Тренинг для родителей "Адаптация"
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)

Петелина Елена Владимировна

 

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

  • Задачи:
  • Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  • Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
  • Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
  • Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Планируемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего и дошкольного возраста.
  • Создание благоприятной обстановки для детей в группе.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей в период адаптации.
  • Установление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

 

Правила тренинга:

 - Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

 1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

 3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

 4. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

 

Упражнение «Познакомимся»

Цель: Знакомство участников друг с другом. Дать возможность участникам лучше узнать друг друга перед совместной работой.

Членам группы предлагается представиться. Каждый участник, представляясь, перечисляет те качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление проходит по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

 

Начать свое выступление я хотела бы с Притчи «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом:

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

 

Я предлагаю вам выполнить интересное упражнение «Снежинка».

Цель: осознание своей индивидуальности. 

Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.

Теперь раскройте свой листочек, что у вас получилось? (СНЕЖИНКА)

Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли?  (НЕТ)

-  А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, каждый индивидуален.

 

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей ребенок по-разному привыкает к детскому саду. Сегодня мы с вами поговорим про адаптацию детей к детскому саду.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

             Упражнение «Клубочек»

Цель: рефлексия родительских чувств по отношению е ребенку.

Я предлагаю произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом будем перекатывать клубочек друг другу, крайняя ниточка останется в руках у первого человека. В конце образуется цельный круг из ниток.

Как вы думаете, что значит ласковое имя для ребёнка?

У нас получился круг, он цельный, крепкий. Так и ребёнок будет чувствовать себя в детском саду уверенно, полноценной личностью, ребёнку будет легче адаптироваться, когда его называют ласково т.к. его зовут дома родные и близкие   

Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза - необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития - 12 раз в день.

       

 Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Давайте все вместе порассуждаем, как вы думаете, какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду

Идет обсуждение, в конце которого педагог-психолог подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

•         являющиеся единственными в семье;

•         чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

•         привыкшие к тому, что их капризам потакают;

•         пользующиеся     исключительным     вниманием взрослых;

•         не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

•         неуверенные в себе;

•         страдающие ночными страхами;

•         эмоционально неустойчивые;

•         пережившие психологическую травму;

•         чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад

 

Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:

 Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее.

Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересованности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям.

Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать.

 

Инсценировка: “Ошибки при адаптации”.

Цель: создать условия для успешной адаптации родителей и детей к детскому саду.

Ситуация № 1 “Резкое погружение ребенка в среду детского сада”

Мальчик Коля вместе с мамой Леной идут в садик первый раз.

Мама обещает Коле забрать его сразу после прогулки.

Мама Лена и Коля входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему при необходимости. Он целует маме в щечку и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.

Воспитатель напоминает мамам, что  у них первый день адаптации, поэтому нужно, забрать мальчика через два часа.

Коля и воспитательница уходят в группу, а мама идет по своим делам.

Коля замечательно чувствует себя в группе, играет с детьми. Через какое-то время дети собираются на прогулку. Прошло два часа, мама не пришла. На телефон мама не отвечает.

Дети заходят в группу, обедают, всех детей забирают родители, только в час дня приходит за Колей мама.

На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.

Какую ошибку совершила мама ?

ОШИБКА: Это когда мама, вопреки рекомендациям воспитателя, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.

Ситуация № 2 “Нарушение принципа системности, последовательности плюс чрезмерная насыщенность развлечениями”

Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.

Однажды утром воспитателю позвонила мама, сказала, что они не придут в детский сад. Но завтра придут обязательно.

Воспитатель предупреждает, что бы ни затягивали: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.

В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.

Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки: мама говорит, что Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.

На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.

Мама успокаивает девочку, обещает, что завтра будет выходной, и они пойдут в кукольный театр.

Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ни чего не ела.

Какую ошибку совершила мама?

ОШИБКА: Сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

 

Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”

Цель: успешная адаптация родителей и детей к детскому саду.

Чтобы подвести итог, нашей сегодняшней встрече, я предлагаю снова ответить на вопрос: «Насколько Вы адаптированы к детскому саду?». Ведь, как мы знаем родители тоже бывают не готовы к детскому саду. У каждого из Вас будет фигура человека, которую Вам необходимо будет расположить от 0 до 10, т.е. если Вы хорошо относитесь к детскому саду, Вы располагаете ее как можно ближе к 10 – т.е. вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д. Если же Ваше отношение к детскому саду отрицательно, то ближе к 0. Также Вы можете поставить человечка ближе к 5, если Вам еще трудно определиться (участники выполняют задание).

 

Рефлексия

Цель: узнать о внутреннем состоянии, самоанализ.

   -  А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним  рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

   Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.  

                             

Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...