«Знакомство с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом».
план-конспект занятия (старшая группа)
«Знакомство с творчеством П. И. Чайковского
«Детский альбом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_muzyke.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Знакомство с творчеством П. И. Чайковского
«Детский альбом»
Ход НОД.
(Слайд 1) Звучит «Марш деревянных солдатиков».
Дети маршируя входят в зал
Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.
Муз.рук. Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….
Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского. (Слайд 2) Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца.А кто же он по профессии?
Муз.рук.Правильно!Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П.И.Чайковский
является великим русским композитором. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Муз.рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, (Слайд 3) в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с
машинками, (Слайд 4) а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, (Слайд 5) как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.) (Слайд 6)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории.Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил,указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию(высшее музыкальное учебное заведение). В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра.(Оркестр это группа музыкантов,совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.,дирижер-управлять,руководить оркестра) А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?
Ответы детей.
Муз.рук. -Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом».
-Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?
Ответы детей
А теперь обратите внимание на экран. Посмотрите, это «Детский альбом» П. И. Чайковского. (Слайд 7Сочиненный для ребят, Много-много лет назад.
- И сегодня мы прослушаем несколько музыкальных пьес из «Детского альбома». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.
Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой
«Детский альбом» специально для своего племянника Володи, (Слайд 8)
чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Муз.рук. - Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется (Слайд 9) «Сладкая греза». Греза - это мечта,сон.Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(Звучит «Сладкая греза).
Муз.рук. Понравилась вам музыка?
Муз.рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: … (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).
Муз.рук: Все правильно говорите.Ребята, а у вас есть мечта? Тихо никому о ней не говорите, а то спугнёте мечту, и она не исполнится. Давайте помечтаем с вами под эту красивую музыку.
Муз.рук.А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (Слайд 10)
Посмотрите, пожалуйста, на экран
Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.
(Звучит «Марш деревянных солдатиков»).
Муз.рук: Дети, вы вспомнили, что это за музыка?
Муз.рук: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Дети:Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно.
Муз.рук:Какое настроение у солдатиков?
Дети: Веселое, бравое.
Муз.рук:Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
Звучит «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
Муз.рук: Молодцы, ребята, хорошо маршировали!
- Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу.
Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется (Слайд 11) «Новая кукла».
Посмотрите, пожалуйста, на экран
Фрагмент мультфильма «Детский альбом»
(Звучит «Новая кукла») Девочки разыгрывают небольшую сценку :Ляйсан подарит Варе новую куклу.
Муз.рук:Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.
Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.
(звучит фрагмент «Вальса»).(Слайд 12)
Муз.рук: Что же за танец?
Муз.рук: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка?
Дети: Плавно, красиво, легко, изящно.
Муз.рук: В нашем детском саду такие красивые девочки - как куклы и наши мальчики приглашают вас потанцевать.
(Звучит музыка «Вальс», дети импровизируют под музыку).
Муз.рук: Молодцы! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».
Муз.рук:Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. В «Детском альбоме» еще много интересной музыки, сегодня мы послушали с вами лишь небольшую часть.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.
Муз.рук: (Слайд 13) На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"
Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...
Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"
Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...
Картотека по слушанию классической музыки. Творчество П.И.Чайковского. "Детский альбом"
Слушание классической музыки формирует слуховые представления, наполняет душу ребенка яркими крассками, волшебными мелодиями, приятным тонами. Вызывает благородные чувства, развивает эмоциональное нас...
Конспект НОД для подготовительной к школе группе "Знакомство в творчеством П. И. Чайковского "Детский альбом"
Творчество П.И.Чайковского...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского «Детский альбом»
Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: Знакомство с творчеством П.И. Чайковск...
Музыкальное занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского "Детский альбом"
Занятие посвященно творчеству Чайковского....