Презентация на тему "Познавательное развитие детей раннего возраста"
презентация
"Познавательное развитие детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.ppt | 853.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретические основы познавательной сферы Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности. Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности включает: Ощущения - Восприятие Внимание Память Мышление Воображение
Ощущение С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека. Различают пять основных видов ощущений: 1.Вкусовые 2.Тактильные 3.Обонятельные 4.Зрительные 5. Слуховые
Восприятие Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. В раннем возрасте (к 3 годам) восприятие носит предметный характер, т. е свойства предмета (цвет, форма, величина) на отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Формируется восприятие мира: форма: круг, квадрат; величина: маленький, большой; цвет - 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зелёный
Внимание Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Внимание состоит из четырех свойств: концентрация; устойчивость; переключение; распределение. Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.
Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте и одной и той же задаче. Непроизвольное внимание основано на интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут. Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания не зависит от возраста, а зависит от темперамента. У сангвиника и холерика процесс переключения хороший и плохой уровень у флегматиков и меланхоликов. Переключение внимания можно натренировать.
Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности выполнения не одного, а нескольких действий одновременно. Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не формируется. Это приобретение дошкольного возраста. Особенности развития внимания у детей раннего возраста: - Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. - В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания. .
Память Память – это сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта. ПO СОДЕРЖАНИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ 2. ОБРАЗНАЯ 1) ЗРИТЕЛЬНАЯ 2) ОБОНЯТЕЛЬНАЯ 3)СЛУХОВАЯ 4) ВКУСОВАЯ 5) ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 4. СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1 . КРАТКОВРЕМЕННАЯ 2. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ 3. ОПЕРАТИВНАЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 1.НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ 2. ПРОИЗВОЛЬНАЯ ВИДЫ ПАМЯТИ
Возрастные особенности памяти у детей раннего возраста: Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Мышление Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками. 2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений. 3. Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений. В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.
Специальные приемы, или операции, используемые в процессе мыслительной деятельности: Анализ – мысленное разложение целого на части; Синтез – мысленное объединение частей в единое целое; Обобщение –мысленное объединение объектов по признаку; Сравнение – установление сходства, или различия между объектами; Абстрагирование – выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных. Особенности мышления детей раннего возраста: Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению, умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.
Воображение Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности. Виды воображения: произвольное; непроизвольное . В раннем возрасте воображение не развито, так как оно основано на процессах памяти и мышления. У детей раннего возраста нет опыта, чтобы придумать что-то новое. Воображение начинает развиваться только в дошкольном возрасте.
Картотека игр для познавательного развития детей: Каталки и тележки В играх с каталками и тележками ребенок учится захватывать ручки тележки или каталки, веревочку, к которой привязана машинка; управлять движением предмета, меняя его скорость и направление; координировать свои движения и движение предмета. «Змейка» Привяжите к веревочке пустую пластиковую бутылку, предварительно поместив в нее горошины, бусины или мелкие игрушки. На веревочку (длиной около 60 см) можно нанизать разные предметы домашнего обихода: катушки, пластиковые пузырьки и т.д. Сделайте петельку, за которую поделку легко тянуть, и предложите ребенку повозить за собой «змейку». «Каталки» Воспитатель показывает детям, как катают тележку, и предлагает поиграть с ней. Самые маленькие дети будут катать игрушку без всякой цели, им будет интересно само это действие.
Сачки, удочки, черпачки В процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки различными орудиями. Подготовьте емкости разного размера. Это могут быть аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики и баночки с широким горлышком, корзинки, ведерки и т.п. Материал, которым вы заполняете данные емкости, должен различаться по размеру и физическим свойствам. Например, большие и маленькие, плавающие и тонущие предметы, предметы, пригодные для ловли в воде, и те, которые можно использовать для «сухой ловли». Орудия, с помощью которых дети могут извлекать предметы, также должны быть разными по размеру и свойствам: ложки, черпачки, ковшики, ситечки, сачки, удочки с магнитом и т.д. «Сачки и черпачки» Погрузите в емкость с водой плавающие и тонущие предметы, например, резиновую уточку, пластмассовый кораблик или рыбку, камешек, ракушку. Раздайте детям сачки, ситечки, ковшики, ложки. Помогите малышам удобно расположиться вокруг емкости так, чтобы они не толкали друг друга, и предложите им доставать из воды разные игрушки. Дети могут доставать игрушки по очереди или одновременно, складывать их в тазик, ведерко, корзинку. Попросите детей называть вылавливаемые предметы. Подобное занятие можно организовать в «сухом» бассейне, заполнив его мячами разного размера, которые ребенок извлекает ковшиком, черпачком, сачком. «Удочки с магнитом» В прозрачную, наполненную водой банку или аквариум опустите пластмассовых рыбок с металлическими вкладками и подготовьте удочку с магнитом на конце лески. Скажите детям: «Давайте попробуем поймать рыбок вот этой волшебной удочкой». Дайте малышам рассмотреть удочку. Покажите, как удочкой можно поймать рыбку. Вместо сосуда с водой и рыбок можно использовать любую другую емкость (коробку, ведерко) и магнитные держатели, которые сейчас широко используют в быту и в офисах для крепления бумаг на металлических поверхностях.
«Насыпаем — высыпаем» Самые маленькие дети будут с удовольствием насыпать и пересыпать песок совочком из песочницы в ведерко, а из ведерка — в формочки; крупу — ложкой или ковшиком из миски в кружечку и обратно. Помогите малышам правильно удерживать в руке инструмент, следите за тем, чтобы песок не попал детям в глаза или в рот. Научите малышей насыпать песок совочком в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. «Копаем» Другое интересное занятие — выкапывать ямки, прокапывать «дороги», закапывать в песок камешки или другие предметы, а потом выкапывать их, мешать песок в формочке — «варить кашу». «Постройки из песка» Помогите малышам построить из песка дом или несколько домиков, используя совок, лопатку. С помощью совка можно проложить дорожки вокруг дома или от одного домика к другому, дорожки можно выложить камешками. Предложите малышам соорудить вокруг домика ограду из прутиков, посадить «деревца» или цветочки: получится «садик». Если рядом выкопать ямку и заполнить ее водой, получится «пруд» или «озеро». Над прудиком можно соорудить мостик из дощечки, запустить в воду «лодочки» (скорлупки от орехов, крышки от бутылок и т.д.). Если насыпать горку и выкопать в ней нишу, получится «гараж». Можно поместить туда машинки. Если прокопать горку насквозь, получится тоннель, через который машинки смогут проезжать. Спросите детей, что еще они хотят построить в песочнице, помогите им реализовать свой замысел.
Кнопки, застежки, замочки Для развития ручных действий полезно манипулирование разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурками и пр. Занятия с этими предметами способствуют развитию координации движений глаз и руки, точности движений и результативности действий. В группе в открытом доступе должны быть соответствующие игрушки, бытовые предметы, специальные пособия, тренажеры. Воспитатель показывает детям возможные действия со всеми предметами, при необходимости помогает ребенку освоить их. «Застегиваем — расстегиваем» На стенд, покрытый плотной тканью, прикрепите разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки, крючки и петли так, чтобы ребенок мог легко их застегнуть и расстегнуть. «Открываем — закрываем» Подберите наборы бытовых предметов с разными видами застежек и запоров (кошельки, сумочки, шкатулки, футляры и др.). Положите в них маленькие игрушки и предложите детям достать их. При затруднениях покажите детям, как открывается запор, помогите им выполнить сложное действие.
«Нанизываем бусы» Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т.п.). Подготовьте куски гибкой проволоки и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр. Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим можно предлагать детали меньшего размера. Кто-то из детей сможет нанизывать «бусы» не только на проволоку, но и на веревочку. Можно предложить нескольким малышам делать одни бусы вместе с воспитателем: по очереди нанизывать «бусины» на веревку. Готовое изделие наденьте на игрушку, поблагодарите детей от ее имени. «Шнуровка» Разнообразные приспособления для шнуровки можно приобрести в магазинах игрушек: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком, деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» - натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др. Самые маленькие дети смогут продевать шнурок в любые отверстия, более старшие — «вышивать» узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.
Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием: он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Игры с соответствующими предметами развивают разные познавательные процессы ребенка: мышление, движения, восприятие, внимание, память, и речь. Для развивающих игр с малышами лучше использовать различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей. Для ребенка от года до трех больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрешками, а также игры с картинками. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения действия с ним. Игры с вкладышами Существует множество разнообразных наборов-вкладышей. Например: наборы вкладышей, которые представляют собой несколько — от 3 до 12 — полых предметов одинако- вой формы и разного размера (кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара), убывающие по величине;
плоские вкладыши со штампованными углублениями или вырезанными отверстиями разной формы и соответствующими им фигурами, абстрактными и предметными; объемные вкладыши (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями. С такими наборами малыши могут заниматься как самостоятельно, так и вместе со взрослым. В процессе занятий со вкладышами дети учатся соотносить предметы по форме, размеру и цвету. Эти игры нужно проводить сначала индивидуально с каждым ребенком, затем с небольшой группой детей.
Игры с кубиками В группе должны быть разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными и сюжетными картинками, с изображением букв и цифр. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, дайте малышам возможность свободно поиграть с ними. Самые маленькие дети будут брать их в руки, передвигать, бросать, постукивать, ставить друг на друга и т.д. Малыши часто стремятся разрушить постройки. Не расценивайте эти действия как простое баловство: совершая их, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Старайтесь обыграть эти действия, соорудите башню вновь и позвольте ее опять разрушить. Со временем можно перейти к целенаправленным играм с кубиками.
Игры с пирамидкой Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. «От большего — к меньшему» Для этой игры используются традиционные пирамидки с кольцами разных размеров. В занятиях с самыми маленькими детьми сначала желательно использовать пирамидки из трех-четырех колечек. Покажите ребенку две пирамидки в собранном виде. Предложите провести ладошкой или пальчиком по поверхности пирамидки сверху вниз и обратите его внимание на то, какая она «ровная, гладкая». Разберите вместе с ребенком обе пирамидки и предложите: «Давай соберем пирамидки снова, я — одну, а ты — другую».
Плоскостное конструирование Такой вид деятельности, как плоскостное конструирование, помогает ребенку создать изображение с помощью различных геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция). Из этих фигур по заданному образу дети могут составить домик, цветочек, кораблик и др. Пример: Дайте ребенку лист бумаги, на котором нарисован цветочек, состоящий из кружка (сердцевина) и из 5–8 овалов (лепестков) и соответствующие им по форме и размеру вырезанные из картона детали. Предложите малышу собрать цветок, накладывая сердцевину и лепестки на контур. Задачу можно усложнить, если лепестки на образце и картонных деталей окрасить в разные цвета. По такому же принципу из прямоугольника и двух кружков можно составить тележку; из двух-трех треугольников — елочку; из нескольких кружков и трапеции — снеговика; из прямоугольника и треугольника — домик. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, можно предлагать ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.
Составные картинки Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения. Мозаика Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать. Выберите из предлагающихся к мозаике образцов самые простые, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками или простой геометрический узор. Рассмотрите с ребенком образец, помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"
Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ"МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Какие методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:...
Презентация "Бизиборд в развитии детей раннего возраста"
Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста...
Презентация "Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста"
В данной презентации показаны основные компоненты предметно-развивающей среды в фотографиях....
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
Презентация "Возрастные особенности развития детей раннего возраста"
В презентации раскрываются новообразования раннего возраста и особенности психического развития детей раннего возраста....