Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»
консультация

Ильина Олеся Леонидовна

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_3.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

• пластмассовые;

• резиновые;

• надувные;

• из папье-маше и т. д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества: ярким, легким, прыгучим.

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

  1. игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
  2. освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
  3. помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  4. развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  5. помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  6. регулируют силу и точность движений;
  7. движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
  8. игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;
  9. развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
  10. развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является:

• необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов

• оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков

Зная уровневую теорию организации движений (по Н. А. Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

А. Рубро - спинальный уровень регуляции движений

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• тремор органов артикуляционного аппарата

• тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• неловкость

• трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)

• ослабление выразительности движений и мимики

• обедняется голос

• при письме разновысокие буквы

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:

С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• порезы

• нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений

Обеспечивает пространственную осмысленность движения.

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• апраксия и диспраксия

• нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)

• затруднена выработка любого двигательного навыка

Е. Уровень символической организации

С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга: 50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедов, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)

Можно:

- использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

- подбирать их по цвету

- вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:

- сжимание мячика

- обхват пальцами

- прокатывание

- прокатывание между пальцами

- разминание между ладонями

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

1) «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2) «Дождик» - прокатывание шариков

3) «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4) «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5) «Спираль»

6) «Кто быстрее?»

7) «Снежинки»

8) «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9) «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10) «Угощение» - использование съемных картинок

11) «Машина и стрекоза»

12) «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

- используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

- применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

- прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

- выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

- попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)

- комплексы упражнений для ног с элементами массажа

- рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

«Тихо – громко»

Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков, «Звуковая цепочка»

Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

«Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных» …

«Животные и их детеныши»

«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

«Бывает – не бывает»

«Кто кем был»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».

Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способно...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...

консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...