«Развитие ВПФ через проектную деятельность»
статья
Особую роль в формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.
Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 59»
Сообщение на тему
«Развитие ВПФ через проектную деятельность»
Составитель:
музыкальный руководитель
Барсегян С. С.
Находка, 2021
Развитие высших психических функций (ВПФ) через реализацию проектной деятельности в ДОУ.
Актуальность.
Особую роль в формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.
Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность, умение принять себя и других людей такими, какие они есть;
- способствовать развитию активного восприятия ребёнком окружающей его действительности, формировать умение слушать и услышать другого: (взрослого, ровесника, а также инструкцию, просьбу, решение, и т. д.);
- способствовать умению формировать свою самооценку, осуществлять саморегуляцию поведения, организацию и планирование своей когнитивной деятельности, формировать свою самооценку , организацию деятельности, самоконтроль;
- развивать умение ориентироваться в пространственных и временных «эталонах», координировать действия и слова;
- направлять активную игровую деятельность ребёнка на развитие творческих способностей,
- побуждать к позитивным межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми и обогащать их восприятие положительными эмоциональными переживаниями.
Участники проектной деятельности: 203 ребенка, воспитатели детского сада, родители, социум.
Говоря о гармоничном развитии личности Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта : «Музыкальное воспитание-уникальное средство формирования этого единства поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка-средство эстетического воспитания ребенка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Песни о Родине, героях, любимом крае пробуждают чувства любви и патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства.
Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
Занятия музыкой (будь то непосредственно образовательная деятельность, проектная деятельность) влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение , игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.
Исполняя песню , нужно вовремя начать и закончить ее, в танцах, играх уметь действовать ,подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю и развивает высшие психические функции ребёнка.
Восприятие музыки путём слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение .Дети прислушиваются к звучанию, усиленно направляя все свое произвольное внимание, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения, включая в работу все виды памяти, особенно кратковременную, долговременную, оперативную.
Важно обсуждать прослушанное. В результате ребёнок представляет образы, осмысляя услышанное и вспоминая увиденное в презентациях и разнообразных наглядных материалах, наилучшим образом тренируя память и развивая образное мышление.
Отвечая на вопросы ,после того как прозвучало произведение, ребята делают первые обобщения и сравнения: определяют общий характер пьесы, замечают , что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных упражнений, хороводов, песен. Слушая музыкальное произведение дети интересуются его содержание. У них рождаются вопросы ,связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти .Слушание музыки развивает у ребенка умения четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Творческие музыкальные задания способствуют поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительными интонациями. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают , комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Танец, песня, пантомима и особенно музыкально- игровая импровизация побуждают детей изобразить картинку жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать ,творить.
Исходя из анализа учителей СОШ №11, представленного на мероприятии «Круглый стол» - преемственность от 26.11.2020 (инициативность 56%, волевые качества-50%), выявились проблемы в развитии детей и определилось направление работы, направленное на решение этих проблем (старшая, подготовительная группы: развитие речи - 40,9%, несформированность эмоциональной сферы).
В соответствии с проблемами решено было составить план дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, где прослеживаются данные критерии. Проектная деятельность была выбрана с целью максимального погружения дошкольников в тематические ситуации, в ходе которых на эмоциональном подъеме формируются и волевые качества, и инициативность, самостоятельность и все высшие психические функции (а именно произвольное и непроизвольное внимание, память, речь, воображение)
В работе по взаимодействию с семьями воспитанников(https://youtu.be/fIbuHq1KPmI) решено было провести анкетирование родителей в электронном виде и опираясь на полученные результаты анкетирования, проектировать дальнейшую работу.
Анализ анкетирования родителей (приложение 1) показал высокую заинтересованность в нравственно-патриотическом воспитании. Особую надежду родители возлагают на детский сад (72,5%), выразив тем самым доверие педагогическому коллективу в воспитании своих детей
Темы проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
1. Тема: «Всегда великая Россия - непобедима и горда!»
Данная тема выбрана неслучайно, в следствии недостаточности знаний в силу возраста и исходя из реальности современной жизни, дети не имеют представления о геройском подвиге и не понимают его смысла, нет также достаточных знаний о героях Родины, понимания важности защищать свою Родину, функции Армии для своего народа, культуре и традициях своего народа, что немаловажно для формирования волевых качеств, эмоциональности. Эмоционально-волевая сфера детей является основой нравственно-патриотического воспитания и тесно связана не только со знаниями, но и пониманием глубинного смысла культуры, традиций своей страны, а также с чувством долга защищать свою семью, близких, Родину, что обосновывает актуальность формирования знаний о Российской армии, служит мотивацией детей стремиться к наилучшему результату, воспитывает инициативность, силу воли.
В ходе проектной деятельности реализован ряд мероприятий:
- викторина «На страже Родины»
- развлечения «Аты- баты шли солдаты»
- социальная акция «Посылка солдату»
- праздники в детском саду, посвящённые 23 февраля «Наша Родина сильна!»
- спортивная игра «Зарница»
- конкурс солдатской песни «Всегда великая Россия –непобедима и горда»
- чтение стихотворений «Есть такая профессия-Родину защищать»
2. Тема: «Широкая Масленица!».
Формированием чувства принадлежности ребёнка к своему народу стало мероприятие по знакомству детей с культурой своего народа – «Широкая Масленица!».
В дальнейшем планируются мероприятия «Великая Пасха», «9 мая», …
Результат нравственно-патриотического воспитания недостаточно прослеживается в ДОУ, так как дети в силу своего возраста ещё не способны осознать всю ответственность в глобальных масштабах, чувство долга им еще не совсем понятны, но работая в тесной связи с СОШ № 11, мы прослеживаем положительную динамику нравственно-патриотического воспитания этих же детей в школе. Выпускники детского сада принимают активное участие в мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, проявляют желание и самостоятельность в подготовке праздникам, ответственно готовятся к социальным акциям, таким как «Посылки солдатам», выездные мероприятия в военную часть с благотворительным концертом для солдат, участвуя в городских конкурсах солдатской песни. Даже будучи ещё младшими школьниками, ребята готовы ездить с выступлениями агитбригад в войсковые части выражая уважение и благодарность к защитникам Отечества.
Таким образом, «зерно» нравственности и патриотизма, заложенное ещё в детском саду в дошкольном возрасте, крепнет, развивается и даёт свои плоды в дальнейшем в школе, показывая хорошие результаты в общественной жизни детей, формируя гражданскую позицию ребёнка как активного члена общества и неравнодушного человека в целом.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует активно продолжать в детском саду и проводить её следует в проектной форме, как наиболее эффективной.
Приложение 1
Анализ анкетирования родителей по патриотическому воспитанию
В анкетировании приняли участие 45 родителей. Анализ данной работы показал следующие результаты.
Анкета для родителей
"Патриотическое воспитание дошкольников"
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
Воспитание любви к родине-21(51,2%)
Воспитание уважения к традициям и обычаям-22(53,7%)
Знание истории своей страны-23(56,1%)
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
Да-72,5%
Нет-10%
Затрудняюсь ответить-17,5%
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Ознакомление с историческим прошлым-46(115%)
Прививать детям уважение к людям своей страны-19(47,5%)
Расширять представления о родной земле, городах-24(60%)
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
Родители 9(23,7%)
Педагоги 2(5,3%)
Совместно 34(75,5).
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
Да-32(80%)
Нет-5(12,5%)
Затрудняюсь ответить-5(12,5%)
6. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
Дома-28(70%)
В детском саду-17(42,5%)
В школе-16(40%)
7. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?
• экскурсии на предприятия -6(17,1%)
• целевые прогулки в библиотеки и т.п.-5(14,3%)
• изготовление фотогазет-21(60%)
• встречи с интересными людьми-10(28,6%)
Участие в мероприятиях патриотической направленности-1(2,9%)
Затрудняюсь ответить-1(2,9%)
Не могу -1(2,9%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала воспитатель МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбини...
Установление партнерских взаимоотношений ДОУ с семьей в интересах развития ребенка через проектную деятельность.
Консультация для педагогов ДОУ....
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность (консультация для педагогов)
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов особое место занимает познавательный мотив....
Развитие дошкольника через проектную деятельность
Проектная деятельность...
Развитие речи через проектную деятельность
Развитие речи через проектную деятельность...