Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»
консультация
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_pedagogov_3.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
• пластмассовые;
• резиновые;
• надувные;
• из папье-маше и т. д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества: ярким, легким, прыгучим.
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является:
• необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов
• оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков
Зная уровневую теорию организации движений (по Н. А. Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.
А. Рубро - спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
• тремор органов артикуляционного аппарата
• тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
• неловкость
• трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)
• ослабление выразительности движений и мимики
• обедняется голос
• при письме разновысокие буквы
Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения
Есть два подуровня:
С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения
С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
• порезы
• нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)
Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений
Обеспечивает пространственную осмысленность движения.
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
• апраксия и диспраксия
• нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)
• затруднена выработка любого двигательного навыка
Е. Уровень символической организации
С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.
По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга: 50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедов, можно разделить на следующие виды:
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
- игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)
Можно:
- использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
- подбирать их по цвету
- вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
- сжимание мячика
- обхват пальцами
- прокатывание
- прокатывание между пальцами
- разминание между ладонями
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
1) «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2) «Дождик» - прокатывание шариков
3) «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
4) «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
5) «Спираль»
6) «Кто быстрее?»
7) «Снежинки»
8) «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
9) «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
10) «Угощение» - использование съемных картинок
11) «Машина и стрекоза»
12) «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
- используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
- применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
- прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
- выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
- попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)
- комплексы упражнений для ног с элементами массажа
- рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
«Тихо – громко»
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков, «Звуковая цепочка»
Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения и игры:
«Мяч бросай и животных называй»
«Я знаю 3(5) названий животных» …
«Животные и их детеныши»
«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
«Подскажи словечко»
«Скажи ласково»
«Составь предложение»
«Горячий – холодный» (антонимы)
«Из чего сделано»
«Лови да бросай – цвета называй»
«Третий лишний»
«Какой по форме»
«Один – много» (множественное число)
«Бывает – не бывает»
«Кто кем был»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».
Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способно...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...
консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей, используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...
Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...