Рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МКДОУ Детский сад № 303
______________ О.А. Носкова
Рабочая программа
коррекционно-логопедической работы
для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
МКДОУ №303 г. Новосибирск
Составитель:
учитель - логопед Никитченко М.И.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями от 5 до 7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в старших и подготовительных группах МКДОУ № 303 города Новосибирска. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного патогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
- на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,
- на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
« Программа» включает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
Задачи «Программы»:
- способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,
- создать благоприятные условия для развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у детей старшего дошкольного возраста психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целевых ориентиров дошкольного образования, предусмотренными ФГОС ДО
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Подготовительные комбинированные группы №10, №17 МКДОУ №303, посещают дети с логопедическими заключениями ОНР, 2,3 уровень речевого развития, ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух речевых нарушений.
«Программа» составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ №303»
Согласно ей, коррекционная работа с детьми с различными речевыми нарушениями осуществляется на: подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Коррекционная работа в подготовительной комбинированной группе строится по периодам:
- 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,
- 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,
- 3 период – март – май, 18 занятий.
Содержание подгрупповых занятий направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие звуко–буквенного анализа, развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация, дифференциация, развитие фонематического слуха.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
- коррекция нарушенного звукопроизношения;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие просодической стороны речи и речевого дыхания;
- формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
- формирование грамматических представлений;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста преобладают те или иные направления коррекционной работы:
№ п/п | ОНР | ФФНР |
1. | -коррекция нарушенного звукопроизношения | -коррекция нарушенного звукопроизношения |
2. | -развитие просодической стороны речи и речевого дыхания | _ |
3. | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе |
4. | -уточнение, обогащение и активизация лексического запаса уточнение, обогащение и активизация лексического запаса | _ |
5. | -формирование грамматических представлений | -уточнение грамматических представлений |
6. | -развитие связной речи | - |
7. | -развитие мелкой моторики пальцев рук | - |
Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития
(по Р.Е. Левиной)
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов не устойчивы и недифференцированны.
Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — пи, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).
В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.
Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.
Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.
Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).
Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).
Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.
На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).
Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал.
Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — теф, вефь, веть. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.
Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).
Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.
Общая характеристика детей со вторым уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной)
Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно- логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.
Пояснение слова иногда сопровождается жестом (слово чулок — нога и жест надевания чулка, режет хлеб — хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).
В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.
Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.
Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).
В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил).
Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется.
Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы).
Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка).
Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.
Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными (например, при составлении предложения по картинке: на…на…стала ле- то…лета…лето).
Способами словообразования дети не владеют.
У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.
Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. В тоже время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях.
Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16–20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С′], [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ][Р], [Р′], [Т], [Т′], [Д], [Д′], [Г], [Г′].Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо.
Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.
Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак), в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая).
Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей часто обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков: звезда — вида.
В трехсложных словах дети, наряду с искажением и пропуском звуков, допускают перестановки слогов или опускают их совсем: голова — ава, коволя. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены. Четырех-, пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед — сипед, тапитет. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клеки вефь.
Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).
Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития
(по Р.Е. Левиной)
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.
Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).
Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко.
Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.
У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыта); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое, он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола , по ство лу); неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладет дров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже — неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник).
Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] — [Л]), к слову свисток — цветы (смешение [С] — [Ц]).
В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.).
У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют.
Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм.
Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Общая характеристика детей с ФФНР.
В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и незначительное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизмах, возникающих вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Таким образом, разработанная нами в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МКДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Логопедическая работа
Ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
- владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
Ребенок:
- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
Речевое развитие
Ребенок:
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
- объясняет значения знакомых многозначных слов;
- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно- образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
- владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
- знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);
- умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
- имеет элементарные представления о видах искусства;
- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
- сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
Ребенок:
- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
- выполняет разные виды бега;
- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание «Рабочей программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
1. структурно - системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое,
2. принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий,
3. принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами,
4. принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности,
5. принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному,
6. принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
7. принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
9. принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,
10. принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,
11. принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,
12. принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
«Рабочая программа» включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.
Направления логопедической работы в подготовительной группе.
Основным в содержании логопедических занятий в подготовительной группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается автоматизация поставленных звуков в ходе развития связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов речевой деятельности.
Педагогические ориентиры:
• работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
• развивать общую, ручную, артикуляторную моторику,
• осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций,
• расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей,
• совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций,
• совершенствовать навыки связной речи детей,
• вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов,
• формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
1.Подготовительный этап логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
- развитие кинетической основы артикуляторных движений,
- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,
- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
- формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,
- обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:
- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия:
- формирование четкого слухового образа звука.
2.Основной этап логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи:
- уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,
- обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,
- обучение детей использованию прил. со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,
- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,
- формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,
- усвоение многозначных слов, переносного значения слов.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:
- совершенствование навыков употребления сущ. м.р., ж.р и ср.р. им.п. и косвенных падежей в ед.ч. и мн.ч.,
- совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,
- закрепление правильного употребления несклоняемых сущ.,
- совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м.р., ж.р., ср.р. ед.и мн.ч.,
- обучение согласованию числ. с прил. и сущ.,
- совершенствование навыков употребления предлогов: за-перед, за-у, под-из-под, за-из-за, около-перед, из-за – из-под,
- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов : -ниц-, -ини-, -ин-, -иц-,- ец-,
- совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным способом,
- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных,
- обучение употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,
- обучение детей подбору однокоренных родственных слов,
- обучение детей образованию сложных слов.
Формирование синтаксической структуры предложения:
- развитие навыка правильно строить:
• простые распространенные предложения,
• предложения с однородными членами,
• простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
- обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов – потому что, если, когда, так как.
Формирование связной речи:
- развитие навыка составления описательных рассказов,
- обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,
- обучение детей творческому рассказыванию.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи:
- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,
- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,
- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.
- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний и односложных слов,
- формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,
- знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,
- формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова:
• умение слышать гласные в слове,
• умение называть количество слогов,
• умение определять последовательность слогов,
• умение составлять слова из заданных слогов.
- совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,
- совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:
- развитие орального праксиса,
- формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
- формирование речевого дыхания,
- совершенствование основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях,
- закрепление мягкой атаки голоса.
Обучение грамоте:
- обучение составлению графической схемы предложения,
- обучение составлению графической схемы слогов, слов.
- развитие языкового анализа и синтеза:
• раздельное написание слов в предложении,
• точка в конце предложения,
• заглавная буква в начале предложения.
- знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий,
- составление, печатание и чтение:
• сочетаний из двух гласных – ГГ,
• сочетаний ГС,
• сочетаний СГ,
• односложных слов – СГС,
• 2 – 3 сложные слова из открытых слогов,
• 2 – 3 сложные слова с последним закрытым слогом,
• 2 – 3 сложные слова со стечением согласных,
• предложений из 2 – 4 слов без предлога и с предлогом.
- обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
примерный перечень игр и игровых упражнений
1.Подготовительный этап логопедической работы.
- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко», «Кто , что услышит?», «Часовой», «Что изменилось?» и др.
- игры и игровые упражнения на формирование
• общей моторики – комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,
• мелкой и тонкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровки, трафареты, пазлы, мелкий конструктор, гаечный конструктор, прищепковый конструктор, тренажеры с пуговицами и др.
• артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики.
- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности», «Что сначала, что потом» и т.д.
- игры и игровые упражнения на формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур – «Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист», «Слоговое домино»,
- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».
2.Основной этап логопедической работы.
- игры и игровые упражнения для коррекции
• фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», диск «Звуковой калейдоскоп», программы «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,
• лексико-грамматического строя речи – «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно»,
• развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», программа «учимся говорить правильно», диски «Ума палата», «Конструктор картинок».
- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения движения
• артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики:в картинках, сказках, презентациях, ватной палочкой, деревянным шпателем, зонды Е.В.Новиковой, О.И.Крупенчук.
• дыхательной функции – «Стадион», «Автотрек», «Задуй свечу», «Снегопад», «Рыбки в аквариуме», «Воздушное лото», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Удержи шарик», «Чудо-бабочки»,
• голосовой функции – «Оркестр», «Игра на пианино», «Резиночки», «Эхо», «Тихо-громко»,
- игры и игровые упражнения для обучения грамоте – рабочие тетради «Пишем и читаем. часть 1, 2,3,4», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».
1.Образовательная область «социально-коммуникативное развитие».
- игра:
• игры и упражнения на развитие воображаемых движений – упражнения Г.Чистяковой,
• игры и упражнения на формирование представлений об эмоциях – упражнения Г.Чистяковой
- представление о мире людей и рукотворных материалов:
• театрализованные игры – пальчиковый театр, шагающий, театр игрушек: «Репка», «Колобок», «Волк-ябедник», «Все овощи на грядке», «Как грибы президента выбирали»,
• настольно-печатные и словесные игры,
- безопасное поведение в быту, социуме, природе:
• дидактические игры – «Все профессии важны», «Кому что».
2.Образовательная область «познавательное развитие».
- конструирование:
• игры и игровые упражнения с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов –« Лего», «Гаечный конструктор», «Прищепковый конструктор»,
• игры и игровые упражнения на развитие внимания, памяти, пространственного мышления – «Мозайка», «Пазлы: 15-30 деталей», «Картинки из счетных палочек»,
- развитие представлений о себе и об окружающем природном мире:
• настольно-печатные и словесные игры – «Логопедическое лото», «Узнай по описанию», «Радио», «Карусель», «Веселый телефон», «Читаем словом»,
- элементарные математические представления:
• дидактические игры – «Карусель», «Считаем до 10».
3.Образовательная область «речевое развитие».
- игры и игровые упражнения для коррекции фонематического строя речи - «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата»,
-игры и игровые упражнения для коррекции лексико-грамматического строя речи - «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок»,
- игры и игровые упражнения для развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», набор схем для составления описательных рассказов, набор стихотворений в иллюстрациях, программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».
4.Образовательная область «художественно-эстетическое развитие».
- изобразительное творчество:
• игры и игровые упражнения на занятиях рисованием – трафареты по лексическим темам, раскраски, «Разноцветный калейдоскоп», набор симметричных предметов для обведения, штриховка.
- музыка – «Артикуляторная гимнастика под музыку», «Логопедические распевки», подборка детских песен для автоматизации звуков, набор музыкальных инструментов.
5.Образовательная область «физическое развитие».
- физическая культура – утренняя гимнастика в виде комплексов коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движения, телесной и пространственной ориентации, физминутки, связанные с лексической темой,
- представления о здоровом образе жизни и гигиене – гимнастика для глаз, гимнастика для стоп, гимнастика для рук, кинезиологические упражнения, предметы для пальчиковой гимнастики: ежи нескольких видов, эспандеры, пробки, прищепки, орехи, шишки, карандаши.
Календарно- тематическое планирование в старшей группе на 20-21 учебный год
Неделя | Тема | |
Сентябрь | 1 неделя (01-04) | «Детский сад» / «Школа» (подг.) / Диагностика |
2 неделя (07-11) | «Наши игрушки» / Диагностика | |
3 неделя (14-18) | «Овощи и фрукты» Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. Понятие «звук». | |
4 неделя (21-25) | «Лукошко (грибы, ягоды)». Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Понятие «звук», «буква». | |
5 неделя (28-02) | «Человек». Звук и буква У. Понятие «гласный звук». | |
Октябрь | 1 неделя (05-09) | «Золотая осень». Звук и буква А |
2 неделя (12-16) | «Деревья и кустарники». Звук и буква У. А | |
3 неделя (19-23) | «Хлеб» Звук и буква П. Понятие «согласный звук» | |
4 неделя (26-30) | «Перелетные птицы». Звук и буква О | |
Ноябрь | 1 неделя (02-06) | «Домашние животные и их детеныши» Звук и буква И |
2 неделя (09-13) | «Дикие животные и их детеныши» Звук и буква М | |
3 неделя (16-20) | «Домашние птицы» Звук и буква Н | |
4 неделя (23-27) | «Я и моя семья» Звук и буква Т | |
Декабрь | 1 неделя (30-04) | «Зима». Звук и буква Т-Ть. Понятие мягкости - твердости |
2 неделя (07-11) | «Зимующие птицы» Звук и буква К | |
3 неделя (14-18) | «Зимние забавы» Звук и буква К-Кь | |
4 неделя (21-25) | «Новый год» Повторение | |
5 неделя (28-30) | Повторение пройденного материала | |
Январь | 1 неделя | Каникулы |
2 неделя (11-15) | «Дом. Строения» Звук и буква Б | |
3 неделя (18-22) | «Мебель» Звук и буква Б-Бь | |
4 неделя (25-29) | «Посуда. Продукты питания» Звук и буква Э | |
Февраль | 1 неделя (01-05) | «Бытовая техника» Звук и буква Г-Гь |
2 неделя (08-12) | «Профессии» Звук и буква Л-Ль | |
3 неделя (15-19) | «Транспорт» Звук и буква Ы | |
4 неделя (22-26) | «Наша армия» Звук и буква С | |
Март | 1 неделя (01-05) | «Страна, город, улица» Звук и буква С-Сь |
2 неделя (08-12) | «Мамин праздник» Звук и буква Ш | |
3 неделя (15-19) | «Весна» Звук и буква С-Ш | |
4 неделя (22-26) | «Народные игрушки, росписи» Звук и буква Х -Хь | |
5 неделя (29-02) | «Водные обитатели» Звук и буква В-Вь | |
Апрель | 1 неделя (05-09) | «Одежда, обувь, головные уборы» Звук и буква З |
2 неделя (12-16) | «Космос» Звук и буква З-Зь | |
3 неделя (19-23) | «Природные явления» Звук и буква Ж | |
4 неделя (26-30) | «Комнатные растения» Звук и буква Ж-З | |
Май | 1 неделя (04-07) | «Великая победа» Повторение пройденного материала |
2 неделя (12-14) | «Цветы» Повторение пройденного материала | |
3 неделя (17-21) | «Насекомые» / Диагностика | |
4 неделя (24-28) | «Лето» / Диагностика |
Программно – методическое обеспечение.
1. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Гном-пресс, 1999г.
2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая и подготовительная группы). М., 1993г.
3. С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г.
4. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ТНР МКДОУ д/с №303.
6. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, Просвещение, 2009.
7. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.
Диагностика.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
2. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.
3. Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболев. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. С-Пб, Питер, 2008г.
4. З.А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995г.
5. И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.
6. Т. Фотекова, Т.Н. Ахутина. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.
7. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002г.
ПОСОБИЯ.
1. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей. Альбом 1, 2, 3, 4,5.
2. Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.
3. Скоро в школу.
Звукопроизношение.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2. Е.В.Новикова. Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4. В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
5. В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
7. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
8. Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
9. О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
10. Я.В.Костина, В.М.Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера, 2008г.
11. Е.Н.Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.
12. Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г.
13. Г.А Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.
14. Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц. Солнечные ступеньки.
ПОСОБИЯ.
1. Зонды для постановки звуков, массажные зонды.
2. Вестибюллярные пластины с проволочной заслонкой и бусиной.
3. Зондозаменители.
4. Тренажер с бусиной.
5. Медицинские шпатели, одноразовые деревянные шпатели.
6. Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный материал.
7. Иллюстрации артикуляционных упражнений.
8. Стихи к артикуляционным упражнениям.
9. Зеркала.
10. Картинки для автоматизации звуков.
11. Стихи для автоматизации звуков.
12. Скороговорки в схемах.
13. Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)», «Домики звуков».
14. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Н.И.Соколенко. Посмотри и назови. Книга 1, 2.
15. Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е.Ильякова. Звуки, я вас различаю : Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.
16. Картотека упражнений фонетической ритмики.
17. Игра «Веселый поезд».
18. Логопедическая улитка.
19. Рабочие тетради:
• Баскакиной И.В. Свистелочка, Шипелочка, Цоколочка, Приключения Р, Приключения Л, Приключения Ч-Щ,
• Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.
20. Компактный диск. Логопедическое экспресс-обследование., Звуковой калейдоскоп., Конструктор картинок.
Дыхание.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Москва, Книголюб, 2004г.
2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.
ПОСОБИЯ.
1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.
2. Схемы для дыхания.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. «Аквариум» с рыбками.
5. Пособие «Послушный ветерок».
6. Детское «воздушное» лото.
7. Живые картинки: игры на развитие речевого выдоха.
Голосообразование.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Е.С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва, Айрис – пресс, 2005г.
2. О.С. Орлова. Нарушения голоса у детей. Москва, АСТ – Астрель, 2005г.
ПОСОБИЯ.
1.Схемы для работы над тембром голоса.
2. Схемы для работы над силой голоса.
Лексика.
ЛИТЕРАТУРА.
1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.
2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
3. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.
4. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992г.
5. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.
6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.
7. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.
8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.
9. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.
ПОСОБИЯ.
1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:
1.Времена года. 2. Деревья, цветы, грибы.
3. Овощи, фрукты, ягоды. 4. Продукты питания. Посуда.
5. Одежда, обувь. 6. Профессии.
7. Средства коммуникации. 8. Животные.
9. Водные обитатели. 10. Птицы. Насекомые.
11. Человек. Части тела. 12. Улица. Транспорт.
13. Дом. Семья. 14. Орудия труда. Инструменты.
15. Народные промыслы. 16. Географические понятия. Поселения.
17. Космос. 18. Бытовые приборы.
19. Игрушки. 20. Армия.
21. Комната. Мебель. 22. Сказки.
23. Музыкальные инструменты.
2. Картотека стихов для развития речи.
3. Картотека психогимнастических упражнений.
4. Лото «Птицы», «Окружающий мир».
5. Игры «Все профессии важны, все профессии нужны», «Осень, зима, весна, лето», «Подарки», «Контуры», «Четвёртый лишний». «Испорченные фотографии», «Собери сказку».
7. Накладные контуры.
8. Занимательный материал по лексическим темам.
11. Загадки – складки, загадки – обманки. Загадки по лексическим темам.
12. Стихи (по лексическим темам) в иллюстрациях - схемах.
13. Рабочие тетради Л.Б.Баряевой «Я – говорю». Москва, Дрофа, 2007г
Грамматический строй речи.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Т.А.Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство – Пресс, 1999г.
2. Р.И.Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.
3. С.Н.Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.
4. Е.М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1- 4. Москва, Творческий центр, 2009г.
5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать: часть 1, 2. Владос, 2006г.
ПОСОБИЯ.
1.Картотека иллюстраций.
2. Картотека игр.
3. Система работы по устранению аграмматизмов.
4. Материал по работе с предлогами: иллюстрации, схемы.
5. Картотека слов – антонимов, синонимов.
6. Игры «Поезд», «Кого…Чего сколько?», «Вставь предлог и прочитай предложение», «Пойми предложение», «Наоборот», «Играем с глаголами», «Как научить ребёнка говорить, читать, думать», «Смотри корень», «Посмотри какой цветочек», «Кто и что».
7. Схемы частей речи и родов существительных русского языка.
8. Схема для образования существительных с увеличительными и уменьшительными оттенками.
9. Схемы для спряжения глаголов.
10. Наглядно-дидактические пособия «Ударение», «Словообразование».
11. Учебно-игровые комплекты: Предлоги: с, из, у, за, над., Предлоги: в, на, под, к, от., Сложные слова: часть 1, 2.
Подготовка к обучению грамоте.
ЛИТЕРАТУРА.
1.В.Волина. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994г.
2. Г.Карельская. Поможем Буратино заговорить., журнал «Д.В.», 2000г.
3. Л.Е.Журова. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2001г.
4. Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Просвещение, 1985г.
5. Т.Б.Филичева. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993г.
6. И.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
7. В.В .Коноваленко. Пишем и читаем: часть 1, 2, 3, 4. Москва, Гном и Д, 2009г.
ПОСОБИЯ.
1.Символы гласных, согласных.
2. Буквинск с набором буквят.
3. Схемы места звука в слове.
4. Кассы для выкладывания слов, предложений.
5. Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,
«Читаем и составляем слова», «Умный телефон», «Ребусы», «Умное домино: читаем по слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Азбука би-ба-бо», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Читай и узнавай», «Словарик», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»…
6. Цветные человечки – схемы звуков.
7. Цветик – семицветик.
8. Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.
9. Карточки для чтения, слоговые таблицы.
10.Азбука и буквы на магнитах.
11.Развивающие каноны.
12.Детские кроссворды. Ребусы.
13.Логопедические буквари и азбуки Е.Н. Новиковой, Е.М. Косиновой, О.С. Жуковой, Н.С. Жуковой, Г.Е. Сычевой, Т.С. Резниченко.
14.Рабочие тетради «Обучение грамоте: солнечные ступеньки».
15.Игры Воскобовича: Яблонька, Парусник, Ромашка, Снеговик, Лабиринты букв, Слоговые шары.
16.Дошкольные папки: Найди слово, Я учусь читать.
17.Марки, скороговорки Н.А. Зайцева.
18.Компактный диск «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп».
Фонематический слух.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Т.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С–Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2. А.И.Максаков. Учите, играя. М., Просвещение, 1983г.
3. И.В.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
4. Г.А.Тумакова. Ознакомление со звучащим словом. М., Просвещение, 1991г.
5.Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логопедической группы. Москва, 2009г.
6. Г.Г. Голубева. Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников. С-Пб, 2010.
7. М.А. Черенкова. Играя, учимся говорить: дидактический материал по коррекции слоговой структуры слова.
8. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. Формирование слоговой структуры слова. Москва, ТЦ Сфера, 2007г.
ПОСОБИЯ.
1. Картотека занимательных заданий.
2. Схемы работы над ритмом.
3. Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?», «Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».
4. Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.
5. Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.
6. Логопедическая улитка.
7. Чудо-телефон: устройство для контроля собственной речи.
8. Говорящая точка: игрушка для записи голоса.
9. Микрофон «Эхо».
10. Говорящие таблицы: Читаем сами., Азбука.
11. Схемы для характеристики гласных и согласных звуков.
12.Компактный диск «Звуковой калейдоскоп».
Связная речь.
ЛИТЕРАТУРА.
1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи» М., Гном, 2017
1.Т.А.Ткаченко. Формирование и развитие связной речи. С- Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2. Л.В. Лебедева,учебно-методическое пособие «Обучение дошкольников пересказу»
3
4. Преодоление ОНР у дошкольников. п/р Т.В. Волосовец. М., 2002г.
ПОСОБИЯ.
1. Сюжетные картинки.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Тексты для пересказа.
5. Альбомы по развитию связной речи Н.Е. Арбековой (9 альбомов)
6. Альбомы по развитию связной речи Н.Э. Теремковой (4 альбома)
7. Опорные картинки для пересказа текстов.
8. Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5 – 8 лет «Забавные истории».
9. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
10. Иллюстрации и схемы «Как много вам сказать хочу».
11. Игры «Что сначала, что потом», « Короткие истории для детей 3 – 7 лет», «Истории в картинках: часть 1,2».
12.Наглядно-дидактические пособия «Обучение связной речи детей 4-5, 5-6, 6-7 лет».
Пальчиковый праксис.
ЛИТЕРАТУРА.
1. В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С – Пб, Лань, 1997г
2. И.Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. С- Пб., Дельта, 1997г.
3. М.С.Рузина. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
4. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
5. Е.Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.
6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.
7. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
8. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
9. С.В.Коноваленко, М.И.Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
ПОСОБИЯ.
1.Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа рук.
2. Картотека заданий из палочек, палочки.
3. Мозайка.
4. Деревянные бусы для нанизывания.
5. Лего.
6. Кубики из 9 частей частей.
7. Схемы пальчиковых упражнений.
8. Игры «Шнурочки»: парусник, дом, матрешка, пирамида, букет, натюрморт, «Кто первый», «Ловкий футболист», «Рыбки в бассейне».
9. Клубок – трансформер.
10. Конструктор: гаечный, прищепковый.
11. Пазлы на 15 – 30 деталей.
12. Трафареты с предметами по лексическим темам.
13. Круги Гео.
14. Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки, прищепки, палочки.
15.Пособие «Проведи дорожки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...