Краткосрочный проект "Масленица"
проект (младшая группа)
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_maslenitsa.docx | 63.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24»
села Журавского Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края
Краткосрочный проект в младшей группе
«Масленица»
ВОСПИТАТЕЛИ: Камышова Г.И.
Дубейко О.Г.
2021 год
Солнце круглое как блин, Улыбаясь, светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети. (Т. Кайзер) |
Введение
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни.
Объект исследования: народный праздник Масленица.
Предмет исследования: древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.
Актуальность данного проекта состоит в том, что, имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Гипотеза проекта. Если в группе создать благоприятные условия для проведения «Масленичной недели», проведение бесед на тему «Масленица», заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель проекта: способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи проекта:
1. Дать первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица» с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
5. Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
Ожидаемые результаты проекта
для детей:
дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
получение представлений о народных играх, обрядах;
получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
для педагогов:
освоение проектного метода;
работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;
выбор формы реализации проекта;
организовать праздник для детей по данной теме;
помощь в подборе музыкального сопровождения;
организация места проведения праздника.
для родителей:
участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений и выпекании блинов;
организовать в родительском уголке выставку рисунков.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий по приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям, помогающим заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирование основ самосознания и индивидуальности.
Тактические цели
1. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
2. Сформировать интеллектуально-творческий потенциал в деятельной мотивации ребенка - дошкольника.
3. Организовать психолого – педагогическую поддержку в детском коллективе.
Участники реализации проекта: дети, педагоги, родители.
Принципы для проекта:
- Принцип наглядности – широкое использование в процессе обучения и воспитания детей зрительных ощущений, восприятий, образов и всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
- Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
- Принцип систематичности и последовательности - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
- Принцип деятельности - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
- Принцип целенаправленности – построение и планирование воспитательной и образовательной работы, определение места каждого мероприятия, подготовка и проведение каждого мероприятия подчинены главной цели данного проекта.
- Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание ребенка, вызывая интерес ребенка к деятельности, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
- Принцип интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
- Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Срок реализации: две недели (с 03 по 16 марта 2021 года)
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | - Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта. - Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор материала, пособий и литературы по теме. - Составление плана совместных действий с детьми. - Создание развивающей среды для работы по реализации проекта. - Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица». - Подготовка наглядного и консультационного материала для родителей. | 03.03 – 07.03 |
2. | Практический этап | - Реализация содержания проекта. - Отслеживание процессов, анализ состояния. - Проведение праздника «Масленица». | 08.03-12.03 |
3. | Обобщающе - результативный этап | - Подготовка аналитического отчета. - Обобщение и распространение опыта: организация фото-выставок, рисунков детей. - Выявление знаний детей о традиционном русском празднике «Масленица». | 12.03 – 14.03 |
4. | Презентация проекта | - Создание и презентация проекта. | 15.03 - 16.03 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | 1. Проведение подвижных и народных игр «Ручеек», «Плетень», «Перетяни канат» и «Ровным кругом». 2. Проведение совместно с музыкальным руководителем интегрированного занятия-развлечения «Масленица». | Подвижная игра Развлечение |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | 1. Беседа «Кто такой скоморох?» 2. Проведение сюжетно- ролевой игры «Я пеку, пеку, пеку…» 3. Фольклорный праздник "Масленица". | Беседа Сюжетно-ролевая игра Праздник |
3. | «Познавательное развитие» | 1. Беседа об истории проведения народного праздника. 2. Рассматривание иллюстраций о масленице. 3. Проведение дидактической игры «Какие бывают блины?» | Беседа Беседа по иллюстрации Дидактическая игра |
4. | «Речевое развитие» | 1. Проведение словесной игры «Продолжи пословицу» 2. Чтение потешек, небылиц. 3. Заучивание закличек, пословиц. | Игра |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Лепка «Блины». 2. Рисование «Ой, блиночки, блиночки!» 3. Игра на русских музыкальных инструментах. 4. Инсценировка «Сказки-шумелки». 5. Проведение совместно с музыкальным руководителем интегрированного занятия-развлечения «Масленица». | НОД, игра, праздник |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме праздника Масленица; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр;
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути их преодоления
Выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольного педагогического коллектива.
В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития духовно – нравственных качеств, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2019.
2. Рабочая программа художественно-эстетическому воспитанию по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Народоведение»
3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
5. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992
6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.
7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
9. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.
В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....
Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.
Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...
. Краткосрочный проект “ Я расту ”
краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...
. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”
краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...
Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"
Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; - воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....
Краткосрочный проект «Транспорт»
Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...