Картотека опытов вторая младшая группа
опыты и эксперименты (младшая группа)

Карпова Мария Олеговна

Картотека опытов с различными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_2_mladshaya_gruppa.docx217.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов во второй младшей группе

C:\Users\Windows7\Desktop\8 марта 2021 год\__fon.jpg

Вода № 1

«Прозрачная вода»

Цель:

- познакомить детей с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется) ;

- формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять активный словарь детей;

- воспитывать внимательность, аккуратность.

Материалы и оборудование.

Две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая — чаем) ; стеклянная

банка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар,

стаканчики для детей, предметные картинки.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: игры с водой, переливание воды из сосуда в сосуд,

игра «Песенка водички».

Ход.

В гости к ребятам приходит Капелька.

- Кто такая Капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной —

вода, в другой — чай.

- Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью

ковшиков.

- Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (Льется)

Послушайте, как она льется. Какой слышите звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики ложечкой сахарный

песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.

«У воды нет вкуса и запаха» № 2

Цель.

.- закрепить знания детей о том, что у воды нет запаха и вкуса;

- продолжать формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять словарный запас детей : вкус, запах;

- воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Материалы и оборудование.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: игры с водой, игры с Капелькой.

Ход.

Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения молоко и сок. Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое чувство, говорит : «Какая вкусная вода! », хотя на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может. Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет, пусть понюхает еще, пока не убедятся, что запаха нет. Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищает специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Дети сравнивают вкус воды, сока и молока. Определяют наличие запаха у воды. Дети делают вывод о том, что вода не имеет запаха и вкуса.

«Делаем мыльные пузыри» № 3

Цель:

.- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;

- поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам;

- поощрять желание детей отвечать на вопросы взрослого;

- обогащать активный словарь детей : мыло, мыльный, пленочка.

Материалы и оборудование.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: гигиенические процедуры (мытье рук, игры с водой, художественное слово («Водичка, водичка.)

Ход.

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

- Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для

этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

- Что мы делаем, когда вынимаем петлю?

(Потихоньку дуем) .

- Что происходит? Как получился мыльный пузырь?

Пузырь получился только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его окружает, получается пузырь. Проводятся игры «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? ». Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

«Поможем кукле Кате» № 4

Цель.

- закрепить знания детей о свойствах воды;

- воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям;

-обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый;

- познакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.

Материалы и оборудование. Одноразовые тарелочки, вода, 3 тазика, губки для посуды, мыльные пузыри, кукла, бумажные салфетки, мыло жидкое, кусок мыла, полотенце предметные картинки.

Образовательные области. Познание, Коммуникация, Художественное

творчество, Чтение художественной литературы, Физкультура.

Предварительная работа.

Игры с водой и мыльными пузырями, чтение потешки «Водичка, водичка. », умывание куклы, рисование окружностей.

Ход.

В гости к детям приходит куклы Катя. Воспитатель обращает внимание, что Катя испачкалась. Кукла рассказывает педагогу о том, что когда она шла на день рождения к своему другу Мишке, она упала в лужу и испачкалась. Теперь она расстроена и просит ребят ей помочь. Дети соглашаются.

- Ребята, а откуда появилась у нас лужа? Как вы думаете?

- Лужа появляется, когда идет снег или дождь.

- А где у нас прячется дождик? (в тучке)

- Давайте мы с вами сейчас присядем и покажем Кате, как появляются тучки и лужи!

Дети рассаживаются за столы. На столе у каждого ребенка стоит одноразовая тарелочка с водой и губка.

- Давайте возьмем в руки губки. Губки — это наши тучки. Сначала тучки легкие, потому что в них нет воды.

Воспитатель предлагает детям помять губки в руках, приподнять губки на ладонях и почувствовать, какие они легкие.

- А в тарелочках у нас моря, океаны, озера, речки, из которых тучка набирает капельки и становится тяжелой.

Педагог показывает детям способ набирания воды при помощи губки.

- Вот тучка набрала водичку, поднялась и какой стала? (тяжелой)

- А потом из тучки пошел дождик, полились капельки.

Воспитатель предлагает детям тоже сделать дождик. Капельки падают обратно в тарелочку.

- Вот так ребята получается дождик! А какие капельки бывают? (теплые и холодные, маленькие и большие)

- Давайте еще раз попробуем. Тучка поднимается, и из нее идет дождик. Вот, ребята, сколько луж у нас с вами появилось. Видишь Катя, как появляются лужи?

- А теперь, ребята нам нужно положить наши тучки, вытереть ручки и помочь Кате вымыть ручки и лицо. Но сначала нам нужно вспомнить, как же мы это будем делать.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по картинкам последовательность умывания рук.

- А теперь, ребята, пойдемте и умоем Катю.

Дети подходят к столу с двумя тазами.

- Попробуйте, какая водичка в этом тазике? (холодная) А в этом? (теплая)

Какой водичкой мы будем умывать Катю? Почему?

- Водичка, водичка!

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети вместе с воспитателем умывают куклу Катю. Затем педагог обращает внимание детей на то, какая Катя стала красивая и чистая. Катя захотела поиграть с ребятами. Проводится подвижная игра «Капля раз, капля два. » Кукла сидит в середине круга. Капля раз вытягивают в сторону правую руку Капля два вытягивают левую руку. Очень медленно сперва складывают обе ладошки вместе А потом, потом, наклоны в стороны Все бегом, бегом! Бег по кругу Мы зонты свои откроем, руками делают домик над головой. От дождя себя укроем. Присаживаются.

- Ребята, а я хочу вам и Кате открыть еще один секрет! Вы знаете, что при помощи воды и мыла можно не только стирать, мыть руки и лицо, а можно еще кое-что сделать. Хотите узнать что? Пойдемте, я вам покажу. Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой и жидкое мыло. Воспитатель показывает детям, как добавляет мыло в воду и размешивает. В

результате появились мыльные пузыри.

- Что это, ребята? (мыльные пузыри) Вы любите играть мыльными пузырями? Давайте все вместе поиграем?

Дети надувают мыльные пузыри, показывают Кате, как они умеют это делать. Воспитатель обращает внимание, какие пузыри красивые, разноцветные. Предлагает подарить баночку мыльных пузырей Кате, чтоб она не расстраивалась.

Далее воспитатель предлагает детям нарисовать эти разные мыльные пузыри

и подарить свои рисунки Кате.

Узнаем, какая вода. № 5

Цель: 

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатор (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Изготовление цветных льдинок № 6

Цель: 

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Игровой материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход игры: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

Окрашивание воды № 7

Цель: 

Выявить свойства воды: вода может быть тѐплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тѐплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тѐплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тѐплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). "Руки станут чище, если помыть их водой".

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнѐм ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

«Разные ножки топают по снежной дорожке» № 8

Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«Снежный городок» № 9

Научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

«Разноцветные фигуры» № 10

Научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

"Вода может литься, а может брызгать". № 11

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льѐтся). Откуда льѐтся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

«Кораблики» № 12

Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

«Соберем водичку» № 13.

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

Свет и цвет. № 14

Научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

Познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

Вес, притяжение. № 15.

Легкий – тяжелый.

Цель:

познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

• игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Бумага, ее качества и свойства № 16.

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Игровой материал: Бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

Ткань, ее качества и свойства. № 17

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Игровой материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и  толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств

материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок второй младшей группы

Картотека прогулок с детьми второй младшей группы. В планах можно указывать номер прогулок, а сами прогулки распечатать в удобном для вас формате....

Картотека опытов в младшей группе.

Картотека опытов в младшей группе....

Картотека опытов в младшей группе.

Познавательно-исследовательская деятельность.Опыты для детей младшей группы....

Картотека опытов для младшей группы

В данной картотеке представлены опыты для  первой младшей группы...

Весенняя картотека опытов в младшей группе.

Весенняя картотека ОПЫТОВ для в младшей группы.Картотека ОПЫТОВ для  младшей группы ВЕСНАКарточка №1( весна)Возраст: 3 – 4 года ВЕСНАТема: Бумажные кораблики.Задачи: Поз...

Картотека опытов в младшей группе.

Картотека опытов в младшей группе.  ...