Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
методическая разработка (средняя группа)

Панахова Махбуба Амирмирза кызы

Организация групповой работы  дошкольников в ходе выполнения  проекта в детском саду.

                        Перед человеком к разуму три пути:

                        путь размышления – самый благородный;

                        путь подражания – самый лёгкий;

                        путь личного опыта – самый тяжёлый.      Конфуций.

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов, которые можно рассматривать,  показывать  родственникам и друзьям; составление карты своего района или города с  описанием, рисунками и фотографиями  достопримечательностей; изготовление макетов, выставки и т.д.  Как же происходит  освоение  дошкольником проектной деятельности? До пяти лет  ребёнок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие опыта  не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания  удовлетворяют  их потребность  в активной деятельности. К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый,  развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются  к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность.

Проектная деятельность проходит несколько этапов. На первом этапе задача педагога- осуществлять с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Второй этап – «сбор информации». Третий этап – «реализация проекта». Четвёртый этап – «презентация», в основу которой закладывается продукт, имеющий ценность для детей.

Приведём пример реализации проекта с детьми среднего , старшего дошкольного возраста.

Тема проекта: Фонари моего города, Санкт – Петербурга.

По составу участников:  групповой.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

По тематике: комплексный.

По срокам реализации: 1 год.

Реализация образовательных областей: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно -эстетическое, речевое развитие.

                                         Задачи проекта:

1.      Развитие эстетических способностей.

2.      Развитие познавательных интересов.

3.      Развитие творческих способностей.

4.      Развитие коммуникативных  способностей.

                              Схема реализации проекта.

1 этап: определение темы проекта.

Прогулка по городу. Наблюдение за фонарями.

Составление коллекции «Фонари Санкт – Петербурга»

Проблемное обсуждение: Почему в нашем городе такие разные фонари?

 2 этап: подготовительный.

Рассматривание изображений из коллекции: классификация изображений по разным основаниям, анализ  изображений по вопросам:

Что мы знаем о фонарях нашего города?

Что мы хотим узнать?  Как мы можем узнать?

3 этап:  реализация проекта.

Тема: «Как выглядели  первые петербургские фонари?» (проблемное обсуждение)

            «Всегда ли фонари были  такими красивыми?» (посещение музея «Уличного фонаря», проблемное обсуждение, рисование «Фонари – стражи города» и т.д.)

Тема: «Кто помогает фонарям охранять город и горожан?» (рассматривание фонарей, проблемное обсуждение, рассматривание иллюстраций  с мифами и легендами,  и рассказывание  фрагментов, рисование  по сюжетам мифов).

Тема: «Всегда ли фонари так ярко освещали улицы нашего города?»

(проблемное изложение «как зажигали первые петербургские фонари»; знакомство с источником света; опыты со светом; чтение  фрагментов из сказки «Старый уличный фонарь» Г.-Х. Андерсена; рассматривание скульптурного изображения фонарщика на Одесской улице).

Тема: «Как украшены фонари Санкт – Петербурга?» (поиск в коллекции самых красивых, необычно украшенных фонарей; выдвижение гипотез «почему фонарь украшен так?»; игры – фантазии» о чём рассказывает фонарь», «мой любимый  петербургский фонарь»; пластилинография: «фонарь, который мне понравился»; лепка «фонарь – помощник мой»; аппликация: «фонари нашей улицы»; рисование: «хоровод фонарей, зарисуй поскорей» - по трафарету; конструирование из бумаги праздничных фонариков; проведение тематического досуга «праздник фонариков» - как фонари нам помогают справиться с темнотой)

4 этап: завершение проекта.

 Коллективная работа – создание дизайн проекта «Улица красивых фонарей». Подготовка и проведение экскурсии «По улице красивых фонарей».

 

 Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно – ориентировочном взаимодействии способствует развитию  свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в  проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников  внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет  удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация групповой работы  дошкольников в ходе выполнения  проекта в детском саду.

                        Перед человеком к разуму три пути:

                        путь размышления – самый благородный;

                        путь подражания – самый лёгкий;

                        путь личного опыта – самый тяжёлый.      Конфуций.

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов, которые можно рассматривать,  показывать  родственникам и друзьям; составление карты своего района или города с  описанием, рисунками и фотографиями  достопримечательностей; изготовление макетов, выставки и т.д.  Как же происходит  освоение  дошкольником проектной деятельности? До пяти лет  ребёнок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие опыта  не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания  удовлетворяют  их потребность  в активной деятельности. К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый,  развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются  к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность.

Проектная деятельность проходит несколько этапов. На первом этапе задача педагога- осуществлять с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Второй этап – «сбор информации». Третий этап – «реализация проекта». Четвёртый этап – «презентация», в основу которой закладывается продукт, имеющий ценность для детей.

Приведём пример реализации проекта с детьми среднего , старшего дошкольного возраста.

Тема проекта: Фонари моего города, Санкт – Петербурга.

По составу участников:  групповой.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

По тематике: комплексный.

По срокам реализации: 1 год.

Реализация образовательных областей: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно -эстетическое, речевое развитие.

                                         Задачи проекта:

  1. Развитие эстетических способностей.
  2. Развитие познавательных интересов.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Развитие коммуникативных  способностей.

                              Схема реализации проекта.

1 этап: определение темы проекта.

Прогулка по городу. Наблюдение за фонарями.

Составление коллекции «Фонари Санкт – Петербурга»

Проблемное обсуждение: Почему в нашем городе такие разные фонари?

 2 этап: подготовительный.

Рассматривание изображений из коллекции: классификация изображений по разным основаниям, анализ  изображений по вопросам:

Что мы знаем о фонарях нашего города?

Что мы хотим узнать?  Как мы можем узнать?

3 этап:  реализация проекта.

Тема: «Как выглядели  первые петербургские фонари?» (проблемное обсуждение)

            «Всегда ли фонари были  такими красивыми?» (посещение музея «Уличного фонаря», проблемное обсуждение, рисование «Фонари – стражи города» и т.д.)

Тема: «Кто помогает фонарям охранять город и горожан?» (рассматривание фонарей, проблемное обсуждение, рассматривание иллюстраций  с мифами и легендами,  и рассказывание  фрагментов, рисование  по сюжетам мифов).

Тема: «Всегда ли фонари так ярко освещали улицы нашего города?»

(проблемное изложение «как зажигали первые петербургские фонари»; знакомство с источником света; опыты со светом; чтение  фрагментов из сказки «Старый уличный фонарь» Г.-Х. Андерсена; рассматривание скульптурного изображения фонарщика на Одесской улице).

Тема: «Как украшены фонари Санкт – Петербурга?» (поиск в коллекции самых красивых, необычно украшенных фонарей; выдвижение гипотез «почему фонарь украшен так?»; игры – фантазии» о чём рассказывает фонарь», «мой любимый  петербургский фонарь»; пластилинография: «фонарь, который мне понравился»; лепка «фонарь – помощник мой»; аппликация: «фонари нашей улицы»; рисование: «хоровод фонарей, зарисуй поскорей» - по трафарету; конструирование из бумаги праздничных фонариков; проведение тематического досуга «праздник фонариков» - как фонари нам помогают справиться с темнотой)

4 этап: завершение проекта.

 Коллективная работа – создание дизайн проекта «Улица красивых фонарей». Подготовка и проведение экскурсии «По улице красивых фонарей».

 Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно – ориентировочном взаимодействии способствует развитию  свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в  проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников  внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет  удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

      При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду .

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей....

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие комму...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

Рекомендации педагогам дошкольного образования при организации проэктной деятельности в детском саду....