Консультация для родителей «Маленькие фантазёры»
консультация (подготовительная группа)

Мир детской фантазии безграничен. Проявляется она в рисунках, играх, творчестве. Пока воображаемые обстоятельства, фантастические персонажи, нереальные события присутствуют в рамках детских игр, они не вызывают у родителей особого беспокойства. Но когда они переходят в нашу обыденную действительность, взрослые оказываются в растерянности, не зная, что предпринять. 

Разграничение вымысла и реальности происходит не сразу в процессе психического развития ребенка. И образы воображения, и образы восприятия являются в равной степени продуктами работы человеческого мозга и сознания. Поэтому в дошкольном возрасте дети довольно часто переступают грань двух миров (реального и воображаемого) и переносят в нашу действительность придуманных ими существ, сказочных персонажей и персонажей мультиков или телепередач. Эти герои (вымышленные персонажи) помогают сделать жизнь более насыщенной и интересной, то есть, то, что не доступно ребенку в действительности, достигается с помощью воображения. Оценивать такое поведение как склонности к вранью, лживости или как проявления расстройства психики НЕ верна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_may.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мир детской фантазии безграничен. Проявляется она в рисунках, играх, творчестве. Пока воображаемые обстоятельства, фантастические персонажи, нереальные события присутствуют в рамках детских игр, они не вызывают у родителей особого беспокойства. Но когда они переходят в нашу обыденную действительность, взрослые оказываются в растерянности, не зная, что предпринять. 

Разграничение вымысла и реальности происходит не сразу в процессе психического развития ребенка. И образы воображения, и образы восприятия являются в равной степени продуктами работы человеческого мозга и сознания. Поэтому в дошкольном возрасте дети довольно часто переступают грань двух миров (реального и воображаемого) и переносят в нашу действительность придуманных ими существ, сказочных персонажей и персонажей мультиков или телепередач. Эти герои (вымышленные персонажи) помогают сделать жизнь более насыщенной и интересной, то есть, то, что не доступно ребенку в действительности, достигается с помощью воображения. Оценивать такое поведение как склонности к вранью, лживости или как проявления расстройства психики НЕ верна. 

Домашний мир ребенка - это всегда комплекс предметно-пространственной среды дома , отношений в семье и собственных переживаний и фантазий, привязанных к вещам и людям, населяющим дом. Никогда не знаешь, что именно в мире дома окажется для ребенка наиболее важным, что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь. 

Оказывается, что практически всем детям свойственно фантазировать по поводу своего дома и почти у каждого ребенка есть любимые «объекты» для расслабления, сосредоточиваясь на которых он погружается в свои фантазии. Ложась спать, кто-то разглядывает пятно на потолке, похожее голову бородатого дядьки, кто-то - узор на обоях, напоминающий смешных зверюшек, и что-то придумывает о них. Одна девочка рассказала, что над ее кроватью висела шкура оленя, и каждый вечер, лежа в постели, она гладила своего воображаемого оленя и сочиняла очередную историю о его приключениях.
Внутри комнаты, квартиры или дома ребенок выделяет для себя любимые места, где он играет, мечтает, уединяется. Есть в квартире и пугающие места, которых ребенок старается избегать.

Дома ребенок может одновременно осуществлять в двух разных реальностях - в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются и оберегают ребенка взрослы, и в воображаемом собственном мире, наложенном поверх обыденности. Он также реален для ребенка, но невидим для других людей. Соответственно для взрослых он недоступен. Хотя одни и те же предметы могут быть в обоих мирах сразу, имея, однако, там разные сущности. Вот вроде бы просто пальто висит, а посмотришь - как будто кто-то страшный. 

Для большинства детей отсутствие родителей дома - трудный момент. Они чувствуют себя оставленными, беззащитными, а привычные комнаты и вещи без взрослых как бы начинают жить своей жизнью, становятся другими. Так бывает ночью, в темноте, когда приоткрываются темные, потаенные стороны жизни занавесок и шкафов, одежды на вешалке и странных, неопознанных предметов, которых ребенок раньше не замечал.
Ребенок чувствует себя беззащитным, если его, как ему кажется, недостаточно любят, часто порицают и отвергают, оставляют надолго в одиночестве, со случайными или неприятными людьми, бросают одного в квартире, где есть чем-то опасные соседи.

Всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигает его. Получается, что для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери с замками. 

Детские фантазии: хорошо или плохо?

Ребенок-фантазер находится на грани реального и вымышленного, балансируя между внутренними противоречиями, переживаниями и попыткой их преодолеть.

Постараемся сегодня разобраться, в каком случае детское фантазирование носит невротический характер, выходит за грань творческой игры, и взрослым стоит обратить на это особое внимание.

Вот несколько признаков которые могут насторожить родителей:

1. Ребенок тратит на фантазии гораздо больше времени, чем раньше, при этом сокращается его активность в игре, общении с детьми.

2. В содержании детских фантазий преобладает один и тот же сюжет, несущий идею ущерба, насилия, потери, завершающийся смертью героя или иным трагическим исходом.

3. Воплощая свой замысел ребенок делает это очень эмоционально, например чрезмерно интенсивно, с остервенением закрашивает некоторые детали картинки (порой до дыр), заштриховывает и рвет рисунок, использует при сочинении истории грубые, вызывающие слова, жесты. Или же наоборот, совершенно апатичен, отстранен, при том, что сюжет фантазии эмоционально насыщен.

Цветовая гамма, используемая ребенком, тоже может служить некоторым индикатором его эмоционального состояния. Постоянное преобладание черных и коричневых тонов, независимо от изображаемого сюжета, может говорить о сниженном фоне настроения, а излишняя пестрота в рисунке может означать возбужденность и эмоциональную нестабильность.

Хотя, наблюдая за детьми, не спешите делать выводы: может быть, черный фломастер просто рисует лучше других, а излишняя цветастость рисунка — результат апробации новой коробки карандашей.

Консультация для родителей «Маленькие фантазёры»

                                                                                Подготовила:Белоглазова И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Маленький фантазёр или обманщик?"

Вымыслы и уловки ребёнка - лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели стиль эмоционального давления (истерики, слёзы и пр.)...

Консультация для родителей."Ребёнок фантазёр"

Консультация для родителей."Ребёнок фантазёр"...

Статья для родителей "Маленький фантазёр или обманщик"

Данная статья поможет родителям разобраться, что такое ложь, а что такое фантазия и чем они отличаются....

Консультация для родителей "Ребёнок-фантазёр"

Данная консультация познакомит родителей с понятием Ребёнок - фантазёр.Какой он?Как с ним нужно общаться?На все эти вопросы родители получат ответы в этой консультации...