«Модель педагогического партнёрства музыкального руководителя с родителями в процессе совместной музыкальной деятельности».
статья
В своей работе я рассказала о положительном педагогическом опыте по теме:
«Модель педагогического партнёрства музыкального руководителя с родителями в процессе совместной музыкальной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhitelnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx | 25.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Положительный педагогический опыт по теме:
«Модель педагогического партнёрства музыкального руководителя с родителями в процессе совместной музыкальной деятельности».
Ребенок учится тому, что видит у себя дома, родители – пример тому» , Себастьян Бранд. «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе», писал В.А.Сухомлинский. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя с воспитателями, но и музыкального руководителя с родителями воспитанников!
Основными задачами взаимодействия музыкального руководителя с родителями являются:
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- Объединение усилий для музыкального развития детей не только в дошкольном учреждении, но и дома;
- Создание атмосферы доверия, взаимопонимания, общности интересов;
- Активизация и обогащение музыкальных вкусов родителей;
- Поддержание в них уверенности в собственных педагогических возможностях.
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение .
От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Главная цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Отсюда возникла необходимость в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями для усвоения теоретической, практической и, определенным образом, организованной деятельности; установлении доверительных отношений между педагогом и родителями;
(Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник стойкий интерес к процессу музыкального воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.)
Основная задача музыкального руководителя: - приобщение ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому. Успех в данной работе может достигнуть только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Работа по взаимодействию с родителями делится на три направления:
- Информационно – аналитическое направление,
целью которого является изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами. Для выявления досуговых предпочтений проводится анкетирование «Ребенок и музыка». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:
- родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
- родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;
- родители – наблюдатели, которые являются сторонними наблюдателями музыкального процесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
2. Информационно-познавательное направление,
главной целью в котором стало обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь стоят следующие задачи:
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- cпособствование изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи . В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа музыкального руководителя и родителей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей полноценными участниками образовательного процесса.
3. Традиционное, включающее в себя следующие формы:
-общие и групповые родительские собрания,
-консультирование, анкетирование родителей,
- изготовление костюмов и атрибутов к праздникам вместе с родителями,
- праздники, развлечения и досуги.
Традиционное, включающее в себя следующие формы:
-общие и групповые родительские собрания,
-консультирование, анкетирование родителей,
- изготовление костюмов и атрибутов к праздникам вместе с родителями,
- праздники, досуги и развлечения.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Для повышения педагогической компетентности родителей используются активные формы: -Индивидуальные консультации («Влияние музыки на психику ребёнка», «Музыкальные инструменты своими руками», «Музыкальная аптека» и др.) ; - Совместное создание предметно – развивающей среды; - Индивидуальные беседы с детьми и родителями («Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.) ; -Стенд музыкального руководителя «Интересное о музыке».
Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов). Компьютерные технологии используются для популяризации музыкального воспитания в семье. На сайте дошкольной организации создаётся раздел музыкального воспитания («Музыкальная страничка»), где в доступной для родителей форме рассказывается о достижениях детей, о том, над чем можно поработать в домашних условиях, даются рекомендации по проведению дней рождений и семейных праздников, о том, какую музыку предпочтительнее слушать детям данного возраста и т.д. Персональный сайт музыкального руководителя детского сада также призван сделать родителей участниками полноценного музыкально - образовательного процесса в ДОО, повысить их педагогическую компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Здесь же музыкальный руководитель может рассказать о том, какие учреждения дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости от детского сада помогут ещё эффективнее развить у ребёнка певческие, танцевальные, исполнительские и прочие навыки. Наиболее интересной инновационной формой развития интереса у детей и родителей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать размещаемые на сайте интерактивные игры, нацеленные на изучение музыкальной грамоты, а также слайдовые презентации, посвящённые интересным событиям, проходившим в детском саду. Важно отметить, что подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания, и родителям быть информированными, чем занимается их ребёнок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Чтобы эти мероприятия стали полезными для детей и родителей, разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; - консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей; -
распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен); -
индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;
- изготовление атрибутов, пособий, декораций… Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями!
Музыкально – досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
• Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
• укреплять детско-родительские связи;
• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;
• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы
В результате использования форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями:
1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей.
2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов.
3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.
4. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей. Таким образом, использование модели новых форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя
Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...
Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье».
Цель:Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка. Способствовать формированию ситуации общности интересов...
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках"
Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подгот...
Мастер класс занятие практикум по теме «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей» «Мама, папа, я музыкальная семья»
Материал содержит конспект мастер класса, где предлагаются различные виды игр и упражнений для родителей и детей, а также педагогов воспитателей...
Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье»
Цель: Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка. Способствовать формированию ситуации общности интересо...
Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье»
Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка....
Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий
Консультация для педагогов...