Статья на тему:" Продуктивная деятельность дошкольников как основа поддержки исследовательского поведения ".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крюкова Елена Сергеевна

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность дошкольников как основа поддержки исследовательского поведения.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Организация исследовательской деятельности возможна с детьми дошкольного возраста всех возрастов начиная с младшего возраста.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого,к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в своей практике. Воспитателю необходимо в группе создавать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательское поведение – поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации.
Близкие по содержанию термины – любознательность, познавательная активность.
В основе исследовательского поведения лежит важнейшая потребность в новой информации, в новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидение способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.
К методам исследовательской деятельности дошкольников относится:
• эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
• наблюдения;
• опыты и эксперименты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
• проектная деятельность познавательно - исследовательского характера.
Продуктивная деятельность – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Виды продуктивной деятельности
В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:
- рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — э
то рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, штампами парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.);
- лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста и т.д.);
- конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
- пение, хореографию, театрализованную деятельность;
- занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).
Содействовать ребенку в становлении исследовательской позиции необходимо с дошкольного возраста, т. к. именно в это время закладываются основы понимания мироустройства, происходит осознание своего положения в мире, поведение становится произвольным и сознательно управляемым.
Возрастающее внимание современной психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с миром, используя старые поведенческие модели.
В работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ.

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазв...

Семинар: «Использование образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников.Задачи:  Уточнит...

Представление опыта работы по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» Кейс образовательных ситуаций «Инженерное мышление родом из детства»

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего де...

"Поддержка исследовательского поведения детей. Изучение редких птиц Санкт-Петербурга с использованием программного обеспечения mozabook»

Материал представляет собой методические рекомандации по изучению редких птиц Санкт-Петербурга с использованием программного обеспечения mozabook...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества с IQ - конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...

Социализация младших школьников поддержкой исследовательского поведения дошкольников

Развитие школьника – составная педагогического в деятельности и но усвоение научных но знаний, выступает как цель и результат деятельности. Помочь в мере свои развить самостоятельность, потенциа...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...