Связь педагогики с другими науками.
презентация
В презентации представлена информация о связи педагогики с другими науками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Связь педагогики с другими науками | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогика Философия Информатика Медицина Социология Литература Физиология Психология Эргономика Антропология Кибернетика История Экономика Этнография и фольклористика Математика
Связь педагогики с другими науками Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека. Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции - биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром - психологическими науками.
Объекты связи педагогики с другими науками: * Предмет изучения * Термины и понятия * Методы исследования * Теории и концепции * Закономерности * Критерии обученности и воспитанности (педагогика и психология)
Связь педагогики с другими науками: Философия - философское учение является методологической основой педагогики. У них имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы формирования мировоззрения; проблемы цели воспитания; взаимосвязь коллектива и личности; гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Социология - наблюдается связь, исследующая основные тенденции развития тех или иных групп и слоёв населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Психология - наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учётом возраста человека. Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании. Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Экономика - данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни; определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д. Медицина - эта связь привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации. Физиология - особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология - наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе. Антропология - изучает комплексный подход к человеку как «предмету» воспитания. Эргономика - создание комфортной и безопасной образовательной среды.
Кибернетика - одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Математика - применение математических вычислений в педагогических исследованиях и педагогической диагностике. Информатика - исследуя современные информационные технологии, учит правильно использовать их в педагогическом процессе. Литература - художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске, формирует мировоззрение человека. История - составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Этнография и фольклористика - изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания - народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности. Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения: - использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; - творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; - использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах; - участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Логопедия как отрасль специальной педагогики. Её связь с другими науками"
Цель работы – выяснить, что логопедия - это отрасль специальной педагогики и как она связана с другими науками.Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стра...
Консультация «Педагогика в системе наук о человеке»
ÒПостоянные задачи педагогики: выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами...
Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогике «Школа родительских наук». Тема: «Спорный вопрос: дети, девайсы, гаджеты, виджеты».
Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями. Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль ...
Связь логопедии с другими науками
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симп...
Музейная педагогика. День Российской науки. Археология. Экскурсия в городской краеведческий музей.
В нашей стране ежегодно 8 февраля отмечается День Российской науки. Цель проведения этого праздника способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самост...
Основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.Важнейшая роль в разработке теоретических осно...
Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.
Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, зада...