Доклад на тему: Роль игры в жизни дошкольника. Медведева Т.В.
статья
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», - так говорил В. А. Сухомлинский.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Эти игры называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Роль игры в жизни дошкольника.
Медведева Т.В.
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить».
А. М. Горький
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», - так говорил В. А. Сухомлинский.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Эти игры называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения.
Игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; необходимо найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности.
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе.
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Строительные игры (с кубиками, специальными строительными материалами), развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.
Музыкальные игры. Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
Театральные игрушки (куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр) развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность и фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.
Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....
Родительское собрание на тему: "Роль игры в жизни дошкольника"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание на тему: "Роль игры в жизни дошкольника"
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей1. Вступление.Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у реб...
Самообразование воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».
Цель: изучить значение игры как ведущей деятельности ребенка – дошкольника. Игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.Задачи:- развитие игровой деятельности;- изучение мето...
Доклад на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников"
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка. ...
Консультация на тему "Роль игры в жизни дошкольников"
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....
План самообразования воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возраст...