе отдыхали.

Соединить пальцы обеих рук в «клювики».

«Осень»

Если листья пожелтели,

Сжимание-разжимание пальцев в кулаки.

Дождь холодный моросит,

Совершать лёгкие колебательные движения пальцами.

Птицы к югу полетели, -

Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Значит, осень к нам спешит.

Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперёд ладошками вверх.

 «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишье.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Удары ладонями и кулачками поочерёдно.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

«Животные Севера»

Белые медведи мороза не боятся,

Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Нравится им в море ледяном купаться.

Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Не страшны им а Арктике клыкастые моржи,

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.

На рыбу и тюленей охотятся они.

Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

«Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

Сжимать-разжимать пальцы в кулаки.

То увижу там шакала,

Соединять все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль, поднести к глазам.

Кенгуру, гиппопотама,

Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.

Обезьянку, тигра, льва

Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.

Крокодила и слона.

Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.

Хорошо живётся им -

Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.

Не бывает снежных зим.

Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

 «Семья могучая»

В одном лесу дремучем

Покачать руками над головой – «деревья».

Жила семья могучая.

Сложить ладони в «замок».

У них был дом огромный

Соединить пальцы – «крыша».

И крыша с трубой тёмной.

Поднять средние пальцы – «труба».

Из трубы в колечки дым

«Колечки» из пальцев.

Плим, плим, плим…

Пощёлкать пальцами.

«Весёлый гном»

Жил да был весёлый гном

Дети поднимают руки над головой, изображая колпачок.

С круглыми ушами.

Описывают руками большие круги вокруг ушей.

Он на сахарной горе

Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник.

Спал под воротами

Пальцы изображают ворота.

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан явился.

Руки высоко подняты над головой.

Слопать гору он хотел,

Подносят руки ко рту.

Только подавился!

Дети давятся от смеха.

Ну, а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном.

Дети изображают спящего гнома.

«Мой город»

Город – это улицы, проспекты и дома,

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочерёдные постукивания пальцами по столу.

Площади, музеи, парков тишина,

Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочерёдные постукивания пальцами по столу.

Блеск огромных стёкол,

Праздничных витрин,

Разводить пальцы в стороны и соединять.

Быстрое движение

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Прохожих и машин.

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

«Мы из дома уезжаем…»

Мы из дома уезжаем

Пальцы обеих рук широко расставлены под углом друг к другу, соприкасаются только кончики одноимённых пальцев.

И ворота закрываем.

Большие пальцы обеих рук подняты вверх, ладони повёрнуты к себе внутренней стороной, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.

Крепко держит дверь замок,

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Чужих не пустит на порог.

Наложить одну ладонь на другую крест-накрест.

«Смешные человечки» (выполняют в парах)

Бежали мимо речки смешные человечки.

«Человечки» - пальчики бегут по «дорожкам» - рукам детей, стоящих  напротив друг друга.

Прыгали-скакали,

Пальчиками «попрыгать по плечам друг друга.

Солнышко встречали.

Ласково положить руки на щёки друга.

Забрались на мостик

Сложить мостик из рук.

И забили гвоздик.

Постучать кулачками.

Потом  - бултых в речку

Наклониться и свободно покачать руками.

Где же человечки?

Спрятать пальчики под мышки друг друга.

 «Разыгра»

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

Спрятать руки за спину.

Пошли пальчики с утра

Пошевелить пальцами.

В гости к тёте Разыгра.

Похлопать в ладоши.

На скамеечке сидели

На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца.

Да в окошечко глядели.

Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев.

Напились чаю, чаю, разыграю

Чередовать хлопки и показ больших пальцев.

Солнышко ладошки погладило немножко.

Погладить ладошки, слегка массируя их.

Пальчики подняли –

Лучиками стали.

Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальцы, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем,

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три - уроним

Встают, роняют воображаемый снежок.

И…сломаем.

Топают.

«Зимующие птицы»

Замерзают птицы:

Сжать обе руки в кулаки.

Воробьи, синицы.

Раскрыть сначала одну ладонь, потом другую.

Мы кормушку смастерим,

Ладони вниз, пальцы переплетаются, и локти разводятся в стороны.

Их на славу угостим.

Сжать кулаки, большие пальцы поднять вверх.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальцы по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальцами.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А ещё в снегу валялись.

Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладони.

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.

 «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять -

Последовательно соединяем одноимённые пальцы обеих рук, начиная с больших.

Одежду будем мы стирать:

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

Платье, брюки и носочки,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Юбку, кофточку, платочки,

Последовательно соединяем пальцы левой руки с большим.

Шарф и шапку не забудем,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Их стирать мы тоже будем.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Сжимают и разжимают кулаки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Загибают пальцы, начиная

с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальцы, начиная

с больших.

Стали гномики стирать:

Трут кулаки друг о друга.

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальцы, начиная

с больших.

 «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

С вами мы подружим,

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

 «Профессии»

Много есть профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки

с большим.

И полезных, и приятных.

Соединять пальцы левой руки

с большим.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Сразу всех не называю,

Сжимать-разжимать кулаки.

Вам продолжить предлагаю.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

«Транспорт»

Ракеты летают,

Подушечки одноимённых пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлены; движение сомкнутых рук вверх.

Плывут корабли,

Соединить руки, соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»; движения руками из стороны в сторону.

И едут по трассе грузовики.

Руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки, имитировать управление рулём.

В метро под землёй

Электрички гудят,

Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.

По кругу спешат

Соединить руки, развести их в стороны, описывая круг.

То вперёд, то назад.

Руки согнуты в локтях перед грудью, движения руками вперёд, затем назад.

«23 февраля»

Праздник защитников

Родины нашей

Соединять пальцы правой руки

с большим.

Будет страна в этот

день отмечать.

Соединять пальцы левой руки

с большим.

Хочется воинам

смелым, отважным

Соединять пальцы обеих рук

с большими.

Мирного неба

в стране пожелать.

Соединять пальцы обеих рук

с большими.

«Пограничником я буду…»

Пограничником я буду,

Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.

Чтоб границы защищать,

Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

И страна могла спокойно

Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.

Крепким сном ночами спать.

Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.

 «Упражнения за столом»

«Червячки шевелятся»

Ладони лежать на столе - поочерёдно приподнимать и опускать пальцы.

«Имитация игры на фортепиано»

«Пальцы»

Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).

«Бегают человечки»

Указательным и средним пальцами правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

«Дождик идёт»

Руки на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты, ногтями ударять по столу.

«Пальчики танцуют»

Три пальца (любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.

«Кулак-ребро-ладонь»

Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

«У киски царапки мягкие лапки»

Руки на столе, расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

 «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками

у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Разводят ладони в стороны.

Плывёт морской конёк сюда.

Волнообразные движении ладонями вперёд.

Вот медуза, вот кальмар.

Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар.

Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.

 «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.

Два у лавки стоят,

Загибают большие пальцы.

Два учиться хотят,

Загибают указательные пальцы.

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Загибают средние пальцы.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Загибают безымянные пальцы.

Две Ульки в люльке

Качаются.

Загибают мизинцы.

 «Новый дом»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в пальчики играть.

Разжимаем кулак.

Вместе пальчики сведем –

Это будет новый дом.

Делаем из пальцев дом.

В доме кошка будет жить,

Изображаем пальцами кошку -

большой палец соединяется со средним и безымянным, указательный и мизинец полусогнуты.

В гости к деткам приходить.

И улитку позовем,

Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую.

И она придет к нам в дом.

И про мышку не забудем,

Пальцы правой руки сжаты в щепоть.

Дружно в доме жить мы будем.

Показать ладонями дом.

«Руки вместе прижимаю…»

Руки вместе прижимаю,

Соединять руки, плотно прижав их ладонями.

Ввысь ракету запускаю…

Соединённые руки поднимать вверх, имитируя взлёт ракеты.

Пальцы все соединю

Развести руки в стороны и соединить из поднятыми вверх ладонями, прикасаясь мизинцами.

И на лодке поплыву.

Покачать руками из стороны в сторону.

 «Две подружки»

На лужайке две подружки

Похлопать по коленям.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

Похлопать в ладоши.

Две зеленые лягушки

Похлопать по коленям.

Ква-ква-ква, ква-ква

Похлопать в ладоши.

Ква!

Притопнуть одной ногой.

Хором песни распевают

Сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их – ротик.

Ква-ква-ква

Похлопать в ладони.

Ква-ква-ква

Несколько раз притопнуть ногой.

И спокойно спать мешают

Погрозить пальцем.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

Похлопать в ладоши.

Ква!

Сделать один притоп.

«В школу»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Дети «шагают» пальцами по столу.

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

Но свой садик не забуду.

Грозят указательным пальцем правой руки.

«Пенал, учебники, тетрадки…»

Пенал, учебники, тетрадки

С собою в школу я возьму.

Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого.

А мяч, ведёрко и лопатки

Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого.

Ребятам в садик отнесу.

Показать «домик».

«День победы»

День Победы великой России

В майский день отмечает страна.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

И огнями зелёными, синими

Зажигает салют небеса.

Пальцы сжаты в щёпоть, разводить пальцы и снова сжимать в щёпоть.

«Парад»

Сегодня в городе парад,

Соединять все пальцы правой руки по очереди с большим.

Встречают День Победы,

Соединять все пальцы левой руки по очереди с большим.

И в воздух шарики летят,

Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

Взмывают вверх ракеты.

Подушечки одноимённых пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлены; движение сомкнутых рук вверх.

 «Где обедал воробей?»

- Где обедал, воробей?

Дети машут перекрещенными ладонями.

- В зоопарке у зверей.

Ладонями изображают раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочерёдно на левой, затем на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

Список литературы

1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - Москва: Издательство ГНОМ и Д. - 2004.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2008.

5. Подрезова И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО Издательство АСТ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...