Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, путем использования интерактивной программы StarWalk 2.
Приобщение родителей к семейным культурным практикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_roditeley_i_detey.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии»
Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, путем использования интерактивной программы StarWalk 2.
Приобщение родителей к семейным культурным практикам.
Задачи:
Образовательная.
- Приобщать родителей к образовательно - тематическому процессу, создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей.
- Продолжать знакомить детей с планетой Солнечной системы – Марс. Находить ее расположение на небе с использованием интерактивной программы StarWalk 2. Вызвать интерес у детей к опытнической деятельности. Закрепить знание о Марсе. Закрепить умение работать в дневниках наблюдений.
Развивающая
- Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно применять полученные знания в разных формах деятельности.
- Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Воспитательная
- Воспитывать чувство товарищества, уверенности в себе, умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относится к товарищам, оказывать посильную помощь.
Нравственная
Установить доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, объединение в одну команду.
Предварительная работа:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач;
- подбор и изучение литературы по теме - Космос.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации темы;
- деятельность в соответствии с планом практики;
Взаимодействие с родителями:
Информация в родительском уголке о начале работы над темой космос.
Приглашение к участию.
Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
- «Тайна красной планеты».
- «Загадочная планета».
Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машинах, планетах Солнечной системы.
Материал: планшеты с установленной программой StarWalk 2;
для 1 опыта:блюдце, бумажная салфетка, резиновые перчатки, мочалка из тонкой стальной проволоки;
2. Песок, камешки, большой поднос с высотой края 2-3см, ложки, совочки, полиэтилен; в поддон насыпать песок, разравнять.
3. Мoлoкo c высокой жиpнocтью или сливки, пипeткa, пищeвыe кpacитeли 3-4 цветов, вaтныe пaлoчки, cpeдcтвo для мытья пocуды, емкость плоская.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, ребята, уважаемые родители!
- Мы продолжим сегодня путешествовать по бескрайним просторам звездного неба и космоса. А точнее- будем исследовать Марс. Мы уже многое знаем об этой планете по просмотру познавательных мультфильмов, по чтению энциклопедий и познавательным беседам.
И сегодня мы найдем в нашей звездной галактике Марс.Увидим в какой точке он находится на данный момент? Что происходит на Марсе прямо сейчас! Попробуем разгадать секреты этой загадочной планеты. И поможет нам в этом наша интерактивная программа StarWalk 2.
И ничего сложного нам делать не нужно-взять свои планшеты, включить их и поднять к небу. И тысячи звезд, комет и астероидов окажутся в нашем распоряжении. Начинаем?! (Да!)
Сегодня Марс должен находиться в это время: (предварительно посмотреть в каком месте окажется Марс на время занятия) Включаем планшеты, настраиваем определенный угол по компасу (Во всем принимают участие и дети и родители)
- Что Вы видите?
- Кто уже нашел Марс? Какая она по счету от Солнца? Как выглядит?
- Молодцы!
Дети и родители: Марс красно-рыжего оттенка с пятнами и кратерами на поверхности, с полюсами на юге и севере укутанные белыми шапками-льдами.
Покрутите Марс, рассмотрите ее с разных сторон. Посмотрели? Появились вопросы или вам все известно про эту планету? Попробуем вместе разгадать некоторые секреты…Кто из Вас может прямо сейчас ответить на вопрос:
- Почему Марс красно-рыжего оттенка?
(На Марсе, то есть в почве много железа и это придает поверхности планеты красновато-рыжий цвет.)
Давайте уберем планшеты и порассуждаем…присаживайтесь на пуфики полукругом. (Планшеты отдаём гостям.)
- А где еще мы можем это увидеть, понаблюдать, потрогать? Это возможно?
(Видео сюжет от Евы и ее мамы.)
- Ой, а у нас видео звонок от Евы и ее мамы Татьяны Рудольфовны.
- Здравствуйте!
(Домашние культурные практики: опыт «Марсианская ржавчина» видео от семьи Сони.)
Опыт «Марсианская ржавчина»
Цель. Закрепить знания детей об образовании ржавчины.
Материал: Блюдце, бумажная салфетка, резиновые перчатки, мочалка из тонкой стальной проволоки. Опыт провести заранее: сложить пополам салфетку и положить на блюдце, положить мокрую мочалку на салфетку, по истечении нескольких дней на мочалке появляется ржавчина.
Ход.
Видео – семейные культурные практики
Мама:
- Всем, всем привет от семьи Смирновой Евы.
Ева: Мы сейчас находимся у себя дома и тоже изучаем Марс, и мы узнали почему почва Марса красно-рыжего оттенка, хотите поделимся секретом…?
-Тогда повторяйте за мной!
- Наденьте перчатки. Потрите мочалку пальцами, которую мы заранее приготовили для эксперимента. Что вы заметили? Твердый серебристый металл из которого состоит наша мочалка, покрылся налетом- как красный порошок. Почему?
Вывод: Стальная проволока содержит железо, которое соединяется с кислородом и образует вот такой красный порошок. Этот красный порошок и называется ржавчина.
«Научная консультация» от мамы: Почва на Марсе, состоит в основном из кремния, кислорода из железа. Избыток оксида железа, то есть соединения железа и кислорода, называется ржавчиной, он и придает Марсу красный оттенок. На Марсе, часто дующие бури, поднимают в атмосферу облака красной пыли и песка, которые могут находиться в марсианском небе несколько месяцев подряд.
Педагог: Спасибо, за интересный эксперимент и научную консультацию. Очень интересно и все сразу стало понятно. А вы поняли ребята почему Марс – красная планета? И где у нас на Земле это можно увидеть? Помните, мы с вами тоже пару дней назад спрятали предметы в разные тарелки, проверим… (мы с детьми в 2 тарелках сложили предметы: гвоздь, ложку, скрепку, булавку - 2 предмета свернули в салфетки намоченные водой и 2 предмета сложили в салфетку сухую) - проверим, что у нас получилось.
(В нишах 2 столов тарелки, их ставим на стол и рассматриваем.)
Дети: Да, на влажных салфетках образовался налет красно-рыжего цвета, значит ржавчину мы видим- на всех металлических предметах, соприкасающихся с водой. Это значит, что и в почве Марса много оксида железа и кислорода- так называемой ржавой пыли, он придает планете красный оттенок.
Разгадаем Вторую тайну: это пятна.
- А кто вспомнит где еще мы наблюдали такие пятна?
(Дети: такие пятна есть на Луне, и на Меркурии.)
- Да, совершенно верно! Эти пятна – кратеры. Вы все правильно подметили.
- Давайте найдем самые большие пятна (кратеры), от чего они могли появиться?
- И опять у нас есть видео звонок от Сони и ее мамы Татьяны Николаевны.
(Домашнее задание на тему: опыт «Метеоритный кратер» видео от семьи Сони….)
Опыт: «Метеоритный кратер»
Цель. Выяснить с помощью опыта - как образуются кратеры на поверхности планет.
Материал. Песок, камешки, большой поднос с высотой края 2-3см, ложки, совочки, полиэтилен; в поддон насыпать песок, разравнять.
Ход.
Здравствуйте! Я вам хочу показать – почему образуются кратеры. (Можно показать готовые варианты кратеров - емкости разного размера с песком, мукой и отпечатки кратеров тоже разного размера) Хотите проделать такой эксперимент?
Представьте, что песок (мука) – это поверхность планеты, а шары, камни- это метеориты. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Атмосфера Марса в 100 раз тоньше Земной, и это плохо защищает планету от ударов из вне).
Набираем песок (муку) в ложки и бросаем в поддон, так же бросаем камешки.
(Можно бросать песок с разной высоты и в емкости разного размера.)
- На что стала похожа поверхность? Почему ямки получились разными? Похожи ли наши метеоритные кратеры на настоящие?
(Похожи!)
Вывод: На Марсе кратеры образовались из-за столкновений ее с другими космическими телами. Это могли быть и астероиды, и метеороиды - это осколки камней астероида. А все потому, что на Марсе нет такого защитного слоя атмосферы как на нашей планете, то есть он очень тонкий. Атмосфера там состоит в основном из углекислого газа.
- Спасибо вам за такие интересные факты о Марсе.
Мы сами смогли разгадать некоторые тайны Красной планеты.
Вам понравилось? (Да, очень!) Продолжим еще исследовать Марс? (Да!)
- Давайте сделаем заметки о наших исследованиях. (заполняем Дневник наблюдений)
А пока мы с вами рассматривали Марс и разгадывали его секреты, Даша с мамой в это время разгадали еще одну тайну- марсианские рассветы и закаты- какие они? Такие же как у нас…или нет?
Посмотрим вместе?! (Да!) – Смотрим видео.
Эксперимент: «Марсианские закаты»
Видео – семейные культурные практики
Мама Н.И.: Дашенька, а как ты думаешь, бывают ли на Марсе закаты и рассветы как у нас на Земле? как они выглядят?
Даша: Мамочка, я помню мы недавно любовались закатом – это было так красиво, просто восхитительно. И даже не знаю, где еще можно увидеть такую красоту?
Н.И.: Оказывается, Марс так схож с нашей планетой, что там даже можно наблюдать рассветы и закаты. И это нам видно со снимков марсоходов, которые отправляют эти снимкина Землю.
Марсианские рассветы и закаты представляют собой полную противоположность Земным. Из-за рассеянной в атмосфере планеты пыли они окрашены в голубые тона.
Дашуля, а хотела бы ты сотворить сама Марсианский рассвет или закат?
Даша: Конечно, я очень хочу!!!
Ребята, а хотите мы и вам покажем?!
Дети: Да, конечно хотим.
Пpиcтупим к coздaнию «Марсианского заката».
Для этoгo нaм пoнaдoбилиcь: сливки или мoлoкo c высокой жиpнocтью (я бpaлa 6%) пипeткa, пищeвыe кpacитeли, вaтныe пaлoчки, cpeдcтвo для мытья пocуды. Пepвый oпыт c тумaннocтью я пpoвeлa caмa. Peзультaт пpeвзoшeл дaжe мoи oжидaния – закаты и рассветы на Марсе тоже могут быть красивы!
Pиcoвaть нa мoлoкe нужнo aккуpaтнo, cпoкoйнo пepeдвигaя цвeтa пo пoвepxнocти.
Даша: Cнaчaлaя кaпнула из пипeтки нecкoлькo кaпeль paзнoгo кpacитeля. Жeлaтeльнo кaпaть eгo нa paccтoянии дpуг oт дpугa, чтoбы цвeтa нe cмeшивaлиcь. Зaтeм бepeм вaтную пaлoчку, мaкaем ee в мoющee cpeдcтвo и oпуcкaeм в цeнтp цвeтнoй кaпли. Haблюдaeм зa peaкциeй и ocтopoжнo, пo вepxнocти pиcуeм нa мoлoкe. Mы пoвтopили эти pиcунки чeтыpe paзa, пepвый был мoй, в oбщeй cлoжнocти у мeня ушлoдвa пaкeтa мoлoкa.
Ecли вaм интepecнo пoчeму кpacитeль cpaзу нecмeшивaeтcя c мoлoкoм и цвeтa кpacитeля нe cмeшивaютcя дpугc дpугoм, вoт нeбoльшaя cпpaвкa: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Пpoиcxoдит буpнaя xимичecкaя peaкция, кoтopую мы мoжeм нaблюдaть блaгoдapя пищeвым кpacитeлям. Kaк тoлькo мoющee cpeдcтвo paвнoмepнo cмeшивaeтcя c мoлoкoм (чacтичнo pacтвopяeтcя, чacтичнo пpикpeпляeтcя к мoлeкулaм жиpa), peaкция зaтиxaeт и ocтaнaвливaeтcя. Boт в чeм ceкpeт этoгo зaнимaтeльнoгo xимичecкoгo oпытa. Чтoбы пoвтopить цвeтнoй взpыв в мoлoкe пpocтo дoбaвьтe eщe кaпeльку мoющeгo cpeдcтвa.
За этим интересно наблюдать, однако наши рассветы и закаты намного красивее, зрелищнее.
Сколько неразгаданных тайн в этом необъятном Космосе!
Мастер класс – семейные культурные практики
А Тимофей и его папа приготовили для нас космический сюрприз.
Фокус «Черная дыра» и «Невесомость или летающий стол»
Вам понравилось сегодня рассматривать Марс, как будто он здесь, прямо перед нами и можно разместить прямо на ладошку?
(Да, очень!)
- Вы хотели бы продолжить эти путешествия?
(Вдруг раздается видео звонок от семьи Севы Поздеева и его мамы Вероники Валерьевны.)
Видео – семейные культурные практики
Сева: Подождите, подождите, я тут уже собрался с исследовательской миссией на Марс и думаю без чего же мне не обойтись…
Вероника Валерьевна (мама): - Тебе потребуется много всего и в первую очередь – ракета.
Сева: ну, это я построю.
Мама: а сборы космической экспедиции?
Сева: Ооо, как же я мог забыть про мои любимые кружки, я без них никуда, точно возьму их с собой. (показывает, появляется картинка с 2 одинаковыми кружками)
Мама: Кстати, ребята, и их родители ведь космонавты должны много знать и уметь, справляться с разными нестандартными ситуациями - вот вам от нашей семьи загадка:
Найдите отличия у этих 2 кружек, нет-нет они невидимые!
Ответ (пример):
1) одна кружка сделана из стекла а другая из пластмассы;
2) одна кружка куплена в Италии, а другая в г.Ижевске в Ашане;
3) одна кружка стоила 150 рублей, а вторая 50 рублей.
Молодцы, какие вы умные, сообразительные, творческие, нашли решение в нестандартной задачке! Желаю Вам успехов и покорения вершин!
Рефлексия
Педагог: Спасибо всем за работу, мне было приятно работать с вами со всеми в одной команде, надеюсь и вам было интересно.
- Что вам понравилось больше всего?
Какие тайны космоса вы бы хотели разгадать в следующий раз?
- Спасибо за работу! Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Совместная деятельность родителей и детей"
Консультация для родителей«Совместная деятельность родителей и детей.В дошкольном возрасте очень часто родители не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми. Многие думают, что д...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей в сети интернет по теме: «Что рассказывать детям о войне».
Педагогом разработан образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей в сети интернет в домашних условиях....
Рекомендации для родителей "Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста"
Эффективный прием привлечения внимания ребенка - действия взрослого с игрушками без предварительного объяснения и приглашения...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей по теме "Подготовка детей к школе"
Образовательный маршрут "Подготовка детей к школе" содержит информацию для родителей, которая поможет узнать все сведения о подготовке детей к школе: какие занятия следует посещать, к...
Консультация для родителей «Совместная деятельность родителей и детей.»
Полноценная семья – мама, папа и малыш. Что может быть прекрасней! Часто родители видятся с ребенком только вечерами после работы и только свой законный выходной могут провести вместе со всей семьей ....
Консультация для родителей «Совместная деятельность родителей и детей"
laquo;Совместная деятельность родителей и детей"...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей «Звезды»
Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений....