Упражнения для развития пространственных представлений
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_prostranstvennyh.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Центр Развития Ребенка-Детский Сад №2 «Жемчужинка»
Республика Адыгея П.Удобный
Консультация для воспитателей
Подготовила педагог-психолог
Черепаха Е.А.
- Упражнения для развития пространственных
представлений
Правая и левая части тела
Эта работа начинается с определения правой и левой руки. Можно также использовать различные упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела. С этой целью можно использовать целый ряд упражнений.
Задания должны предъявляться в виде понятной инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».
Упражнение 1
Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети затрудняются в определении левой руки, педагог называет её сам, а дети повторяют.
Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.
Упражнение 2
Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.
Упражнение 3
Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Детям предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Упражнение 4
Нарисовать отражения домов
Упражнение 5
Дорисовать левое и правое ухо
Упражнение 6
Дорисовать левую бровь и правый глаз
Упражнение 7
Дорисовать правое ухо и левый глаз
Упражнение 8
Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка
Упражнение 9
Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги Упражнение 10
Соединить стрелками пары перчаток
Упражнение 11
Самостоятельно определить и показать правую и левую руки. Представить свое отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись для этого лицом друг к другу). Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.
Совместно с детьми педагог делает вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.
Ориентировка в окружающем пространстве
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в определенной последовательности.
Упражнение 1
Упражнение направлено на формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
Вначале педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т.д. Затем предлагается поочередно выполнять действия: положить книгу справа или слева от себя; вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа (аналогично - слева); повернуть голову влево, вправо; наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево.
Упражнение 2
Цель этого упражнения - сформировать умение определять пространственные соотношения между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой предмет, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Педагог задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Далее детям предлагается выполнить задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради - слева или справа.
Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов: «Положите книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т.д.
Упражнение 3
Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
Упражнение 4
На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
Упражнение 5
Сидя за столом определить его правый и левый края.
Упражнение 6
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
Упражнение 7
Вызванный дошкольник, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
Упражнение 8
Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.
- Дидактические игры по формированию пространственных представлений
Продуманный выбор игрового материала даст возможность педагогу углубить полученные детьми знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности.
Учитывая возможности детей с речевыми нарушениями, на коррекционных занятиях можно использовать следующие игры и упражнения.
«Водители»
Цель Развитие мышления и пространственной ориентировки.
Материалы Изображения дорожных знаков. Движение только прямо.
Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности.
Карточки с изображениями различных машин.
Ход игры Вариант 1
Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
Вариант 2
Играющие сидят за столами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево - синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.
Цель Уточнение пространственных ориентировок.
Материалы Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка.
Ход игры Детям рассказывается о том, что такое восточный базар и о тех товарах, которые можно было на нем встретить. Сообщается также, что раньше на базарах мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно изготовить персидские ковры из бумаги и картона с помощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать детям образцы - изображения подлинных ковров.
Далее ребенок превращается в продавца, предлагающего свой товар. Используя наречия в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок должен описать свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным. Ребенок получает наградной жетон.
«Разноцветные точки»
Цель Уточнение пространственных ориентировок на основе пов
торения значений понятий «слева - направо», «справа-на
лево»; усвоение последовательности цифрового ряда, графи
ческого воспроизведения направления, определения пространственных взаимоотношений объектов.
Материалы Рабочие карточки с цветными точками. Карточка представляет собой лист бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке.
Ход игры Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по ведущий: слева - направо, справа - налево, сверху - вниз, снизу - вверх. Ведущий активно руководит работой и следит за тем, чтобы:
- ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой;
- заданное направление сохранилось во время чтения;
- соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
«Найди предмет»
Цель Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок - части комнаты, стол, стул, шкаф - мебель).
Материалы План комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 - трехсекционная стенка; 2 - письменный стол; 3 - кресло; 4 - кушетка; 5 - стулья; 6 - телевизор.
Ход игры В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Педагог и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем - определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов.
Можно предложить школьникам самостоятельно составить план своей комнаты или комнаты, смоделированной из кукольной мебели. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д.
«Где спрятан предмет?»
Цель Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.
Материалы Игрушка.
Ход игры Инструкция педагога может звучать следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее педагог вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого педагог шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он хочет посмотреть на рыбок».
«Пора!» - приглашают водящего, который начинает поиски. Во время поисков ученики направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.
«Кукольный театр»
Цель Приучение детей обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения в контексте развития пространственного воображения и мышления.
Материалы Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).
Ход игры Игра представляет собой забавное зрелище. Педагог, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса школьники уточняют значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.
Игра начинается с рассказа педагога. Он представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета педагог обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди? А кто позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т.д.
Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.
«Копирование точек»
Цель Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой ручной моторики, развитие пространственного воображения и мышления.
Материалы Индивидуальная карточка с образцом.
Ход игры Ученику предлагается скопировать образец - несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается слева, рисовать предполагается справа, на месте листа. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать о пространственном расположении точек.
Пример индивидуальной карточки.
Образец для копирования Бланк для заполнения
_______________________ _____________________
. . . . . . . . . .
_______________________ _____________________
. . . . . . . . . .
«Составление фигур из разрозненных деталей»
Цель Развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.
Материалы Пазлы, конструктор, разрезанные картинки.
Ход игры Педагог предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.
«Использование игр с постройками из кубиков»
Цель Развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточнение пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур (куб, квадрат), повторение понятий (грань куба, ребро куба).
Материалы Набор кубиков.
Ход игры Педагог дает детям карточку с орнаментом, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).
«Составление узоров из геометрических фигур»
Цель Развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий верх, низ, сбоку; дифференциация предлогов, обозначающих направление в пространстве.
Материалы Счетные палочки, изображения геометрических фигур, конструктор.
Ход игры Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
«Лабиринты»
Цель Закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направлений и определения пространственных взаимоотношений объектов.
Материалы Карточки с изображениями лабиринтов.
Ход игры Педагог показывает образец и говорит: «Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти через стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша».
По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь логопеда уменьшается, постепенно сводясь на нет.
«Найди свое место»
Цель Закрепление пространственных ориентировок.
Ход игры Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, затем по команде «Становись!» быстро возвращаются на свои места. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается вернуться на свое место, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т.п.).
«Следопыт»
Цель Закрепление пространственных ориентировок.
Ход игры В игре участвуют двое детей: один - «следопыт», другой - «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.
Игры на установление причинно-следственных связей
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
Игра «Состав предметов и явлений»
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...
Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений
Подборка игр и упражнений на развитие пространственных представлений для организации в домашних условиях....
Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».
Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного возраста...