Статья "Сюжетно-ролевая игра"
статья
В статье представлены особенности сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
Постоянно находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, решают совместно поставленные речевые задачи, и одним из средств развития диалогической речи детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.
Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Игра это деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом, одновременно протекает в двух планах (в условной ситуации содержит ряд условных элементов и в реальных действиях и отношениях), поэтому детям приходится договариваться о том, что происходит в игре. Это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные. По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре. В игре ребёнок воссоздает разные виды человеческой деятельности. Принимая на себя различные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено. Для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки выбрать.
Основной структурной единицей развернутой формы игры Д.Б.Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры. В других формах игры роль представлена в неявном виде - как игровая позиция человека. Игровая позиция характеризуется принятием ребенком игровых правил или «как будто», «понарошку». Проявление игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок отделяет игру от неигры. Двуплановым поведением-ролью или игровой позицией и позицией «вне игры»-игрок должен владеть, иначе он «выпадает» из игры.
Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин). Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения.
Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия). Особый вид замещения – обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а затем в речи.
Существенная особенность игры и её содержания – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации. В которых ребенок активно действует наравне со взрослыми (сам ест, одевается), где он выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер), где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства (игры по содержанию мультфильмов и сказок).
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
- Воспитатель должен играть вместе с детьми.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
-ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
-рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
-инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
-эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
-креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
- организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
- организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;
- создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Задачи педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста:
- Обогащение содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей
- Развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстником (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре)
- Развитие самостоятельности и творчества детей в игре.
Этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры.
I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счёт взаимодействия с детьми с позиции «соигрока» (партнёра)
II этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога с позиции «помощника».
III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных умений в сюжетно-ролевой игре.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, условием развития коммуникативных способностей ребёнка. Специально организованная сюжетно-ролевая игра позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение позволяет уделить внимание развитию всех компонентов сюжетно-ролевой игры от сговора на игру до ее завершения и в том числе развитию умений диалогической речи – умений слушать товарищей, учитывать их мнение, высказываться самому в соответствии с ситуацией, поддерживать ролевой диалог, использовать речевые средства выразительности и невербальные средства общения.
Необходимо развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками); развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру и ролевые диалоги через создание развивающей игоровой и речевой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера; включение в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров» различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...

Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...