Развивающие игры
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека развивающих и
дидактических игр
«Что привез Мишутка?»
Цели: учить детей различать понятия «один – много»; формировать умение находить в окружающей обстановке один и много предметов; закреплять умение различать предметы по величине; активизировать в речи слова: «большой – маленький», «один – много»; воспитывать желание играть вместе.
«Разноцветные картинки»
Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.
Правила игры: на столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел коробочки. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.
«Что в мешочке?»
Цель: развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.
Описание. В мешочек можно положить что угодно, например, предметы личной гигиены, овощи, фрукты и т.п.
«Волшебный мешочек»
Цели: -развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;
-развивать тактильную чувствительность;
-научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.
«Чудесный мешочек»
Цель: Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие. Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры и называть их. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, умения пользоваться ранее полученными знаниями и бережное отношение к игровому материалу.
«Волшебный столик»
Цель: учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого им необходимо учиться управлять своим вниманием. Играя, малыши учатся подмечать происходящие изменения в составе предметов, их расположении, позах и пр. У них формируются такие качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Конечно, малыши еще не могут полностью управлять своим вниманием, но предложенная игра закладывает основу этого.
«Волшебные фигуры»
Цели:
-закрепить понятия: формы, цвета, размера;
-развивать конструктивные навыки;
-формировать интерес к составлению узоров, симметричному расположению фигур;
-активизировать творческие способности детей.
«Пирамидки»
Цель: закрепить умение составлять изображение из овалов разной величины в порядке убывания; закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине; способствовать развитию умения соотносить размер овалов по схеме и без неё; формировать представление о цвете, форме, величине предметов; развивать мелкую моторику.
«Не ошибись, Петрушка!»
Цель: игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Этот прием помогает детям преодолевать привычку зажимать предмет в руке или надавливать на него ладонью.
«Есть ли у тебя или нет?»
Цель: дети учатся узнавать по форме знакомые предметы; осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет.
«Закрой окошко»
Цель: игра является первым шагом на пути формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия формы. Дошкольники учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
«Где твой дом?»
Цель: развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом.
«Чей коврик лучше?»
Цель: развитие у малышей зрительного восприятие формы плоскостных фигур — круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника. Процесс различения фигур происходит и в ситуации игрового общения, которая содержит элементы соревнования (со взрослым и со сверстником). Восприятие формы в игре осуществляется в процессе составления фигуры из ее частей.
Целая фигура (коврик) составляется таким образом: ребенок должен заполнить геометрическими фигурами соответствующие им углубления.
«Что делают матрёшки?»
Цель: в этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов.
«Разберём и соберём»
Цель: игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры. В игре участвуют шесть — восемь детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку.
«Зайчик и Мишка»
Цель: приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и тут же применяют их в действиях.
Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления. Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек).
«Где спрятался мишка?»
Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши получают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации.
Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил, где находится спрятанный мишка, но и отгадал, почему он здесь спрятался. В решении этой задачи нужно не только применить имеющиеся знания, но и проявить находчивость, догадливость. Для этого требуются элементы творческого мышления.
«Переполох»
Цель: развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания. Обычно младшие дошкольники запоминают лишь то, что запоминается само, без особых усилий, в силу своей привлекательности. Игра носит сюжетно-ролевой характер. Ее игровая ситуация воспроизводит более или менее знакомые детям явления. Роль помощников взрослого как бы возвышает их в собственных глазах и побуждает прилагать особые старания, чтобы оправдать доверие, которое им оказывается. Выполнение роли опирается на опыт игры в поручения, своеобразным вариантом которой является эта игра.
«Собери цветок»
Цель игры: закрепление умений классифицировать предметы по разным признакам.
Задачи:
1. Совершенствовать умение подбирать лепестки одинакового цвета.
2. Развивать умение классифицировать и находить общие признаки предметов.
3. Уточнять знания о геометрических фигурах
«Собери квадрат»
Задачи: формировать представления о геометрических фигурах, усвоение соотношения целого и части;
умение составлять целое из частей;
формирования умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук;
развивать зрительное восприятие, логического мышление, цветоощущения.
«Собери дорожку»
Задачи: Формировать у детей умение различать предметы по форме, размеру и цвету. Развивать цветовое восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
«Собери светофор»
Цель: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета.
Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.
«Собери цветок»
Цель игры: закрепление умений классифицировать предметы по разным признакам.
Задачи:
1. Совершенствовать умение подбирать лепестки одинакового цвета.
2. Развивать умение классифицировать и находить общие признаки предметов.
3. Уточнять знания о геометрических фигурах
«Где спрятался мишка?»
Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши получают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации. Эта игра сложнее предыдущей и по своему содержанию и характеру совместной деятельности.
Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил, где находится спрятанный мишка, но и отгадал, почему он здесь спрятался.
«Собери машину»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления, умения передавать форму и характерные особенности составных частей машины; закрепление знаний детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
«Большой - маленький»
Цели:
Учить детей сравнивать предметы по величине.
Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.
Активизировать словарь детей: произносить слова большой и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; маленький - высоким).
Вызывать положительные эмоции, радость у детей.
«Кто здесь прячется»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, учить при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова, развивать память, мышление, мелкую моторику рук.
«Необычная рыбалка»
Цель: формировать представления о свойствах воды, закреплять знания о форме, цвете, размере, понятиях один - много, ни одного; счете в пределах 5, развивать глазомер, ловкость рук, фантазию; использовать в игре предметы-заместители.
«Узнай по запаху»
Цель: Развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Задачи: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать по запаху, даже не видя их.
Знакомить с новыми видами и запахами трав и пряностей;
Упражнять детей в определении знакомых запахов: цедры апельсина, мяты, корицы, чеснока, хвои сосны и др. ;
Активизировать речь детей и пополнять словарный запас;
Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
«Продолжи узор»
Цели игры:
1. Учить детей выполнять действия по показу и образцу.
2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.
3. Развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.
«Пазлы»
Цели: развиваем мелкую моторику рук, учимся соединять части предметов одно целое.
Задачи: формировать первичные представления о многообразии предметного окружения. Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (цвет, материал и др.). Развитие внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета. По окончанию игры приучать убирать все на место.
«Красный и зеленый»
Задачи: формировать у детей умения выполнять правила дорожного движения; закреплять знания детей о цветах светофора; воспитывать умения ориентироваться в пространстве и соблюдать культуру поведения.
Угадай, на чем повезешь»
Цель: познакомить детей с разновидность транспорта и его назначением в жизни человека.
Материал: большая грузовая и легковая машины, картинки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка...
Ход игры:
Детям предлагается рассортировать картинки (что могут перевозить грузовая и легковая машины)
«Угости мишек»
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
«Правильно, неправильно»
Тема: правила поведения за столом. 12 парных карточек; значки «правильно» и «неправильно»
Цель: закреплять культуру поведения за столом во время еды: есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не разговаривая; пользоваться салфеткой; выходя из – за стола задвигать стул; совершенствовать навыки приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности.
«Куличики»
Цель: формирование игровых умений в процессе игры с песком, познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности, сделать зайчику куличики из песка.
«Поезд»
Цели:
• Развивать у детей мышление.
• Развивать фантазию.
• Развивать речь.
• Расширять знания о природе.
• Учить устанавливать простейшие взаимосвязи.
«Подбери по цвету»
Цель: Развитие сенсорного восприятия
Задачи: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, серый, белый, чёрный). Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами. Учить группировать предметы по определённому признаку. Развивать усидчивость. Развитие речи.
«Курочка Ряба»
Цель: цветовосприятия и цветоразличения.
Оборудование: контейнеры от "киндер-сюрпризов" трёх цветов, ведерки среднего размера трёх цветов, большой контейнер с плоскостными изображениями персонажей сказки "Курочка Ряба", магнитная доска с набором магнитов, курочка-игрушка.
«Ледяная стена»
Игра проводится на улице зимой. Воспитатель заранее заготавливает цветные льдинки, замораживает в больших и маленьких круглых формочках подкрашенную воду.
Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах
предметов. Развитие логического мышления.
Оборудование: снежная баба, большие красные ледяные кружки, маленькие синие ледяные кружки по числу детей.
«Построй заборчик»
Цель: закрепление знаний об основных цветах.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики, координации движений рук.
2. Развивать внимание, усидчивость детей.
3. Воспитывать дружеское взаимоотношения между сверстниками.
В конверте лежат полоски разного цвета. Дети подбирают к полоскам колышки определенного цвета.
«Разрешено, запрещено»
Цель: закреплять представления детей младшего возраста об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.
Задачи: познакомить с опасными ситуациями в природе, которые могут произойти с детьми, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать мелкую моторику пальцев рук, речь детей.
«Выложи фигуру»
Цель: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания.
Оборудование: набор карточек с геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми на столе карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель загадывает загадку. Ребята должны отгадать и выложить фигуру.
«Поможем заюшке»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Оборудование:
- набор объемных блоков Дьенеша;
- кодовые карточки - символы;
- «домик для блоков».
«Спрячь мышку»
Цель: Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п. Материал: Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов, игрушка - кошка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)
Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...
Сетевое взаимодействие садов. Фестиваль по развивающим играм. Презентация развивающей игры с видеофрагментом "В гостях у Снежной королевы"
Презентация развивающей игры с видеофрагментом "В гостях у Снежной королевы" (октябрь 2019г.)...
Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д
Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....