Методическая разработка "Урожай"
методическая разработка
Представлен конспект на тему "Урожай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_urozhay.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме «Урожай»
Составила:
старший воспитатель Пашская А.Г.
Санкт-Петербург
2018
Тема недели «Урожай». Средняя группа 4-5 лет
Задача | Форма работы | Содержание |
Развитие связной диалогической речи | ||
Развивать представление об овощах и фруктах, продолжать развивать умение различать их по внешнему виду | Образовательная ситуация «Урожай у нас хорош!» | Рассматривание иллюстраций. - Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (Мы сегодня будем говорить об овощах и фруктах). - Где можно купить овощи и фрукты? (Овощи и фрукты можно купить на рынке, в магазине). - Что делают люди на рынке? (На рынке покупают, продают, выбирают, взвешивают, смотрят, ходят, пробуют). - Где выращивают овощи? ( В огород - На чём и где растут овощи? ( На грядках, в земле). - Где выращивают фрукты? (В саду). - На чём вырастают фрукты? (На деревьях) |
Развивать представление о правильном питании, развивать умение отвечать на вопросы. | Ситуативный разговор «Что нужно кушать, чтобы быть здоровым» | Воспитатель: «Ребята, вчера мне на телефон пришло сообщение, от Смешариков. Они пишут, что раньше они никогда не болели, бегали, играли, веселились, а сейчас заболели — болят животы! Они просят, чтобы мы с вами помогли им, выяснили, почему же они заболели. Как вы думаете, почему у них могут болеть животы? (ответы детей) Да, я тоже думаю. Что они что-то не то съели. Сейчас я спрошу, а что - же они едят? (чипсы, сухари, кола). Разве можно кушать чипсы и пить газировку? Почему? Посмотрите, у меня есть плакат, что на нем изображено? (дети перечисляют овощи и фрукты) А вы знаете, что овощи и фрукты очень полезные продукты? Что находится в них? Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Давайте нарисуем Смешарикам, что нужно есть, чтобы они не болели….и т.д.. |
Формировать умение составлять описательный рассказ | Игровая обучающая ситуация «Опиши-мы отгадаем» | У каждого ребёнка муляж овоща или фрукта, ему предлагается описать его, чтобы другие дети могли его отгадать. Для описания воспитатель задаёт вопросы: какой формы, размера, цвета наш овощ или фрукт и какой он на вкус. |
Обогащение активного словаря | ||
Развивать умение Актуализация словаря по теме, развивать умение дополнять рифмованную строчку дифференцировать понятия | Игровая обучающая ситуация «Разложи по корзинкам» |
В большой корзине вперемешку лежат муляжи овощей и фруктов. Детям нужно рассортировать отдельно фрукты, отдельно овощи, сложив их в разные корзинки, называя их и объясняя свой выбор. |
Актуализация словаря по теме, развивать умение дополнять рифмованную строчку | Ситуация общения «Собираем урожай». | Воспитатель произносит текст, дети должны в каждой фразе отгадать последнее слово. Если дети правильно отгадывают загадку, воспитатель вывешивает на доску картинку с отгадкой. Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай! - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста). - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп). - Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку). - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла). - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку). - Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку). - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок). - А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград). - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы). - Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины). - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). - Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны). - Для начинки в пироги набираем … (яблоки). Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! - Какие овощи собирали в огороде? - Какие фрукты собрали в саду? - Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?) - Будете ли вы путать фрукты и овощи? |
Развивать умение отгадывать загадки | Д/И «Отгадай-ка» | Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, картинки с отгадкой вывешивает на ковролин. Симпатичный красный нос По макушку в землю врос. И торчат на грядке Зеленые пятки. (Морковь) Лежали на грядке зеленые ребятки. В рассол попали – солеными стали (огурцы) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка) Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис) Молодцы! Все загадки отгадали, посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом (овощи) Какая загадка вам запомнилась? Давайте мы её выучим и загадаем маме или папе. Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох) Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста) Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) |
Развитие звуковой интонационной культуры речи и фонематического слуха | ||
Формировать умение интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворного текста. Продолжать формировать умение у детей сочетать движения и речь. | Инсценировка «Ссора овощей» Н.Семёнова | Овощи выходят на сцену: Овощи (вместе): Кто из нас вкуснейший? Кто из нас важнейший? Огурец: Я-вкуснейший, Я-важнейший. Мы живем в рассоле, Все едят нас вволю. Свёкла: Не кричи-ка, огурец, Ты, конечно, молодец, Но кто свеклы важнее? Кто, скажи, нужнее? Сахар варят из свеклы, И салаты из свеклы, И свекольник тоже. Кто важнее, кто же? Морковь: Важный овощ, ты, свеколка, А важнее я- морковка! Суп не сваришь без меня Без меня нельзя и дня! Капуста: Чтоб вам было пусто, Лучше всех капуста! Витаминами богата, Любят щи мои ребята! Помидор: Ах, какой нелепый спор, Всех полезней помидор! Тот, кто сок томатный пьет, Тот здоровенький растет! Воспитатель: Тихо, тихо, не шумите, Быстро ссору прекратите. Каждый овощ- это дар, Это знает мал и стар. Овощей невкусных нет, Все полезны, спору нет. Чтоб расти, здоровым быть, Нужно овощи любить! |
Развитие фонематического слуха, нахождение звука в названиях предметов по картинке. | Игровая обучающая ситуация «Кто больше?» | Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком. Описание игры. Педагог показывает детям картинку «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «а»; «с»; «к». За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков. |
Развитие речевого дыхания и голоса | Игровая обучающая ситуация | «Разговоры овощей» Предложить детям произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки. |
Развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи. | Подвижная игра средней активности «Овощи» | Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами. Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего. Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. Разбегаются, приседают, водящий ищет. |
Знакомство с книжной культурой и литературой | ||
Развивать умение слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворения, выразительно рассказывать на память. | Чтение стихотворений В. Степанов «Овощи», Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Горох», «Морковь», «Лук», «Чужая морковка». | О чём эти стихотворения? Какими словами автор описывает…? Какое стихотворение вам больше всего понравилось? ( читает ещё раз, понравившееся стихотворение, предлагает детям рассказать его на память) |
Развивать интерес к литературным произведениям. | Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко» | Вопросы: Вам понравилась сказка? Что вам понравилось больше всего? И.т.д. |
Развивать интерес к поэтическим текстам, умение отвечать на вопросы. | Чтение стихотворений Ю.Тувим «Овощи» | Вопросы: Из чего хозяйка варила суп? Откуда она принесла овощи? В чем варился суп? Какой получился суп? И т. д. |
Развивать интерес к литературным произведениям. | Чтение р.н.с. «Вершки и корешки» | Подумай и ответь. Кто приехал пахать поле? (Мужик.) Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.) Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».) Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.) Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем? Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки? Остался ли медведь доволен своим выбором? Что посадили мужик с медведем на следующий год? Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки? На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему? Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из теста— пироги.) |
Развитие грамматического строя речи | ||
Развивать умение дифференцировать понятия, формировать умение образовывать прилагательное | Игровая-обучающая ситуация «Овощное - фруктовое» | - Я буду перечислять блюда, а вы говорить, овощное оно или фруктовое. Если это блюдо можно приготовить из овощей и из фруктов, то вы отвечаете «овощное и фруктовое» (например сок, варенье или салат). – Суп (овощной), компот (фруктовый), солянка (овощная), мороженое (фруктовое), начинка для пирога, варенье, салат, голубцы, джем, повидло, запеканка. |
Развивать умение подбирать антонимы. | - Сейчас я вам предлагаю закончить фразу: Медведь большой, а мужик... (маленький). Медведь глупый, а мужик... (умный). Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные). Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие). У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие). У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий). Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью). Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку). | |
Развивать умение образовывать относительные прилагательные | Игровая-обучающая ситуация «Что можно приготовить» | из яблока — яблочный сок, яблочное варенье из груши — грушевое варенье, грушевый сок |
Развивать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | Игровая-обучающая ситуация «Большой — маленький» | Воспитатель предлагает детям карточки с изображением овощей и фруктов, на карточках изображён один большой фрукт и тот же маленький, ребёнку предлагается их назвать, огурец — огурчик, помидор — помидорчик... |
Развивать умение образовывать множественные числа имен существительных | «Один — много» | Воспитатель предлагает детям карточки с изображением овощей и фруктов, на карточках изображён один фрукт или овощ, либо много овощей или фруктов. Ребёнок берёт карточку, показывает её и говорит: «У меня один огурец»; дальше говорит тот, у кого на карточке много огурцов «У меня много огурцов; и т.д. |
Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными | Игровая-Обучающая ситуация «Какой? Какая?» | У детей муляжи овощей и фруктов, воспитатель предлагает рассказвть о своём предмете, отвечая на вопрос: какой? какая? Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный и т.д. |
Развитие культуры речевого общения | Ситуация общения сюжетно-ролевая игра | «Овощной магазин» Воспитатель: - Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями? Итог: Воспитатель: - Ребята, во что мы с вами играли? Понравилась вам игра? Кто, что купил в магазине? Что бы вы еще хотели покупать в магазине, кроме овощей и фруктов? (ответы детей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...