мелкая моторика
консультация (младшая группа)

Гусейнова Гюльпери Казимхановна
Развитие мелкой моторики у детей
 
В современных социально-экономических условиях жизни большинство родителей дошкольников заняты обеспечением материальных потребностей семьи, поэтому уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей. В связи с этим педагогам необходимо проводить поиск новых форм сопровождения семей дошкольников, которые способны привлечь внимание родителей к воспитательному процессу.
 
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
 
Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.
 
Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, она предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую-либо деятельность. Современные дети все больше предоставлены телевизору и телефону. К тому же многие родители стараются облегчить жизнь себе и своему ребенку - приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными, мозаикой.
 
На своих занятиях с детьми, я слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое. Важно, чтобы каждый пальчик был задействован в пальчиковой гимнастике.
 
В своей работе я использую:
 
- пальчиковую гимнастику, которая сопровождается чтения детям стишков, сказок, рассказов, потешек, короткими песенками.
 
- упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами.
 
- песочную терапию, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения.
 
- вырезание ножницами, которое предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, зрительно-моторной координации.
 
- лепку из пластилина, глины и соленого теста, в процессе лепки ребенок использует обе руки, это развивает не только мелкую моторику, но и одновременно оба полушария головного мозга.
 
- рисование, раскрашивание, которое является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а так же укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
 
- штриховку, способствует подготовке руки к письму.
 
- работу с бумагой, оригами, аппликацию, которая способствует развитию точных движений.
 
В упражнениях и играх направленных на развитие мелкой моторики следует - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Следует обратить внимание родителей на важность систематического проведения игр, упражнений, с самого раннего детства, которые в последствии помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из соленого теста и пластилина, рисовать и вырезать. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...