Тренинг для педагогов "Искусство релаксации"
консультация
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
"Искусство релаксации"
Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.
Задачи:
- Освоить приемы релаксации через дыхание;
- Освоить приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц;
- Освоить способы релаксации через зрительные образы.
Введение.
Современный мир подвергает серьезным испытанием психику человека. Повышенный темп, скорость, перегрузки пронизали все стороны бытия современного человека. А если к общей напряженности прибавить еще неизбежные для каждой отдельной судьбы потери близких людей, неприятности на работе, обманутые надежды и несбывшиеся ожидания, то становится очевидным высокая стрессогенность нашей жизни.
Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. За примерами далеко ходить не надо: вспомните, как у Вас хмурятся брови, сжимаются кулаки, напрягаются плечи, когда Вы оказываетесь в стрессовой ситуации.
Хорошо расслабляться умеют только дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребёнок во время сна - "будто без костей"; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда-то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.
Сегодня мы с вами поговорим о релаксации и о методах, способствующих покою и снятию напряжения.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физический усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний обычно соответствующих покою, расслабления мышц.
Немного из истории релаксации.
В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: "Мой страх проходит", "Мое состояние все больше и больше улучшается".[1] Э.Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия.
Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.
Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц. Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия. Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:
Основная часть.
Приемы релаксации, связанные с дыханием.
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Прием 1.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
Прием 2.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Прием 1.
Сядьте удобно, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов, делайте это на выдохе; сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости).
Упражнение "Поцелуй ладонями".
Выберите себе партнера, с которым нравиться работать.
Сядьте друг против друга и плотно коснитесь ладонями. Закройте глаза и представьте себе, что ваши руки - это каналы, по которым течет позитивная энергия. Она согревает вас обоих и бодрит. А теперь еще переплетите пальцы и мягко сожмите руку партнера в своей руке в знак солидарности. Оставайтесь некоторое время в таком положении. Вы должны почувствовать как позитивная энергия, которая генерируется в процессе вашего взаимодействия, изгоняет из тела все тревоги и опасения.
Приемы релаксации, связанные с использованием образов.
Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния - от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние. Достичь расслабления помогают такие образы:
А. Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;
Б. Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;
В. Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.
Релаксация "Храм тишины".
Инструкция.
Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите?...Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?...Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.: Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной:
Побудьте в этом храме: в тишине.: Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно:
Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.
Как вы сейчас себя чувствуете?
Заключительная часть.
Поделитесь по кругу своими мыслями и чувствами, связанными с ходом занятия.
1. Что вам наиболее понравилось из предложенных способов расслабления?
2. Что вы будете использовать в своей повседневной жизни?
3. Чему вы сегодня научились?
Список литературы:
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - Спб.: Речь,2005.
- Джордж М. Искусство релаксации.- Лондон - Москва, 1998.
- Комната психологической разгрузки "Тайны востока" //Школьный психолог.-№ 3., 2005.С.-14- 17.
- Мостовая Л. Создай себе настроение. Элементы саморегуляции для учителей //Школьный психолог.-№32., 2003. С.-13.
- Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов " Искусство взаимопонимания"
Психологический тренинг для педагогов "Искусство взаимопонимания" Педагог-психолог: Королева Н.П. Цель: развивать коммуникативные способности. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемо...
Тренинг для педагогов "Искусство общения"
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...
Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:· Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с ис...
Семинар-тренинг для педагогоа "Искусство релаксации"
Семинар–тренинг для педагогов"Искусство релаксации"Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.Задачи: Освоить приемы релаксации через дыха...
«Искусство релаксации». Тренинг для педагогов
Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции....
Тренинг "Искусство релаксации"
снятие эмоционального напряжения, обсуждение впечатлений от первой рабочей недели...
Семинар – тренинг для педагогов «Волшебница – релаксация»
Семинар – тренинг для педагогов «Волшебница – релаксация»...