Авторское многофункциональное пособие: «Мобильный островок уединения и релаксации», « Волшебная страна знаний»
методическая разработка

Шевелева Наталья Анатольевна

«Мобильный островок уединения и релаксации»  и  «Волшебная страна знаний» – это  авторское методическое пособие, мобильный  уголок, наглядное пособие.

      Рекомендуемый возраст для применения пособия— от 1,5 лет и выше.

Цель:

1.Создание личностного пространства для формирования  психологического, эмоционального благополучия ребенка, способствовать умственному развитию, побуждать интерес к исследованию.

2.Формирование  интеллектуальных и познавательных интересов детей всех возрастных групп

Задачи:       

-Обеспечения эмоционального комфорта  детей , дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.

 - Совершенствует интеллектуальные способности детей (развивает восприятие, память, внимание, речь, креативности мышление,воображение, исследовательный подход а к явлениям и объектам окружающей действительности

- Способствует  физическому, сенсорному развитию.

 - Развивает математические способности, ориентацию в пространстве плоскости;

 - Формирует мотивационную сферу образовательной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой; желания и потребности узнать новое;

      Отвечает требованиям ФГОС  ДО к предметно-развивающей среде:

  • Информативен, безопасен.
  • полифункционален: способствует умственному развитию включая  психологическое, эмоциональное, развития творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно  как одним ребенком так и  небольшой подгруппой  детей (в том числе с участием взрослого)
  • обладает дидактическими свойствами; способствует повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; используется как наглядное пособие.
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),легко трансформируется (возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
  • его структура и содержание доступно для детей всех возрастных групп в том числе для детей с ОВЗ, педагогов и родителей ,обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 Наша ширма гармонично вписалась в групповое пространство. Для оформления использованы различные ткани, карманы на липучках, шторки , так же использован принцип  полуоткрытости . Для того чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в островке уединения сделано «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка  при необходимости его можно закрыть. Дети могут без труда закрывать и открывать островок самостоятельно.  Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен»,а так же использовать в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых играх. Содержимое пособия периодически обновляется, но какие-то предметы находятся постоянно (обязательные атрибуты островка-мягкий коврик и подушки), это придает детям чувство уверенности и постоянства.

                                  Взаимодействие педагога и детей

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения и релаксации, а может пойти туда по подсказке воспитателя (например, когда педагог замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). Педагог наблюдает,  что делает там ребенок, сколько времени там проводит и как часто. «Мобильный островок » может иметь диагностическую и мониторинговую функцию.

Уголок Волшебная страна знаний» используется как в процессе самостоятельной деятельности детей  (один или подгруппа), а  так же с воспитателем (например, НОД).  В это время педагог наблюдает,  что делает там ребенок или подгруппа детей  сколько времени там проводит и как часто. «Волшебная страна знаний » может иметь так же дагностическую и мониторинговую функцию.

1. Наполнение  уголка « Мобильный островок  уединения  и релаксации» в детском саду.   Здесь можно выделить три основные группы:

                            Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники  могут выразить с помощью ряда предметов:

  1.  Подушка колотушка, подушка- плакушка (чтобы выплакаться).
  2. «Злая птичка» Это игрушка птичка ,взяв в руки и прижав к себе ребёнок может выговориться  птичке и оставить свои нехорошие слова и мысли ей.
  3. «Злая дорожка». Это маленький шероховатый коврик. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Коврик дружбы». Это небольшой коврик, красиво оформленный, Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся.
  5. Для аналогичных целей можно использовать коробку «Мирилку» или варежку «Мирилку» или  «Сердечко-мирилка»: картонная коробка интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные между собой, или сердечко с двумя перчатками . Назначение таких мирилок -преобразовать детский конфликт в увлекательное действие. В группе имеется  картотека текстов - мерилок.
  6. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  7. Подушка «антистресс», которая очень нравиться детям и снимает накопившийся стресс.
  8. Страх и плохое настроение можно положить в «мешочек плохого» настроения,а из «хорошего мешочка» взять радость и любовь.
  9. Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
  10.  Занятия с Каврографом.

 

 

 

  Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

   Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В том числе  шнуровки, мозаики, пазлы-вкладыши, с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • «Подушки  сплюшки» мы используем когда ребенок устал. Дети могут на ней полежать, отдохнуть, еще предлагаем детям которы трудно засыпают во время тихого часа.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя..
  • Музыкальные игрушки ,игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные  эмоциональные мешочки  (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Материалы для изодеятельности (раскраски, цв.карандаши.).

Пребывание в островке  уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

                      Пособия для развития эмоциональной сферы

В островке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках» -использование Каврографа, «Конструктор эмоций» и т.д .Играть  можно на готовых полотнах ширмы или с помощью Лэпбокса.      
  • Волшебные предметы (Корона, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать.
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-Думалка». Этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.     
  • Коврик- трансформер  Дети у нас с огромным удовольствием играют с такими ковриками! В один момент коврик- трансформер может служить как кукла. Дети могут с ним поиграть в сюжетно-ролевую игру "Дочки-матери"В другой момент, коврик-трансформер легко может превратиться в мягкий пуфик, на котором детишкам будет мягко и приятно посидеть. Так же быстро и неожиданно, коврик может превратиться в кроватку или подушечку для кукол. А так же, этот коврик может очень быстро оказаться самым лучшим другом, с которым будет не грустно ждать возвращения родителей! А еще наше пособие (коврик-трансформер) поможет малышам развить моторику рук, развязывая и завязывая ленточки!    

      При использовании островка уединения  педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним.  Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в островке уединения.

 В нашем мобильном островке  уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, с каждым предметом и атрибутом здесь можно  развернуть целую игру, а так же  тихо пообщаться или просто отдохнут от шума.

Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.

Таким образом, созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.  

2. Наполнение мобильного уголка «  Волшебная страна знаний» состоит из нескольких сказочных областей:

  1. Чудесная поляна золотых плодовглавные герои здесь Мальчик Гео и  умудренный опытом паук Юк и его внучата паучата. Они создают проблемные ситуации и формируют умение детей выполнять их, а так же  играть в игры,в том числе «Геоконт» и «Геовизор».
  2.  Озеро Айс -  Герой здесь – Главный Незримка Всюсь (хранитель озера). В этой развивающей области дети  так же не только играют но и получают определенные знания. Одна из игр «Нетающие льдинки озера Айс».
  3.  Город геометрических фигур - Здесь сказку сопровождает Крутик-По . В этой развивающей области дети  снова не только играют но и получают определенные знания и закрепляют их с помощью героев и дидактического материала.
  4. В городе есть Цифроцирк. Его директор – Цифранолик, главные артисты: знаменитый фокусник Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр» и в «Игровизор» (приложения к «Игровизору» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).
  5.  Поляна Гномов -  Хозяева этой поляны радужные гномы приглашают детей попутешествовать с помощью игры и дидак.материала, дети так же получают и закрепляют знания в различных областях развития.
  6. Поляна чудесных цветов -  Главная героиня Девочка Долька совместно со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».
  7. Чудо острова -  на которых живет пчелка Жужа и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми, развивают познавательное развитие. Играют так же в  «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».

     Формы работы в мобильном уголке могут быть самые разнообразные:

  - специально организованная деятельность:-  занятия,-  решение проблемных заданий,-  придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы,- сочинение загадок, сказок, стихотворений, - исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов ,-  свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

    Состоит из элементов : небо, дорожка, лужайка, полянка и переносных модулей (озеро, дерево ажурное, дерево фиолетовый ствол, красный ствол, разноцветное дерево, 2 ели, солнышко, золотой плод - 5, лист фигурный - 10, лист ажурный - 10, листы разноцветные 72, облако - 3, следы - 5пар, цветок, бабочка - 2, птица - 3, ласточка, лягушка, мышка - 2, ежик - 2, змейка, ящерица, стрекоза, божья коровка, улитка, лист кувшинки 2, цветок кувшинки, зажимы 10), которые крепятся липучками, и могут размещаться на коврографе в произвольном порядке.
      Волшебная страна (мобильный уголок) - многовариантный и легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, идеален для групповых занятий. Является простором для творческих идей, уникальный методический инструмент. Мобильный уголок - это долгоиграющий восторг.
     Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.
Преимущества развивающей среды:
- Доступная;- Безопасная;- Насыщенная;- Трансформируемая.
Примеры заданий:
1. Ознакомление с окружающим миром. Помоги утеплить норки (для детей от 3 лет);
2. Развитие психических процессов. Откуда выпал листик? (для детей 3 - 5 лет);
3. Сенсорное развитие. Подарим гномам листочки. (для детей от 3 лет);
4. Играем в математику. Кто быстрее? ( для детей от 3 лет);
5. Играем в математику. Помоги мышатам сосчитать листочки. (для детей 4 - 6 лет);
6. Играем в математику. Ищем волшебные слова. (для детей 5 - 7 лет);
7. Чтение через игру. Буквы потерялись. (для детей 4 - 6 лет);
8. Художественно - эстетическое развитие. Создай узор из листьев. (для детей 5 - 7 лет);
9. Физическое развитие. Найди следы Незримки. (для детей 3 - 7 лет) и многое другое.
Данная игра никогда не надоест вашему ребенку. Развивайтесь играя.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"...

Авторское многофункциональное пособие лэпбук "Лето"

Это тематическая папка в которой собран материал на тему "Лето" Материал красочный,яркий. доступный для детей . Размещён он в кармашках, книжках расскладушках. Дети могут как сами ,так и с помощью взр...

«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

Созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоц...

Авторское многофункциональное пособие познавательно - развивающий дом "Познай - ка"

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать максимальную организацию образовательного процесса, создавать благоприятные условия  для разностороннего развития детей в соотве...

Авторское многофункциональное пособие для развития речи "Четыре времени года"

      Многофункциональное авторское учебно-дидактическое пособие «Четыре времени года»  представляет собой небольшое по объему оборудование, которое можно п...

Авторская многофункциональная пособие «Резиночки - Крючочки» (10 игр в 1 пособии)

Цель многофункционального пособия: Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий. Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой дея...