Развитие творческих способностей дошкольников через ассоциативные игры
статья
Применение ассоциативных игр на интегрированных занятиях художественно-эстетического цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assotsiattvnye_igry.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольников через ассоциативные игры.
В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы духовного развития ребенка, формируется его эстетическое сознание, художественная культура. Этот процесс осуществляется наиболее эффективно, если на интегрированных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками использовать игровую деятельность.
Ведь игра – это естественная форма существования детей. Она способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формирует умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивает мышление, внимание и воображение.
В.А. Сухомлинский так сказал о влиянии игровой деятельности на развитие ребенка: «…игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровые технологии на занятиях музыка-изо являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по овладению искусством.
Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр воспитывающих художественный и музыкальный вкус.
Функции игры на интегрированных занятиях Музыка - ИЗО
1. Обучающая;
2. Коммуникативная;
3. Игротерапевтическая;
4.Психотехническая;
- 5. Самореализации;
6. Развития творческих способностей и креативности.
Игровая деятельность на интегрированных занятиях состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые дети решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели, движений, музыкальных импровизаций и т.д. Задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
По форме игровые упражнения могут быть:
- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
- устными (ответы на теоретические вопросы);
- музыкальными (анализ музыкальных произведений).
- игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти;
Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике могут стать ассоциативные игры.
В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии.
К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Но как развить ассоциативное мышление, научить творчески, мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? В этом и заключается задача педагога.
Оперируя различными средствами, произведения искусства в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Например, в пьесе Дж. Россини «Кошачий дуэт», цепь ассоциаций налицо: кошка резкая и мягкая, капризная и уступчивая, добрая и злая.
После прослушивания вокального дуэта предлагаем детям
- услышать характеры двух кошек и описать их словами
Показать как двигается добрая кошка и как злая, какая у них при этом мимика. А затем перевоплотиться в образы этих животных.
- А если мы захотим нарисовать этих кошечек? Определим характер образов линией и цветом;
- Нарисуем любою из кошек.
- Поиграть в «угадайку».
«Ярмарка».
- прибытие на ярмарку под русскую народную музыку;
- на прилавках изделия декоративно-прикладного искусства: деревянная хохлома и глиняная Гжель;
- рассматривание украшений, их элементов, цвета;
- обращаем внимание на материал изделий; Как звучит глина, а как дерево?(звонко и глухо-сухо)- - определение характера звучаний изделий;
- выбор инструментов шумового оркестра, подходящих под звучание изделий;
- исполнение на инструментах.
Роль игры на занятиях:
Для педагога игровые технологии на занятиях эстетического цикла должны стать формой организации активного общения с детьми, направленные на цели обучения и воспитания. А для детей -возможностью самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры.
В работе описывается влияние театрализованных игр на творческие способности дошкольников....
МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
Мастер-класс для педагогов ДОУ с использованием программы Чуриловой Э.Г. "Арт-фантазия"...
Развитие творческих способностей дошкольников через д/игры с пластиковыми крышками
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи:Образовательные:-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.Развивающие: -развивать сенсорные способно...
План мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников через развивающие игры
План мероприятий...
Деловая игра c педагогами «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Для воспитателей детского сада...
«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...