Методические рекомендации по организации групповых форм работы с родителями в ДОУ.
методическая разработка

Крюхтина Татьяна Леонидовна

Практическая работа педагога-психолога с родителями в ДОУ реализуется через индивидуальные  и групповые  формы взаимодействия.

       Ориентация родителей на советы и рекомендации в рамках психологической консультации не всегда способствует решению проблем, она блокирует  активность родителей,  их самостоятельный поиск, которые необходимы для успешного воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_roditelyami.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

  ФИО:  Крюхтина  Татьяна  Леонидовна

  Должность: педагог-психолог

  Место работы: Муниципальное дошкольное  образовательное  

   учреждение  «Детский сад №7»  г. Ростов Великий,  Ярославская область

Методические рекомендации

по организации  групповых  форм  работы   с родителями в ДОУ.

(из опыта работы)

        Практическая работа педагога-психолога с родителями в ДОУ реализуется через индивидуальные  и групповые  формы взаимодействия.

       Ориентация родителей на советы и рекомендации в рамках психологической консультации не всегда способствует решению проблем, она блокирует  активность родителей,  их самостоятельный поиск, которые необходимы для успешного воспитания ребенка.

       В связи с этим  в последние годы стало активно развиваться  направление, использующее групповые формы обучения родителей. Родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем детско-родительских отношений, с помощью которых можно    преодолеть    внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок.

Групповая работа реализует несколько функций:

- коммуникативную, направленную на создание и сплочение родительского коллектива;
- личностно-ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную - направленную на решение проблем родителей;
- инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, овладеть навыками самоорганизации, умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

         Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях - как фон, как организатор контактов и как основной инструмент воздействия на личность.
       Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить основные:

  • степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы,
  • степень взаимопонимания, взаимоподдержки,
  • готовность к продуктивному сотрудничеству,
  • совместимость,
  • удовлетворенность проделанной работой и т. д.

Мотивирование родителей  на работу.

 Совместная деятельность разных людей – это попытка выстроить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия друг с другом. Эта деятельность требует если не полного, то хотя бы частичного совпадения мотивов. Из опыта работы хочется обратить внимание специалистов на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учет которых позволит повысить заинтересованность родителей в совместной работе.

Технология обучения взрослых (а в каких-то ситуациях педагогу-психологу приходится обучать родителей) предполагает установление  равноправных партнерских отношений, когда создается впечатление, что и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование. Основная функция педагога-психолога в работе с семьей – это поддержка и помощь. Преобладание контрольно – оценочных действий может оттолкнуть родителей от взаимодействия со специалистом.

Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения на процесс воспитания. Он рассчитывает на то, что его  услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой родитель, внесший свой вклад в проведение занятий, своим активным участием, высказыванием предложения или идеей должен быть словесно поощрен. Это поощрение должно быть своевременным и оперативным.

На занятиях желательно комментировать положительные результаты, которые происходят с детьми и родителями в процессе занятий. Такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений и с ребенком и психологом, повышает интерес к совместной работе.

Большинство родителей стремиться в процессе общения с психологом приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются охотнее, чем заниженные. Если информация примитивна, ниже возможностей или уровня родителей, интерес к занятиям падает. При этом не следует перегружать информацию профессиональными непонятными для родителей терминами, так как это создает у слушателей ощущение некомпетентности, снижает самооценку и желание участвовать в занятиях.

Эмоциональные аспекты взаимоотношений  с родителями.

   Различные ситуации, которые возникают в общении психолога с родителями, нередко требуют от специалиста  выдержки и самообладания. Родители могут быть носителями самых разных установок и знаний. Культура эмоций предполагает умение быть сдержанным и сохранять свое достоинство в самых трудных ситуациях.

Как регулировать свои эмоции и научить этому родителей? Для этого можно использовать следующие приемы:

1.

- Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте реальные конфликтные ситуации: с родителями, детьми, родственниками, знакомыми; с вашим руководителем и т.д.

- Внимательно проанализируйте характер ваших эмоций.

- Определите «ведущую» эмоцию, привычные для вас высказывания и сделайте для себя вывод.

- Можете ли вы назвать свое поведение в этих ситуациях  поведением интеллигентного человека?

- Если вы четко осознаете, что в ряде ситуаций свое поведение вам не нравиться, проведите мысленный тренинг таких ситуаций, в которых ваше поведение будет безупречно.

      Таким образом, вы внутренне подготовите себя к правильному поведению и заложите основу психологической установки для сдержанного поведения в реальных условиях.

2.

В ситуациях общения с родителями, когда вы ограничены в свободе выражения эмоций, психологическая защита может заключаться в предварительной оценке родителей.

Классификация типов родителей.

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм – что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей делать то, что нужно родителю-манипулятору. Если манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т.д. если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности.

Деструктивные. Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.

  • Блокирование – родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.
  • Агрессивность – критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
  • Стремится к призванию – привлекает внимание, «тащит одеяло» на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
  • Уход – проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
  • Доминирование – настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.
  • Стремление исповедоваться – использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Причины подобного поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), с проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т.д.

Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения их раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции «заботящегося родителя», «врача», который помнит старую, но очень верную формулу: «здоровый на больного не обижается». Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно  с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению.

Рефлексия.

  Главной целью организации взаимодействия  педагога-психолога с родителями является организация действий, позволяющая получить на выходе желаемые результаты. Цели, содержание, методы, процесс - эта связь исключительно важна. Проводить анализ желательно как до начала занятий - проектирование, так и после - рефлексию.

Проектирование заключается в том, что к выросшей из запроса родителей потребности необходимо подобрать соответствующие содержание и методы, способные ее удовлетворить.

Рефлексия предполагает проведение после занятий необходимой диагностики и сопоставление цели и результата. Если они не совпадают, то выясняется причина по следующим позициям:

  1. Была ли реальной и актуальной поставленная цель;
  2. Соответствует ли подобранное содержание цели;
  3. Соответствуют ли методы содержанию и цели.

Целесообразно исследовать содержание темы (основные элементы): упражнения, игры и методы – на их соответствие содержанию и целям.

Точного совпадения цели (проектируемого результата) и реально достигнутого в реальной ситуации практически никогда не бывает. Сложность человеческого восприятия определяет каждую ситуацию взаимодействия психолога с родителями как до конца неопределенную, так как за реальным процессом всегда переменные: настроение, интерес, условия и так далее, которые вносят свои коррективы в происходящий процесс.

Педагог-психолог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает результаты своей работы – через организацию диалога, обратную связь с родителями. Информация от родителей о результатах работы необходима, так как служит хорошей основой для совершенствования процесса взаимодействия с ними. Педагог-психолог может использовать следующие вопросы.

    В  начале встречи.

1. Для чего я пришел на занятие?

2. Что я ожидаю от этого занятия?    

В конце встречи.

1. Где я могу применить полученные знания?

2. Что полезного я узнал?

3. Какой         вопрос вызвал у меня наибольший интерес?

4. Какой         вопрос остался непонятным?

5. Кто я во время занятия?

 Я - критик.

 Я не только критикую, но и предлагаю.

 Я - наблюдатель.

      Я - активный участник.

 Я - ? (свой вариант).

Рефлексия впечатлений.

Что меня устраивает

Что меня не устраивает

Что бы я посоветовал

Проведение анкетирования дает качественную оценку, но не позволяет проводить сравнительный анализ. Чтобы получить количественные результаты оценки качества, в конце цикла занятий помимо стандартных вопросов, целесообразно заложить вопросы на оценку выбираемых вами показателей в процентах или в баллах.

Пример такой оценки:

Инструкция для родителей.

Поставьте точку на луче, соответствующую вашей оценке занятий;

                                        0 %                                                         100 %

Общекультурная польза

Практическая польза

Новизна информации

Качество занятия

Доступность  содержания

Овладение приемами

воспитания

По окончании занятий вы будете иметь некоторую картину результативности. Можно вычислить средний результат по каждой из выбранных вами шкал и оценить успешность.

Данные показатели можно использовать, анализируя как целый цикл, так и занятия по конкретным  темам. Это позволит оперативно управлять качеством организации работы с родителями.

Не следует раздражаться, если результат работы получится не такой, каким вы его себе представляли. Извлеките из полученного самое ценное и двигайтесь дальше.

 Определение результата работы с родителями всегда представляет проблему.

Наиболее устойчивыми показателями эффективности результата являются:

  • уровень достижений в процессе занятий, решения имеющихся проблем;
  • эффективность межличностного общения;
  • улучшение групповых характеристик;
  • степень реализации внутреннего личностного потенциала;
  • желание продолжить совместную работу.

          Стимулом для активности родителей, их творческого отношения к занятиям, целенаправленной деятельности участников группы во время занятий и развитие рефлексивных умений служат домашние задания, предлагаемые родителям. 

В основу всей структуры занятий в родительской группе положен принцип рефлексивности. Он позволяет участникам проанализировать свой прошлый социальный опыт родителя-воспитателя, развивать рефлексивные способности, активизировать познавательные способности родителей в области воспитания и тем самым создать мотивацию на изменение стереотипных установок на воспитание.
    Третий этап в структуре  любого группового занятия - это заключительная рефлексия. Он включает в себя как выявление отношения участников занятий к их содержанию, методике проведения, организации, так и манере общения руководителя с группой.
     Данный аспект рефлексии позволяет осуществить подведение итогов работы, на основании чего возможно планирование следующего  занятия. Одновременно с этим рефлексивные задания и упражнения направлены на развитие саморефлексии, что помогает пронаблюдать динамику коррекции проблем, характер сложившихся в группе отношений, настроенность участников на последействие: внесение в реальную жизнь семьи позитивного изменения в результате тактики конструктивного общения с ребенком.

       Рефлексия может быть вербальной (обмен мнениями и впечатлениями по кругу).

        Такому обсуждению помогают следующие вопросы:

  • Что во время занятий показалось вам наиболее интересным?
  • Как вы чувствовали себя во время занятий?
  • Что было неприятным моментом в процессе занятий? Почему?
  • Оцените свое участие в занятии.
  • Оцените отношение группы к вам и ваше отношение к совместной работе в группе.
  • Кого из группы вы хотели бы поблагодарить за сегодняшнее занятие? 

 Рефлексия может быть представлена проективным (невербальным) вариантом (Например: обозначьте красным кружком свое положительное отношение к занятию, синим - отрицательное отношение, сине-красным - средний уровень удовлетворенности).
     
Рефлексия может быть перспективным планированием: что хотелось бы внести в структуру, содержание, организацию следующего коррекционного занятия. Обратная связь способствует эффективности занятия, поскольку позволяет ведущему проанализировать свою деятельность и внести в нее необходимые коррективы.

Рекомендации педагогу-психологу, как  ведущему родительской группы.

        Работая  с родительской группой  по  гармонизации отношений  с ребенком,  педагогу-психологу важно включать этапы пошагового формирования умений конструктивного общения:

1.  Осознание себя как родителя;

2.  Актуализация представлений связанных с образом ребенка (конкретный возраст, его специфика);

3.  Актуализация представлений о собственном ребенке;

4. Ознакомление родителей с тактикой общения с ребенком определенного возраста;

5. Закрепление позитивных установок родителей на конструктивное общение с ребенком;

6. Закрепление у родителей умений и навыков конструктивного общения; рефлексия собственной позиции по отношению к ребенку после полученного в группе знания.      

 Эффективность участия в группе  во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Еще раз хочется отметить, важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому  педагогу-психологу следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению  поставленных задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы!

Групповые формы работы с родителями дают возможность участникам обсудить широкий круг проблем,  а также помогают решить ряд  задач:

  1. выработать  умения всесторонне анализировать факты и явления;
  2. пересмотреть  устоявшиеся  представления участников группы о системе внутрисемейных взаимоотношений;
  3. скорректировать  неправильные представления  о различных аспектах семейных взаимоотношений, о способах решения семейных конфликтов и организации внутрисемейных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия

В данном материале описаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих творческому, равноправному и заинтересованному взаимодействию семьи и ДОУ....

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙОчень часто встречаются замечательные и очень интересные игры.  Но к ним, к сожалению,  чрезвычайно редко прилагаются объяснения или вар...

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Упражнения, направленные на развитие умения детей  распознавать эмоции и чувства людей, очень легко проводить между  режимными моментами....

Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей подготовительной к школе группы по выполнению заданий логопеда

В предлагаемых методических рекомендациях учитедя-логопеда представлены разделы коррекционной работы, по которым учитель-логопед обычно дает задания для воспитателей и родителей детей, посещающих подг...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....