Роль семьи в формировании личности ребёнка. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Для нас является важным уловить те моменты, те особенности воспитания, которые способствуют развитию в семьях поистине творческих людей. Поэтому мы вправе назвать эту тему актуальной. Педагогов, несомненно, привлекает тематика творческого воспитания детей; возможных будущих деятелей культуры, продолжателей каких-то устоявшихся традиций, потенциальных новаторов в различных областях искусства. Еще с давних времен сложились определенные традиции и законы воспитания детей в семье. Роль отца в воспитании детей заключалась в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих благополучие и образ жизни ребенка. Во власти отца было наказание и помилование - отец, как правило, был последней инстанцией при принятии ответственных решений в жизни семьи. Материальная ответственность за семью также лежала на плечах отца - он должен был обеспечить жену и детей, а также прививать навыки адаптации к взрослой жизни уже подросшему ребенку Роль матери в воспитании детей была несколько иной. Мать традиционно считалась защитницей ребенка - это было обусловлено материнским инстинктом, выражающимся материнской любовью, постоянными думами и молитвами за детей. Дети – самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спрашивать, любят ли родители своих детей, желают ли им добра, здоровья и счастья. Конечно, любят и желают. Но тогда почему, же так часто родители срывают свое раздражение, свое нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых, обожаемых? Отдать жизнь за ребенка – да, в любую минуту! А не кричать на него, по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, а родителям нужно куда – то бежать, они постоянно торопятся. Работая в дошкольном учреждении, мы общаемся с детьми, их родителями. Но иногда даже со стороны видно, как родители относятся к своим детям и наоборот. Придя за ребёнком в детский сад, многие родители на малейший каприз ребёнка отвечают им раздражительно. Да, понимаем, у многих сложная работа, они устали, раздражены, но в детском саду их ждал ребёнок, и он хочет получить ответ на свой вопрос, может даже заданный в капризном тоне. И вот здесь мы, взрослые, должны быть более терпеливы к детям. Может быть, мы скажем банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: "С осины не собирают апельсины» и "Яблоко от яблони недалеко падает». Родители должны подавать пример своим детям: любить друг друга, заботиться друг о друге. А дети должны уважать старших оставаться послушными и благодарными. И только тогда будет крепка семейная связь, крепко будет стоять семейное благоустройство. Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей — недостаток свободного времени, особенно у отцов. И это объяснимо: время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же нужно найти немного времени и поиграть, позаниматься с ребёнком, и они вас за это отблагодарят, даже тем, что они станут ближе к вам. Семейный мир дороже клада, дороже золота, дороже всего, что только может быть дорого человеку здесь на земле. С малых лет родители должны приучать детей к посещению храма Божия, любить Бога. Прежде всего, когда родители сами живут в вере, они тем самым и ребенка воспитывают в вере. Каждый человек в своём семействе усваивает первые навыки, приучается к хорошему или плохому поведению, усваивает характер. В доброй семье и дети вырастают добрыми и, наоборот, в плохом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием христианской нравственности. Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению Христовых заповедей, как в своём доме. Дом и семья для нас должны быть второю церковью. И здесь велика обязанность родителей семейства к своим детям. Родители должны знать всё, что дети узнают в детстве своём, всё это останется с ними на всю жизнь. В дошкольном учреждении мы педагоги в тесном контакте работаем с родителями. И здесь главной задачей нашей является помочь детям сформировать в них духовные и общечеловеческие ценности, приобщить к традициям русского народа, к истокам народной культуры. Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. С возрастом влияние семьи ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Она осуществляет социализацию личности, обеспечивает преемственность традиций. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок знал уникальность своего народа, историю своей семьи, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Нам нужно донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Сегодня повсеместно возрастает интерес к русской народной культуре, народным традициям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ. Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. И если будут сохраняться семейные традиции, то большая уверенность в том, что ребёнок будет тянуться домой, будет любить своих родителей. Его не перетянет улица с всякими печальными неожиданностями, ребёнок будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии. Приобщение детей к народной культуре, народным традициям обеспечивает связь поколений. Большую роль в приобщении к народным традициям играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Также педагог должен установить тесную связь с родителями: совместное участие в творческих мероприятиях, тематические выставки, консультации, беседы, анкетирование, мастер – классы. И эта совместная работа педагога и родителей поможет детям почувствовать себя частичкой великого народа, научит детей любить свою Родину – Россию. Список литературы 1. Атангулов У. Ш. Этнопедагогика: курс лекций. - Сибай: издание Сибайского института БашГУ, 2004. – 158 с. 2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2004. – 320 с. 3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – 2-е изд. – М. : Академия, 2000. – 232 с. 4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ под. ред. Силяева Е. Г. - 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2004. – 192 с. 5. Растимешин Д. Вокруг развития и воспитание // Семья и школа. – 2005. – № 5. –С. 4-9.
|