Методическая разработка "Урожай"
методическая разработка

Пашская Анна Германовна

Представлен конспект на тему "Урожай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_urozhay.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме «Урожай»

Составила:

старший воспитатель Пашская А.Г.

Санкт-Петербург

2018

Тема недели «Урожай».  Средняя группа 4-5 лет

Задача

Форма работы

Содержание

Развитие связной диалогической речи

Развивать  представление об овощах и фруктах, продолжать развивать умение различать их по внешнему виду

Образовательная ситуация

«Урожай у нас хорош!»

Рассматривание иллюстраций.

- Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (Мы сегодня будем говорить об овощах и фруктах).

- Где можно купить овощи и фрукты? (Овощи и фрукты можно купить на рынке, в магазине).            

 - Что делают люди на рынке? (На рынке покупают, продают, выбирают, взвешивают, смотрят, ходят, пробуют).        

 - Где выращивают овощи? ( В огород

  - На чём и где растут овощи? ( На грядках, в земле).        

 - Где выращивают фрукты? (В саду).    

 - На чём вырастают фрукты? (На деревьях)     

Развивать представление о правильном питании, развивать умение отвечать на вопросы.

Ситуативный разговор

«Что нужно кушать, чтобы быть здоровым»

Воспитатель: «Ребята, вчера мне на телефон пришло сообщение, от Смешариков. Они пишут, что раньше они никогда не болели, бегали, играли, веселились, а сейчас заболели — болят животы! Они просят, чтобы мы с вами помогли им, выяснили, почему же они заболели. Как вы думаете, почему у них могут болеть животы? (ответы детей) Да, я тоже думаю. Что они что-то не то съели. Сейчас я спрошу, а что - же они едят?  (чипсы, сухари, кола). Разве можно кушать чипсы и пить газировку? Почему?

Посмотрите, у меня есть плакат, что на нем изображено? (дети перечисляют овощи и фрукты) А вы знаете, что овощи и фрукты очень  полезные продукты? Что находится в них?  Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Давайте нарисуем Смешарикам, что нужно есть, чтобы они не болели….и т.д..

Формировать умение составлять описательный рассказ

Игровая обучающая ситуация

«Опиши-мы отгадаем»

У каждого ребёнка муляж овоща или фрукта, ему предлагается описать его, чтобы другие дети могли его отгадать. Для описания воспитатель задаёт вопросы:  какой формы, размера, цвета наш овощ или фрукт и какой он на вкус. 

Обогащение активного словаря

Развивать умение Актуализация словаря по теме, развивать умение дополнять рифмованную строчку дифференцировать понятия

Игровая обучающая ситуация

«Разложи по корзинкам» 

      

В большой корзине вперемешку лежат муляжи овощей  и фруктов. Детям нужно  рассортировать отдельно фрукты, отдельно овощи, сложив их в разные корзинки, называя их и объясняя свой выбор.  

Актуализация словаря по теме, развивать умение дополнять рифмованную строчку    

Ситуация общения

 «Собираем  урожай».     

Воспитатель произносит текст, дети должны в каждой фразе отгадать последнее слово. Если дети правильно отгадывают загадку, воспитатель вывешивает на доску картинку с отгадкой.

Поздним летом в огород собирается народ.                                     Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай!

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка  … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

- Какие овощи собирали в огороде?  - Какие фрукты собрали в саду?

- Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?)

- Будете ли вы путать фрукты и овощи?

Развивать умение отгадывать загадки

Д/И «Отгадай-ка»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, картинки с отгадкой вывешивает на ковролин.

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали (огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

 Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

 Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Молодцы! Все загадки отгадали, посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом (овощи) Какая загадка вам запомнилась? Давайте мы её выучим и загадаем маме или папе.

 Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

 Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

 Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Развитие звуковой интонационной культуры речи и фонематического слуха

Формировать умение интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворного текста. Продолжать формировать умение у детей сочетать движения и речь.

Инсценировка «Ссора овощей» Н.Семёнова

Овощи выходят на сцену:

Овощи (вместе): Кто из нас вкуснейший?

Кто из нас важнейший?

Огурец: Я-вкуснейший,

Я-важнейший.

Мы живем в рассоле,

Все едят нас вволю.

Свёкла: Не кричи-ка, огурец,

Ты, конечно, молодец,

Но кто свеклы важнее?

Кто, скажи, нужнее?

Сахар варят из свеклы,

И салаты из свеклы,

И свекольник тоже.

Кто важнее, кто же?

Морковь: Важный овощ, ты, свеколка,

А важнее я- морковка!

Суп не сваришь без меня

Без меня нельзя и дня!

Капуста: Чтоб вам было пусто,

Лучше всех капуста!

Витаминами богата,

Любят щи мои ребята!

Помидор: Ах, какой нелепый спор,

Всех полезней помидор!

Тот, кто сок томатный пьет,

Тот здоровенький растет!

Воспитатель:

Тихо, тихо, не шумите,

Быстро ссору прекратите.

Каждый овощ- это дар,

Это знает мал и стар.

Овощей невкусных нет,

Все полезны, спору нет.

Чтоб расти, здоровым быть,

Нужно овощи любить!

Развитие  фонематического  слуха, нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Игровая обучающая ситуация

«Кто больше?»

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку  «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «а»;  «с»; «к».  За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Развитие речевого дыхания и голоса

 Игровая обучающая ситуация

«Разговоры овощей»

Предложить детям произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Подвижная игра средней активности «Овощи»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                    Останавливаются,                 крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.                                Разбегаются,    приседают, водящий ищет.

Знакомство с книжной культурой и литературой

Развивать умение слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворения, выразительно рассказывать на память.

Чтение стихотворений    В. Степанов «Овощи», Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Горох», «Морковь», «Лук», «Чужая морковка».

О чём эти стихотворения? Какими словами автор описывает…? Какое стихотворение вам больше всего понравилось? ( читает ещё раз, понравившееся стихотворение, предлагает детям рассказать его на память)

Развивать интерес к литературным произведениям.

Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко»

Вопросы: Вам понравилась сказка? Что вам понравилось больше всего? И.т.д.

Развивать интерес к поэтическим текстам, умение отвечать на вопросы.

Чтение стихотворений Ю.Тувим «Овощи»

Вопросы: Из чего хозяйка варила суп? Откуда она принесла овощи? В чем варился суп? Какой получился суп? И т. д.

Развивать интерес к литературным произведениям.

Чтение р.н.с.

«Вершки и корешки»

Подумай и ответь.

 Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?

 Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из теста— пироги.)

Развитие грамматического строя речи

Развивать умение дифференцировать понятия, формировать  умение образовывать прилагательное

Игровая-обучающая ситуация

 «Овощное - фруктовое»

 - Я буду перечислять блюда, а вы говорить, овощное оно или фруктовое. Если это блюдо можно приготовить из овощей и из фруктов, то вы отвечаете «овощное и фруктовое» (например сок, варенье или салат).                                                                       – Суп (овощной), компот (фруктовый),  солянка (овощная), мороженое (фруктовое),  начинка для пирога, варенье, салат, голубцы, джем, повидло, запеканка.

Развивать умение подбирать антонимы.

 - Сейчас я вам предлагаю закончить фразу:

Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

 У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие).

 У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий).

Поле засевают весной,  а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

Развивать умение образовывать  относительные  прилагательные

Игровая-обучающая ситуация

«Что можно приготовить»

из яблока — яблочный сок, яблочное варенье

из груши — грушевое варенье, грушевый сок

Развивать умение образовывать слова  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Игровая-обучающая ситуация

«Большой — маленький»

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением овощей и фруктов, на карточках изображён один большой фрукт и тот же маленький, ребёнку предлагается их назвать, огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Развивать умение образовывать множественные числа имен существительных

«Один — много»

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением овощей и фруктов, на карточках изображён один фрукт или овощ, либо много овощей или фруктов. Ребёнок берёт карточку, показывает её и говорит: «У меня один огурец»; дальше говорит тот, у кого на карточке много огурцов «У меня много огурцов; и т.д.

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными

Игровая-Обучающая ситуация

«Какой? Какая?»

У детей муляжи овощей и фруктов, воспитатель предлагает рассказвть о своём предмете, отвечая на вопрос: какой? какая?

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный   и т.д.

Развитие культуры речевого общения

Ситуация общения сюжетно-ролевая игра

«Овощной магазин»

Воспитатель: - Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями?
- Чем там занимаются люди? (ответы детей)
- Что продают в магазине? (ответы детей)
- А какие магазины вы знаете? (ответы детей)
- Я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин».
- А что продают и покупают в овощном магазине? (овощи и фрукты).
- Чтобы нам начать играть, нам нужно распределение роли.
- Кто работает в магазине? (ответы детей)
Воспитатель помогает распределить роли и описывает что будет делать тот или иной человек:
Воспитатель: - Продавец предлагает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар
- Кто желает быть продавцом?
- Кассир – пробивает чеки, берет деньги за товар, дает сдачу.
-Кто будет кассиром?
- Грузчик – привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.
-Кто у нас будет грузчиком?
- Охранник – следит за соблюдением порядка в магазине.
- Кто хочет быть охранником в нашем магазине?
- А остальные ребята будут – покупателями.
- Итак, можно подбирать подходящие предметы и начинать нашу игру.
- Не забывайте, что надо вежливо обращаться друг к другу, говорить, что бы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей или фруктов; спрашивать: сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи и фрукты, когда завезли товар и т.д.
Воспитатель может руководить игрой и взять на себя роль заведующего магазином, если это потребуется для развития игрового сюжета.

Итог:

Воспитатель: - Ребята, во что мы с вами играли? Понравилась вам игра? Кто, что купил в магазине? Что бы вы еще хотели покупать в магазине, кроме овощей и фруктов? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...