ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
статья (младшая группа)
В дошкольном возрасте начинает формироваться личность каждого человека, нравственные ценности и отношение к окружающему миру. Сознательный характер отношения к природе будет при условии, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologii.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Прокофьева Е.В., воспитатель МБДОУ города Мценска «Детский сад № 4»
В дошкольном возрасте начинает формироваться личность каждого человека, нравственные ценности и отношение к окружающему миру. Сознательный характер отношения к природе будет при условии, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Таким образом, именно взрослый (педагог и/или родитель), является проводником в мир знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. И этой проблемой должны заниматься не только педагоги образовательных учреждений, нородители.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в различных видах продуктивной деятельности, ухаживать за животными и растениями).
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения. Для понимания потенциала и ограниченных возможностей окружающей среды людям необходим практический опыт. Такой опыт общения с природой приобретается с детства. Именно в этот период формируется отношение к себе и окружающим людям, к миру, в котором живет ребенок.
Впечатления, полученные от общения с природой в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение человека к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Одними из методов, способствующих решению этой проблемы, являются экологические проекты. Основываясь на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, проекты развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе.
Одним из таких видов работы по экологическому воспитанию МБДОУ города Мценска «Детский сад № 4» стало создание проекта «Птицы Орловской области», который рассчитан на детей четвертого года жизни.
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный
Вид проекта: групповой
Участники: дети 2-й младшей группы, педагоги: воспитатели групп, музыкальный руководитель, методист, заведующая ОУ, а также родители воспитанников.
Возраст детей: 3-4 лет.
Сроки реализации: долгосрочный проект (октябрь-декабрь 2020 года)
Основные функции участников проекта:
- воспитатели: осуществляют воспитательно-образовательный процесс, вырабатывают нравственные ориентиры, осознанное, правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.
- музыкальный руководитель через современную и классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказываетвоздействие на эстетическое восприятие и познавательную активность дошкольников, обращенную на сохранность и рациональное использование природы.
- родители непосредственно участвуют в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по переустройству территории детского сада, в организации выездов на природу,экскурсий, проведении экологических гостиных и т.д.
- методист осуществляют планирование, анализирует и корректирует деятельность педагогов, обеспечивает взаимодействие с социумом.
- заведующая МБДОУ города Мценска «Детский сад № 4» осуществляет контроль за реализацией проекта, координирует финансово-экономическую деятельность, обеспечивает взаимодействие с родителями.
Основные принципы проекта:
- индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;
- принцип развивающего обучения;
- преемственность;
- наглядность и доступность;
- интегративность;
- систематичность.
Цель: закрепление представлений детей дошкольного возраста о птицах Орловской области, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
- провести наблюдения за птицами Орловской области осенью и зимой;
- воспитывать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
- выяснять, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
- пробудить желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- обучить детей правильно подкармливать птиц;
- вырабатыватьзаботливое отношение к птицам.
Актуальность проекта.
Осторожное отношение к природе, понимание важности её охраны, создание экокультуры и природоохранного сознания нужно воспитывать именно сейчас, когда окружающая среда находится на грани экологической катастрофы. Прочным основанием экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, устремлённые на охрану природы.
В настоящее время экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Птицы Орловской области» определен пониманием педагогов и родителей значительности цели поставленной в этом проекте. В коллективной работе с родителями мы формируем и развиваем экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный этап: совместное наблюдение родителей вместе с детьми за птицами в ближайших парках, в лесах, на дачах и фотографирование птиц в природной среде; а также подбор художественной литературы по данной тематике для чтения детям дошкольного возраста.
2.Практическая часть: Развешивание кормушек на участке детского сада и экскурсии в ближайшие парки и орнитарий.
3. Связь с прочими видами деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
4. Заключительный этап: выставки творческих, совместных работ с родителями работ детей по теме проекта.
Формы и методы работы: интегрированные занятия, игры-ситуации, беседы, выставки рисунков и поделок, экскурсии, просмотр мультфильмов, викторины, консультации.
Необходимые условия реализации проекта: заинтересованность и внимание детей дошкольного возраста и их родителей из числа воспитанников групп, материальное обеспечение проекта, методические разработки.
Предметно-развивающая среда: дидактический материал С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира, «разрезные картинки».
Предполагаемые результаты:
1. Усвоение детьми знаний о птицах Орловщины.
2. Усиление уровня мотивации к занятиям.
3. Вырабатывание у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Решение поставленных задач с детьми:
Дата проведе ния | Образовательные области | ||||
Речевое развитие | Познава тельное развитие | Художест венно-эстетичес кое | Физическое развитие | Социально-коммуни кативное развитие | |
Октябрь | Занятие «Беседа о птицах» | Экскурсия в парк | Чтение: С. Маршак «Где обедал Воробей?»; Н. Хилтон «Сквореч- ник»; В. Зотов «Ворона»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; | Подвижные игры: «Птички летают», «Вороны и собачка», «Воробуш-ки и автомо-биль», «Кот и воробьи», «Перелет птиц», «Гуси – лебеди», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик», «Сова», «Журавли», «Воробей», командные соревнова-ния. Физкульт-минутки: «Ворона», «Цапля», «Лебеди», «Две птички», «Птички», «Хватит спать». Игры на развитие мелкой моторики: «Уточка», «Кормуш-ка», «Птички», «Птичья кормушка», «Зимовка», «Я зимой кормлю птиц» | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес» Игры драматиза-ции по программ-ным произведениям. Театрали-зованные игры «Воробей» «Утка», «Воробу-шек». Изготов-ление и вывеши-вание кормушек для птиц. Подкормка птиц. Подбор художест-венной литературы о прилёте птиц, о их встрече. Фотографи-рованиес кормушка- ми,сквореч-ником. Беседа «Что случится с нашей планетой, если…», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». |
Занятие «Пернатые обитатели осеннего парка» | Наблюде-ние за воробьем | ||||
Занятие «Домашние птицы», просмотр презента-ции | Наблюде-ние «Какие звуки издают птицы» | Слушание музыкаль- ныхпроизведе-ний про птиц, птичьи голоса. | |||
Занятие « Птицы – наши друзья» | Наблюде-ние за голубями. | ||||
Ноябрь | Занятие «Перелёт-ные птицы», просмотр презента-ции | Наблюдение за серой и черной вороной. | Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона», И. Белоусов «Весенняя гостья», Т. Волжина «Где чей дом?», Е.Благини-на «Стрижи» | ||
Заучивание скорого-ворок о зимующих птицах | Экскурсия в орнитарий | ||||
Занятие « Перелёт птиц» | Рассматривание иллюстративного материала по теме. | ||||
Чтение и обсуждение озимую-щих птицах Орловской области | Наблюдение за перелётными птицами. | ||||
Занятие « Жизнь птиц зимой», просмотр презента- ции | Составление альбома «Птицы Орловской области», «Домашние птицы», «Перелёт-ные птицы», «Зимующие птицы» | ||||
Рассматри-вание картины Е. Левитана «Осень» | Чтение Л. Яхнин «Дятел»; русской народной сказки «Заяц-хвастун», «Кукушка» | ||||
Декабрь | Заучивание стихотворений про зимующих птиц | Рассматривание альбомов: «Всё о птицах», «Красная книга», «Хищные птицы», энциклопедий. | Музыкаль-ные импровиза-ции на тему. | ||
Отгадывание загадок про зимующих птиц. | Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы - это «санитары» полей, лесов, степей. | Чтение и обсуждение: К. Д. Ушинский «Чужое яичко», «Петушок с семьёй», «Ласточка»; М. Зощенко «Умная птичка», И. С. Тургенев «Воробей», Н . Романова «Умная ворона» , В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона» М.Горький «Воробьишко» Загадки о зимующих птицах | |||
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. | |||||
Заучивание дразнилок о птицах | Просмотр видеофиль-мов из серии «Уроки тётушки Совы» | ||||
Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет Итоговое занятие Викторина « Птицы Орловской области» | Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. |
Список литературы:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....