"Дети и война"
методическая разработка (старшая группа)

Полянская Любовь Николаевна

конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_voyna_.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  область «Художественно – эстетическое» (музыкальная деятельность).

Тема «Дети  и  война».

Старшая и  подготовительная  группы.

Педагог:  Полянская  Любовь  Николаевна – музыкальный  руководитель.

ООД

           Цель:Познакомить  детей  с  героями Великой  Отечественной  войны.

                    Средствами музыки  вызывать у детей положительные  эмоции.

                    Формировать  у  детей  чувства  любви  к  Родине, уважение  к  истории  нашего  народа.

                    Развивать музыкальные  восприятия  и впечатления.

Задачи:

                учить детей петь выразительно,  эмоционально передавать  содержание  песен;

               активизация внимания, развитие  координации движения  под    музыку;              

 образовательные:

  • обогащать музыкальные впечатления детей; закрепить  знания  песен  военных  лет;
  • закрепление  музыкально- ритмических  движений: пружинка, повороты, умение  выполнять  движения  с  ленточками;
  • развивающие:
  • развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном  выполнении  знакомых музыкально-ритмичных движений;
  • соотносить музыкальный текст  с  танцевальными движениями: подскоки,  повороты, пружинка, маховые  движения руками,      развивать диалогическую речь;

воспитательные:

  • воспитывать  в детях  эмоционально - положительное  отношение  к  детям-  героям   войны;

  уважение  к  людям  старшего  поколения, сохранение  памяти  о  героических  днях   нашего  народа;  

  • оздоровительные: укрепление  голосовых связок,  формирование  правильной осанки,  укрепление  суставов  кистей  рук,  коленного  сустава.

Атрибуты   фортепиано, компьютер, презентация «Дети  войны»,  военная  форма (солдаты,  моряки),флажки, шары,  цветы,атрибуты  для  игр,игрушка  утёнок,  три  пары  стоек с  закреплёнными  на  высоте 20 см  от  пола  палками, кубы.

     Ведущие -  музыкальный  руководитель,  воспитатель.                

             

Ход занятия

Деятельность  детей

Деятельность  педагога

Примечания

1.Организационный  момент.

Цель: установление  контакта,  создание  положительной  мотивации  к  совместной  деятельности.

Задачи: 

1.привлечь  детей  к  совместной  деятельности;

2.поддержать  интерес  к  совместной  деятельности.

Дети   с   цветными  шарами,  флажками и  цветами  входят  в  зал  и  строятся  в  форме  буквы «П».

1-й  ребёнок:

Отстоял  народ  Отчизну,

Шёл  отважно  в  грозный  бой.

Не  жалели  люди  жизни

Для  Отчизны  дорогой.

2-й  ребёнок:

Принесли  отцы  и  деды

Счастья  людям  всей  земли.

Славим  в  светлый День  Победы

Всех,  кто  в  бой  великий, шли.

Инценирование  песни

Читает  мальчик:

Ты  прощай,  моя   умница,

Погрусти  обо  мне.

Перейду  через  улицу-

Окажусь  на   войне.

Если  пуля  достанется-

Тогда  не  до  встреч.

Ну  а  песня  останется-

Постарайся  сберечь…

Ведущий:

Ребята!  Поздравляю  вас  с  великим  праздником Днём  Победы!

Много  лет  прошло  с  того  дня,  когда  впервые  прозвучало  это  слово – «ПОБЕДА»

Ведущий:

Летним  воскресным  утром  22  июня  1941  года  на  нашу  страну  напали  фашисты.  С  этого  дня  долгих  4  года  мы  воевали.  

В  первый  же  день  мужчины  отправлялись  защищать  свою  Отчизну.

Над  всей  страной  стоял  плач  расставания.

А  солдаты  обнимали  своих  близких, понимая,  что  с  войны  придут  не  все.

Вот  что  сказал  поэт  Муса  Джалиль  маленькой  девочке,  напоминавшей  ему  дочку,  перед  уходом  на  фронт:

Песня «И  всё  о  той  весне»- фонограмма

2. Основная  часть  деятельности.

Цель: учить детей петь выразительно, развивать  умение чисто интонировать мелодию

Задачи:

1.работать над  чётким  произношением  слов  стихотворного  текста;

Инценировка   стихотворения

«Утёнок  из  ваты»

Читают  дети (мама,  дочка).

Мама:

Куда  ты,  дочка,  собралась?

Ведь  скоро  прилетят!

Дочка:

Ой,  мама  я  на  этот  раз

Забыла  про  утят,

Тот,  самый  маленький, один,

Под  бомбу  бы  не  угодил!

Мама:

Здесь  ватный  твой  утёнок, тут,

Возьми  и  береги,

Уже  зенитки  наши  бьют,

В  убежище  беги!

Дочка:

Не  бойся,  я  с тобой!

Читает  девочка (мама, рядом  стоит  сын).

 …Мальчик  синеглазый,

Веточка  моя,

Так  ещё  ни  разу

Не  грустила я.

Тронутся  вагоны

Через  пять  минут.

В  первом  эшелоне

Детский  сад  везут.

Дети  страшных   сказок

Слушать  не  должны,

Грохота  фугасок,  топота  войны.

Вас  везут  на  Каму,

Дальше  на  Восток.

Ты  почаще  маму

Вспоминай, сынок.

Эстафета «Кто  быстрее  соберёт  такую  посылку  на  фронт».

Участвуют  команды  по  6  человек  каждая.

Участники  держат  в  руках  по  одному  предмету: рукавицы, шарф, кусок  мыла,  коробочку ( или  кубик_  с  надписью «ЧАЙ», письмо).

На  расстоянии 4-5  метров  стоят  посылочные  ящики.

Дети  по  очереди   подбегают  к  ним  и  складывают  вещи.

Побеждает  команда,  первая  выполнившая  задание.

Оркестр  шумовых  инструментов

4- й ребёнок:

Янтарные  рассветы  и  закаты,

И  свежесть  леса,  и  речная  гладь…

Чтоб  радовались этому  ребята,

Войны  Отечественной  солдаты

Умели  за  Отчизну  постоять.

5- й ребёнок:

И  в  сорок  первом,

 И  в  сорок  пятом

Шли  в  бой  они,

А  рядышком  порой

Шагал  парнишка,

Сверстник  наш, наверно,

Ещё  мальчишка,

Но  уже  герой!

Танец.

Игра «Доставь  патроны»

Участвуют 2 –е  детей. (можно  по-очереди)

Каждый  играющий  складывает  патроны  в  военную  сумку,  Надевает  её   через  плечо, проползает  по-пластунски  под  тремя  палками, ( на  высоте  20см) и  кладёт сумку   с  патронами  на  куб.

Победает  участник, первым  доставивший  патроны.

Дети  стоя  исполняют  песню.

Ведущий:

А  враг  всё  продолжал  захватывать  нашу  землю,  бомбил  города  и  сёла.

Во  время  вражеских  налётов  людям  было  страшно,  они  прятались  в  бомбоубежищах -  подвалах,  подземных  укрытиях,  станциях  метро.

Взрослые  брали  с  собой  необходимое - одежду,  еду, питьё,  а  дети -  игрушки.  

Они  спускаются  во  тьму,

Пока  дадут  отбой,

И  шепчет  девочка  ему…

Фашисты  наступали,  и  тогда  детей  постарались  увезти  подальше  от  войны,  в  тыл.

Потянулись  эшелоны  с  детскими  садами  и  школами  в  Сибирь  и  на  юг  нашей  страны.

Дети  уезжали,  а  мамы  оставались,
обнимали  и  целовали  своих  детей  на  прощание.

В  тылу  школьники  учились  и  работали.

Многие  12-летние  дети  шли  на  завод, чтобы  наравне  со  взрослыми  делать  снаряды  для  пушек. Они  убирали  хлопок  на  полях Узбекистана  на  материал  для  парашютов.

Девочки  вязали  для  солдат  вещи,  а  потом  собирали  посылки  на  фронт.

Что  дети могли  положить  туда?

Носки,  шарфы,  рукавицы, чтобы  солдатам  было  тепло,  мыло  и  крепкий  чай, и обязательно, писали  письмо,  в  котором  желали  победы  над  врагом.

Сейчас  мы  попробуем  собрать  такую  посылку.

По  всей  стране  открывались  госпитали,  где  лечили  раненных  солдат.

 И  первыми  помощниками,  санитарами  были  дети.

 Они  ухаживали  за  больными,  писали  за  тяжелораненных  письма  домой, устраивали  для  бойцов  концерты.

Ведь  с  музыкой  любая  боль  переносится  легче.

Но  не  всех  получалось  эвокуировать.

Много  детей  осталось  на оккупированных  территориях.

Часто  родители  погибали,  и  дети  оставались  одни.

Иногда  их  оставляли  в  действующей  армии.

Таких  детей  называли «сыновьями  полка».

Я  вам  расскажу  про   одного  такого  маленького  бойца.

Звали  его  Петя  Захватаев.

Он  служил   во  взводе  обеспечения  и  на  телеге  доставлял  бойцам  боеприпасы. У него  не  было  автомата. Его  наградили  медалью «За  отвагу».

Дело  было  так.

У бойцов,  оборонявших  важную  высоту,  кончились  патроны  и  гранаты. Несколько  смельчаков  пытались  пробиться   к  высотке  с  патронами,  но  все  поступы  простреливались, и  подползти  никак  не  удавалось.

Тогда  Петя уложил  в  волокушку  боеприпасы,  надел  лямку  через плечо  и  пополз  по-пластунски.

Но  он  опоздал.

Наши  солдаты  уже  отступили. Когда  Петя  оказался  на  высотке, он  увидел,  что  наступают  фашисты, и  наших  бойцов  нет. Тогда  мальчик  стал  отстреливаться  сам. Стрельбу  услышали  наши  солдаты и  пришли  к  нему  на  помощь.

На  следующий  день  Пете  вручили  медаль «За  отвагу».

Сейчас  мы  попробуем   доставить  боеприпасы  вот  до  этой  высотки.

Многие  дети  сражались  вместе  со  взрослыми  в  партизанских  отрядах. Я  расскажу  вам   о  Лёне  Голикове.

Всю  ночь  группа  партизан-разведчиков  лежала  в  засаде  у  шоссе.

Но  дорога  была  пустынной. Под  утро  командир  дал  команду  к  отходу. Все  партизаны  ушли.  Замешкался  только  Лёня.  Только  он  собрался  догонять  своих, как  показалась  грузовая  машина. Отважный  мальчик  бросил  в  неё  гранату. Из  машины  выскочил  и  побежал  немецкий  офицер  с  портфелем. «Штабные  документы»-  обрадовался  Леня  и  бросился  догонять  фашиста. Короткая  очередь  из  автомата-  и  офицер  рухнул  на  траву. Когда  Лёня  вернулся    в  партизанский  отряд,  он  принёс  немецкий  китель , портфель  с  документами  и  два   автомата-  свой  и  трофейный.

В  портфеле  оказались  секретные  документы.

Много  юных  бойцов  погибло  в  борьбе  с  фашизмом. Вечная  им   слава!

Весёлые  песни  военных  лет.

«Попурри  на  песни  военных  лет».

Фото  пионеров -  героев В.О.в.

 

Танец  «Все  мы  моряки».

Сопровождение - песни  военных  лет.

Песня «Вечный  огонь» -  муз. А. Филиппенко

3. Заключительная  часть.

Цель: подведение  итогов  занятия.

Задача: закрепить  знания  детей  о  детях-героев В.О.В.

6- й ребёнок:

Надёжнее,  чем  обелиски,

Суровая  память  сердец,

Навеки  в  отрядные  списки

 Зачислен  был  юный  боец!

Дети  стоя  исполняют  песню.

Давно  окончилась  война,  но  память   о  юных  героях  жива  в  наших  сердцах!

«Не  отнимайте  солнце  у  детей»

Танец  «Мир  вам,  люди,  всей  земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»

Цель:         ·        расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить знач...

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорит...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Детям, которые, к счастью, не узнали войны, сложно объяснить, как жилось в трудные времена их ровесникам. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть ...