Краткосрочный проект "Масленица"
проект (младшая группа)

Дубейко Ольга Георгиевна

Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_maslenitsa.docx63.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24»

села Журавского Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края

Краткосрочный проект в младшей группе

«Масленица»

Народные гуляния "Широкая Масленица - 2020"

ВОСПИТАТЕЛИ: Камышова Г.И.

                                Дубейко О.Г.

2021 год

Солнце круглое как блин,

Улыбаясь, светит.

Рады теплой встрече с ним

Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Введение

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни.

Объект исследования: народный праздник Масленица.

Предмет исследования: древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.

        Актуальность данного проекта состоит в том, что, имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

         Новизна проекта.  Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

         Гипотеза проекта. Если в группе создать благоприятные условия для проведения «Масленичной недели», проведение бесед на тему «Масленица», заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Цель проекта: способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:

1.  Дать первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица» с характерными для него обрядами.

2.  Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3.  Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4.  Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

  5. Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

  • получение представлений о народных играх, обрядах;

  • получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

  • развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

для педагогов:

  • освоение проектного метода;

  • работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;

  • выбор формы реализации проекта;

  • организовать праздник для детей по данной теме;

  • помощь в подборе музыкального сопровождения;

  • организация места проведения праздника.

для родителей:

  • участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений и выпекании блинов;

  • организовать в родительском уголке выставку рисунков.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий по приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям, помогающим заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирование основ самосознания и индивидуальности.

Тактические цели

1. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

2. Сформировать интеллектуально-творческий потенциал в деятельной мотивации ребенка - дошкольника.

3. Организовать психолого – педагогическую поддержку в детском коллективе.

Участники реализации проекта: дети, педагоги, родители.

Принципы для проекта:

  1. Принцип наглядности – широкое использование в процессе обучения и воспитания детей зрительных ощущений, восприятий, образов и всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
  2. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  3. Принцип систематичности и последовательности - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  4. Принцип деятельности - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  5. Принцип целенаправленности – построение и планирование воспитательной и образовательной работы, определение места каждого мероприятия, подготовка и проведение каждого мероприятия подчинены главной цели данного проекта.
  6. Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание ребенка, вызывая интерес ребенка к деятельности, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
  7. Принцип интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  8. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

Срок реализации: две недели (с 03 по 16 марта 2021 года)

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор материала, пособий и литературы по теме.

- Составление плана совместных действий с детьми.

- Создание развивающей среды для работы по реализации проекта.

- Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица».

- Подготовка наглядного и консультационного материала для родителей.

 03.03 – 07.03

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

-  Отслеживание процессов, анализ состояния.

- Проведение праздника «Масленица».

08.03-12.03

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта:

организация фото-выставок, рисунков детей.

- Выявление знаний детей о традиционном русском празднике «Масленица».

12.03 – 14.03

4.

Презентация проекта

- Создание и презентация проекта.

15.03 - 16.03

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

1. Проведение подвижных и народных игр «Ручеек», «Плетень», «Перетяни канат» и «Ровным кругом».

2. Проведение совместно с музыкальным руководителем интегрированного занятия-развлечения «Масленица».

Подвижная игра

Развлечение

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Беседа «Кто такой скоморох?»

2. Проведение сюжетно- ролевой игры «Я пеку, пеку, пеку…»

3. Фольклорный праздник "Масленица".

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Праздник

3.

«Познавательное развитие»

1. Беседа об истории проведения народного праздника.

2. Рассматривание иллюстраций о масленице.

3. Проведение

дидактической игры

«Какие бывают блины?»

Беседа

Беседа по иллюстрации

Дидактическая игра

4.

«Речевое развитие»

1. Проведение словесной игры «Продолжи пословицу»

2. Чтение потешек, небылиц.

3. Заучивание закличек, пословиц.

Игра

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Лепка «Блины».

2. Рисование «Ой, блиночки, блиночки!»

3. Игра на русских музыкальных инструментах.

4. Инсценировка «Сказки-шумелки».

5. Проведение совместно с музыкальным руководителем интегрированного занятия-развлечения

«Масленица».

НОД, игра, праздник

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме праздника Масленица; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр;
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к   занятиям.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий, согласование учебных планов и рабочих программ.

Продумать способы морального поощрения.

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности

Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте

Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников

Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег

Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.

Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании

Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Низкая активность родителей в реализации задач проекта

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий.

           

Выводы:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольного педагогического коллектива.

          В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития духовно – нравственных качеств, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2019.

2. Рабочая программа художественно-эстетическому воспитанию по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Народоведение»

3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

5. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992

6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.

7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

9. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.

В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

. Краткосрочный проект “ Я расту ”

краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект «Транспорт»

Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...