План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций"
материал
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций»
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Актуальность:
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Задачи:
- Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развить способность координировать работу рук со зрительным восприятием.
- Развить творческой активности, фантазии.
- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес...
- Обучать ловкости в обращении с различным материалом,тренировать мышцы рук детей.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Изучение психолого – педагогической литературы
- Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества .
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и как следствие улучшается речевая активность.
Форма отчета по проделанной работе: Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 5 лет
Содержание работы
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1. | Диагностический | 1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2019-2020 | Курсы повышения квалификации Изучение ФГОС ДО Изучение психолого – педагогической литературы Создание мини – сайта –персональный сайт в социальной сети работников образования |
2. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. | 2020-2021 | |
3. | Практический |
| 2021-2022 | Создание рабочей программы в соответствии с ФГОС. Ведение кружковой деятельности. Участие в вебинарах для воспитателей. Выступления на педсоветах. Участие в конкурсах различного уровня. Публикации в Социальной сети работников образования разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. Участие в семинарах, РМО, конкурсах |
4. | Внедренческий |
| 2022-2023 | Публикации на сайтах, участие в конкурсах мастер-классов, разработка дидактических игр. Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах. |
5. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 4.Выпустить брошюру с обобщением опыта | 2023-2024 | Участие в работе районного МО воспитателей и в районных семинарах. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта. Работа по обновлению информации на сайте детского сада. Открытые занятия различного уровня. Консультативная помощь родителям. Ведение профессионального портфолио воспитателя. Оформление результатов работы. Выступление на тренингах, семинарах, РМО, конкурсах Публикации «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте. |
Вывод:
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне(зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково.
Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.
Выводы на перспективу:
Я считаю, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста произойдёт быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Учебно-методическое обеспечение
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ.2011г.М. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М Моляко В.А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г.
- Павлова М.Б. « Технология» - новый учебный предмет в школе.-Спб 2014г.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.-М2014г. Симоненко В.Д. Технологическая культура-Брянск2014г.Эриксон Э.Детство и общество,СПБ-2013г.
- Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
- Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” — Москва. 1985 год.
- М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика /
- С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000.
- 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
- 2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- 3. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
- 4. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- 5. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации».
Описание видов аппликаций...
Проект по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционного вида аппликации «Умелые пальчики»
Актуальность«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движ...
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов лепки и аппликаций с использованием природного материала»
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и разв...
Перспективный план по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации в старшей группе.
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики, Задачи:развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;развивать воображение де...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, при помощи нетрадиционных видов аппликаций. Задачи:1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук;2. Развивать память, внима...
Консультация для педагогов. Тема «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...
Проект по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционного вида аппликации «Умелые пальчики»
Творческий проект по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционного вида аппликации «Умелые пальчики»...