Статья "Речевая готовность к школе"
статья (старшая группа)
Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей, рекомендуемые пособия, бесплатные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvivaem_rech_gotovimsya_k_shkole.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Подготовила: Широкова Маргарита Александровна (воспитатель старшей группы «Бабочки» ГБДОУ №12 Приморского района СПб)
Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей, рекомендуемые пособия, бесплатные материалы.
Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
- Наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),
- Свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например,
А) чистая вода = прозрачная вода,
Б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,
В) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
- Свободное владение грамматическими единицами языка:
Использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (Писатель), воспитывает малышей – кто? (Воспитатель), спасает людей – кто? (Спасатель)
Умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова Му-Му – мычит) и др.
- Умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,
- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
- Фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- Лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- Грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- Развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Речевая готовность к школе: цель
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
- «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
- «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Речевая готовность к школе: основные задачи
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.
Что такое готовность к школе?
Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.
В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:
- Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
- Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
- Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
- И какое развитие нужно детям?
- Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
- Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
- Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
- Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
- Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
- Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
- Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
- Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
- Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
- Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
- Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
- Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
- Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Статья "Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?"
Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, которая поможет разобраться, в чем заключается подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет и по каким направлениям она осуществляется...
Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...
Статья "Речевая готовность ребенка к школе"
Статья написана для родителей будущих первоклассников....
Статья "МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Данная статья описывает модель деятельности специалистов в образовательном учреждении...
Статья . Речевая готовность к школе.
В статье приведены критерии речевой готовности детей к школе и даны рекомендации родителям....