Цифровизация в работе с родителями ДОУ
статья

Щепкина Татьяна Александровна

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам и в нём большое внимание уделяется работе с родителями. Обучение родителей приёмам общения со своим ребёнком, привлечение их к совместной с ребёнком деятельности даёт возможность каждому маленькому человеку почувствовать свою необходимость и значимость в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya_v_rabote_s_roditelyami_dou.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровизация в работе с родителями ДОУ

«Воспитание детей надо начинать с родителей».

В.А. Сухомлинский

Семья – это тот институт, который воспитывает своего ребёнка всегда, причём не только беседами, нравоучениями или редкими совместными играми, но и собственным поведением мамы и папы, старших братьев и сестёр, взаимоотношением старшего и младшего поколений. Наблюдая за жизнью семьи, ребёнок проецирует это поведение на себя и также относится к окружающим.

Необходимо всё своё время отдавать ребёнку, но как это сделать не многие родители понимают. И на помощь им приходят воспитатели детского сада, учителя в школе, психологи. Как показывает практика, не все родители ещё способны принять те изменения, которые сегодня предъявляет общество, образование. Если раньше воспитание было делом педагогов, то сейчас воспитание – это дело родителей. Педагоги являются помощниками, сотрудниками семьи.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам и в нём большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Сформулированы требования по взаимодействию с семьёй, организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество. Требования ФГОС ДО являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В своей работе мы используем как традиционные формы работы с семьёй, так и инновационные. Применяя традиционные формы работы с родителями (лекции, консультации, родительские собрания, беседы), педагог выступает в роли Учителя, Наставника, но в этом случае нарушается принцип сотрудничества. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такие формы работы с семьёй, которые устраивали бы не только педагога, но и семью. Ведь каждая семья индивидуальна, и подходы к воспитанию у каждой семьи свои. Педагогу необходимо учитывать все эти моменты и найти оптимальнее направление работы с семьёй. Тогда воспитатель становится сотрудником, единомышленником родителей в воспитании их ребёнка и реализует принцип сотрудничества.

В наше время компьютерных технологий гаджеты часто становятся преградой в общении между людьми. Теперь даже родители с детьми чаще общаются по телефону. Эта проблема натолкнула нас на мысль использовать гаджеты в нашей образовательной практике,  особенно в современных условиях ограничения очных встреч.

Цифровизация современного мира требует от педагога разработки новых методов, подходов и приёмов в работе. Мы пересмотрели подходы и пришли к выводу, что семьям необходимы не только профессиональные консультации, но и погружение в образовательный процесс. Для этого мы провели экспресс-опрос: «Что я умею и чем могу поделиться с детьми». По итогам этого опроса мы выяснили, что некоторые родители являются мед.работниками, педагогами, работниками полиции, военными, что всем им небезразлично будущее их детей и внуков. Родители нашего детского сада являются активными участниками образовательного процесса.

Педагогами нашего ДОУ были организованы такие новые формы работы как онлайн-консультации: по ПДД, основ безопасности, онлайн-квесты «Знаю и люблю свой город», «Мой край», «Мой любимый город», «Математика вокруг нас». Онлайн-конкурсы: «ЗОЖ», «Юный спасатель», «Лего-строители».

Каждое проводимое мероприятие ДОУ формируется в видеоролика или видеофильма и рассылается родителям.

Для соблюдения принципа сотрудничества нам необходимо было подготовить родителей к переходу на новый уровень общения. Для этого мы организовали мастер-классы для родителей по использованию ИКТ в воспитании ребёнка «Возможности моего гаджета». Многие родители узнали, что можно не только снимать на видео и фото своего малыша, но и участвовать с этими материалами в различных конкурсах, а также создавать для ребёнка интерактивные познавательные игры.

При помощи онлайн-консультаций мы провели обучение родителей:

  • по созданию проектов, с которыми впоследствии дети выступали в виртуальной конференции группы, города, региона:  «Профессия моих родителей», «Здоровое питание», «Я строю из лего»;
  • по созданию видеотренинга «Мама, папа, я – спортивная семья», в котором родители вместе с детьми придумывали комплекс упражнений и предлагали повторить его всем участникам онлайн-группы;

Для заочных консультаций и необходимой общей консультативной информации мы используем не только родительский стенд, но и современный способ получения расширенной информации – QR-коды, например, при ознакомлении родителей с локальными актами детского сада.

Также родители принимают участие в видеоконференциях родительских собраний.

 Таким образом, родители становятся не только созерцателями, но и полноправными участниками образовательного процесса, выдвигают свои идеи и используют гаджеты для обучения своих детей и самообразования.

Обучение родителей приёмам общения со своим ребёнком, привлечение их к совместной с ребёнком деятельности даёт возможность каждому маленькому человеку почувствовать свою необходимость и значимость в семье. Родители же получают прекрасную возможность пообщаться со своим чадом и узнать его интересы, устремления и мысли. Таким образом, мы как педагоги, реализуем право каждого ребёнка на семью, любовь, внимание и понимание со стороны родителей.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.
  2. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.
  4. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебное методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

в статье рассматривается вопрос об использовании интерактивных компьютерных программах и цифровых продуктов для развития и коррекции детской речи. Автором перечислены методики и программы с целью цифр...