Консультация для родителей "Хочу все знать"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Хочу всё знать!»
Ребёнок дошкольного возраста задаёт много вопросов: «Почему?», «Как?», «Бывает - не бывает?». Дошкольники очень любознательны. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы. Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявление поисковой активности.
Задача взрослого, будь то родитель или педагог – не пресекать исследовательскую деятельность, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и при необходимости оказывать помощь при её решении.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность;
- Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка;
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании;
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием;
- Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно;
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Формирования познавательно-исследовательской деятельности происходит поэтапно (в зависимости от возраста детей).
Так, например, раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача взрослых предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов. («Что плавает, а что тонет?», ««Какого цвета вода?», и др.).
К 3-5 годам ребёнок от спонтанных действий с предметами переходит к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. В этом вам поможет элементарное экспериментирование, имеющие большое значение в умственном развитии ребенка. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребенком – сами убедитесь! В процессе проведения экспериментов дети высказывают предположения, используют разные способы проверки, делают выводы.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома: опыты с воздухом, водой, воздушным шариком, красками и много других интересных и познавательных исследований.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие имеет ведущее место в формировании личности, познании жизни и деятельности человека. Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность, которая предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы. Старший дошкольник в процессе поисковой деятельности обнаруживает всё новые и новые свойства предметов, замечает из сходство и различие, обогащает опыт познания. Вместе с тем развитие исследовательской позиции дошкольника осуществляетя постепенно и требует взаимодействие взрослого и ребёнка. Взрослый может выдвинуть проблему и наметить путь и средства её решения, а дети самостоятельно его осуществляют, получая необходимую поддержку от взростого. В более старшем возрасте взрослый только ставит проблему, требующую исследования, но способ её решения ребёнок ищет самостоятельно.
Наибольший развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое строится самим дошкольником по мере получения всё новых сведений об объекте. Ребёнок получает неожиданные результаты и вследствии этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребёнок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться их реализовать. Важно поддержвать стремление ребёнка к познанию окружающего мира, ведь чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.
Следуйте совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках?"
Консультация предназначена для родителей детей, имеющих нарушения данной группы звуков. В консультации раскрываются механизмы образования шипящих звуков, виды нарушений, а также приведён комплекс спец...
Консультация для родителей "Детям знать положено"
Родители, помните, что именно вы являетесь для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситу...
Консультация для родителей "Детям знать положено правила дорожные"
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения....
Консультация "Что должны родители знать о ФГОС ДО"
Консультация "Что должны родители знать о ФГОС ДО"...
Консультация "Зачем детям нужно знать историю своей семьи"
консультация для родителей...
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
Консультация для родителей "Будем знать, чем детишек занять!"
В консультации предлагается несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать её не только полезной для здоровья , но и для развития, а также общения родителей и детей....