Методическая разработка "Птицы"
методическая разработка (средняя группа)

Мытницкая Екатерина Игоревна

Идея проекта состоит в том, чтобы систематизировать знания детей о  птицах нашей местности, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; вместе с родителями изготавливают кормушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx28.12 КБ
Файл metod.razrabotka.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Проект

 

«Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя»

(старшая группа)

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация  

Идея проекта состоит в том, чтобы систематизировать знания детей о  птицах нашей местности, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; вместе с родителями изготавливают кормушки. 

Актуальность проекта

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить детей правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. 

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом, который нравится птицам. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из под соков, молока. А так же пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба. 

Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему, мы решили незамедлительно принять участие в этой акции «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя».

 

Тип  проекта:

Практико-ориентированный проект

 

Вид проекта: групповой.

 

Длительность проекта: 1 месяц (середина октября-середина ноября).

 

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

 

Постановка проблемы. Зимой нашим пернатым друзьям очень трудно найти и добыть себе корм. Как можно им помочь?

 

 

Цель проекта: формирование   представления  о птицах как живых существах, о необходимости помогать им в трудный период.

 

Задачи проекта:

  • Помочь собрать сведения о зимующих птицах нашей местности, их потребностях в корме, повадках, отличительных особенностях. - Оказать помощь в  изготовлении кормушек разными способами,  из бросового  материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки); - Способствовать организации наблюдения за птицами, в целях выяснения вопросов: какие птицы, в основном, прилетают на участок, в парк, какой корм для них более предпочтителен. - Собрать  корм для птиц, вести подкормку.
  • Способствовать воспитанию  в детях доброты, развитию осознанного отношения к подкормке птиц и понимания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
  • Стимулировать потребность в природоохранной деятельности у детей и их родителей.

 

План организации проектной деятельности по достижению цели.

 

Первый этап: проблематизация  и выбор темы проекта.

        Цель: Создание у детей мотивации к природоохранной  деятельности, привлечение к ней родителей.  

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

Проблемная ситуация. Воспитатель рассказывает детям о том, что шла сегодня по парку и заметила, что там стало очень тихо. Почему?  А почему же улетают все птицы? (обобщают ответы). Но все ли птицы улетают на самом деле? Как же они будут зимовать в холоде, без корма? Как нам им помочь?

Чтение стих-я А. Яшина:

 «Покормите птиц зимой!  

Пусть со всех концов,  К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма 

Горсть одна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. 

Сколько гибнет их – не счесть Видеть тяжело. 

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 

Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 

К своему окну, 

Повесить в уголок родителей объявление: « В нашей группе  будет реализован проект  «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя». Итоговым мероприятием данного проекта будет  акция «Покормите птиц зимой», для ее проведения нужно будет   изготовить кормушки и заготовить корм для птиц. 15 ноября приглашаем всех принять участие в акции.  

Также, вы можете помочь нам в сборе информации о зимующих птицах, картинок,  или же вместе с детьми принять участие в мини-проектах:

  • сделать плакат «Берегите птиц!»; - подготовить самодельную книгу «Все о зимующих птицах»;
  • сделать настольно-печатные игры по теме; - разучить загадки, стихи о птицах, о необходимости помогать им.

Чтоб без песен не пришлось 

Нам встречать весну»  

 

Обсуждение стихотворения 

 

 

Второй этап: планирование проектной деятельности – 1 день. 

Цель: Определение средств и источников реализации проекта, источников информации, форм    представления результата проекта.

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

1.Воспитатель разыгрывает мини-сценку с помощью театра картинок «Кто, что любит?». Дети с воспитателем делают вывод о том, что прежде чем помогать птицам, нужно узнать о них побольше, о корме, который любит та или иная птица.

2.С помощью «Звездочки подсказок» дети планируют, где можно найти информацию о зимующих птицах, о том, что они любят клевать, а затем уже собрать тот корм, который нужен конкретным птицам.

3.Что еще нужно, чтобы организовать подкормку птиц зимой? (кормушки)

4. Вся деятельность, которая будет осуществляться в процессе проекта,  записывается, зарисовывается на картографе «Как помочь зимующим птицам?»

Картограф по реализации проекта вывешивается в приемной для ознакомления родителей с планами детей по реализации проекта.  

 

Третий этап: осуществление проектной деятельности Цель: организация собственно проектной деятельности: объединение усилий детей, родителей и воспитателей при подготовке к акции  «Покормите птиц зимой».

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

Познавательно-исследовательская деятельность Цикл наблюдений за птицами:  

1.«Какие птицы прилетают на участок, в парк?»

Цель: рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

2.«Что любят птицы» Цель: в процессе наблюдения отмечать, где обычно сидят те или иные птицы (на рябине, на репейнике, прыгают по дорожкам, подлетают к окну и т.д.).

3.«Как птицы передвигаются по земле?» Цель: замечать особенности передвижения птиц по земле, повадки.  

  1. «Ищем птичьи следы» Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
  2. «Когда птицы бывают заметны?» Цель: знакомство с  умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников.  

 

Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре наблюдения за птицами.

Сбор информации из разных источников (интернет, книги, журналы) о

зимующих птицах, подготовка с детьми минидокладов о зимующих птицах.

 

 

 

Презентация «Птичья столовая» - развитие представлений о зимующих птицах, о кормовых предпочтениях.  

 

Обучающий мультфильм «Про птиц зимой», «Чем важны птицы?» Составление картографа «Каждая птица имеет своё любимое лакомство»:

Воробей – крошки хлеба, крупа, различные семена.

Синица – кусочки несоленого сала, мясо, творог.

Щегол  – семена репейника, подсолнечника.

Снегирь – плоды рябины, калины, клена, липы. Свиристель – сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника.

 

Рассматривание энциклопедий «Птицы»

 

Беседы с рассматриванием иллюстраций: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?», «Меню птиц»,  «Пользу или вред приносят птицы?»,  «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

 

Трудовая деятельность.

Мини-акция «Корм для птиц»: заготовка  корма на зиму (гроздья ягод рябины, черной и красной бузины; пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.; семена клена; пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые); нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, шишки, орехи).

Участие родителей в мини-акции «Корм для птиц»

 

 

Восприятие художественной литературы.

Чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта: В. Бианки «Синичкин календарь»,  А. Валасина «Как воробьишко Африку искал», Л. Толстой «Воробей на часах»,  Н.

Сладков «Зимние долги», «Синички-арифметички», Г.Скребицкий «Сиротка», «Мать и кормилица», «Весне навстречу»,  «Длиннохвостые разбойники»,  Ю.Дмитриев «Снегирь». 

 Разучивание наизусть: Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите птиц».  Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Чтение художественной литературы о птицах, заучивание стихов

Коммуникативная деятельность

Речевое упражнение «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление загадок о зимующих птицах  с помощью модели «Кто прилетел на кормушку?»

Составление описательных рассказов с помощью модели «Зимующие птицы» 

Составление с детьми рассказов, загадок о птицах  

Игровая деятельность

Дидактические игры: Лото «Назови птицу», «Четвертый  лишний», «Чей хвост?»,  «Кто что ест».

Игры-драматизации по сюжетам прочитанных литературных произведений.

Играют в настольнопечатные игры дома с детьми

Изобразительная, конструктивная деятельность

Рисование, аппликация «Гости на кормушке»

Изготовление листовок, плакатов  «Покормите птиц зимой». 

Изготовление эмблем «Друг птиц»

Изготовление кормушек из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок, пластмассовых футляров и т.д.  

Изготовление самодельной книги «Кто прилетел на кормушку» с

Участие родителей в конкурсе  кормушек.

 

Принимают участие в

использованием рисунков, аппликации, рассказов, загадок  детей Изготовление игры по типу «пазлы»  «Кто, что ест?» с использованием собранных семян, рисунков детей, картинок. 

изготовлении настольнопечатных игр по теме.

 

Четвертый этап: презентация результатов проекта  - 2 дня (вторая неделя).

Цель: представить результаты проекта, организовать  акцию «Покормите птиц зимой».  

Деятельность детей и педагога

Деятельность воспитателя

Подготовка к акции «Покормите птиц зимой» и ее организация: 

1.Выступление перед детьми ДОУ «Покормите птиц!» (чтение стихов), вручение им картографов «Каждая птица имеет своё любимое лакомство», приглашение к участию в акции.

  1. Презентация самодельной книги «Кто прилетел на кормушку», игры «Кто, что ест?» 
  2. Распечатать обращение к жителям города «Если добр ты душой и природу любишь, птичек покорми зимой! Другом верным будешь!».
  1. Подведение итогов конкурса кормушек.
  2. Развешивание обращений  и листовок «Берегите птиц», нарисованных детьми.
  3. Развешивание кормушек на участках ДОУ, в городе.
  4. Награждение эмблемами «Друг птиц» участников акции.

Участие в подготовке и организации акции «Покормите птиц зимой»  

 

Результат проекта и его презентация

Результат

Способ презентации

Картограф «Каждая птица имеет своё любимое лакомство»

Во время акции «Покормите птиц зимой»

Самодельная книга «Кто прилетел на кормушку».  

Настольно-печатная игра  «Кто, что ест?»

Эмблемы «Друг птиц»

Листовки «Берегите птиц» 

Кормушки

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Дидактическое обеспечение: 

  • Презентация «Птичья столовая».

-Энциклопедия «Птицы».

  • Картографе «Как помочь зимующим птицам?».
  • «Звездочка подсказок».

-Тексты художественной и познавательной литературы.

-Дидактические игры: Лото «Назови птицу», «Четвертый  лишний», «Чей хвост?»,  «Кто что ест».

-Материалы для изобразительной деятельности. - Бросовый материал для  изготовления кормушек.

 

Оценка эффективности проекта.

В  процессе  реализации проекта «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя» дети осознали необходимость помощи зимующим птицам. Были созданы продукты проектной деятельности, которые представлены во время проведения акции  «Покормите птиц зимой». Улучшилась развивающая предметно-пространственная среда по теме «Птицы».  

 

Достигнутые образовательные результаты.

  • Дети различают птиц по внешнему виду, узнают и называют их. - Дети знают о том,  какой корм предпочитает та или иная птица.  - Дети стремятся наблюдать за птицами, их поведением, отмечая характерные особенности.
  • Дети самостоятельно или с помощью родителей могут изготовить кормушку для птиц.
  • Подкармливание птиц зимой становится привычкой, доброй традицией как у детей, так и их родителей.  

 

Перспективы дальнейшего развития.

Каждый день дети следят за наполняемостью кормушек на территории ДОУ. Дети вместе с родителями  сделали еще кормушки  и повесили их около  своего дома.

Подаренные  картографы «Каждая птица имеет своё любимое лакомство» будут  способствовать развитию интереса к природоохранной деятельности и у детей других группах ДОУ, желания помогать птицам в трудный для них период.  

 

 

Список использованной литературы

  1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г.

М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.

Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. - Воронеж, 2006.

3.В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.

4.Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.

  1. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж; 2006 – 128с.
  2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». – Санкт Петербург: «Детство – ПРЕСС»; 2002 – 156 с.
  3. Шорынгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. -Москва, 2000.
  4. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями», пособие для воспитателей детского сада. – Москва.

«Просвещение»; 1981 – 78 с.

9.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия птиц / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.

10.Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение птиц. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с. 11.Ресурсы Интернета: https://kopilkaurokov.ru/

12.Ресурсы Интернета: https://nsportal.ru/

13.Ресурсы Интернета: http://ru.wikipedia.org

 



Предварительный просмотр:

 

 

 

Проект

 

«Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя»

(срендняя группа)

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация  

Идея проекта состоит в том, чтобы систематизировать знания детей о  птицах нашей местности, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде; вместе с родителями изготавливают кормушки. 

Актуальность проекта

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить детей правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. 

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом, который нравится птицам. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из под соков, молока. А так же пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба. 

Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему, мы решили незамедлительно принять участие в этой акции «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя».

 

Тип  проекта:

Практико-ориентированный проект

 

Вид проекта: групповой.

 

Длительность проекта: 1 месяц (середина октября-середина ноября).

 

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

 

Постановка проблемы. Зимой нашим пернатым друзьям очень трудно найти и добыть себе корм. Как можно им помочь?

 

 

Цель проекта: формирование   представления  о птицах как живых существах, о необходимости помогать им в трудный период.

 

Задачи проекта:

  • Помочь собрать сведения о зимующих птицах нашей местности, их потребностях в корме, повадках, отличительных особенностях. - Оказать помощь в  изготовлении кормушек разными способами,  из бросового  материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки); - Способствовать организации наблюдения за птицами, в целях выяснения вопросов: какие птицы, в основном, прилетают на участок, в парк, какой корм для них более предпочтителен. - Собрать  корм для птиц, вести подкормку.
  • Способствовать воспитанию  в детях доброты, развитию осознанного отношения к подкормке птиц и понимания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
  • Стимулировать потребность в природоохранной деятельности у детей и их родителей.

 

План организации проектной деятельности по достижению цели.

 

Первый этап: проблематизация  и выбор темы проекта.

        Цель: Создание у детей мотивации к природоохранной  деятельности, привлечение к ней родителей.  

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

Проблемная ситуация. Воспитатель рассказывает детям о том, что шла сегодня по парку и заметила, что там стало очень тихо. Почему?  А почему же улетают все птицы? (обобщают ответы). Но все ли птицы улетают на самом деле? Как же они будут зимовать в холоде, без корма? Как нам им помочь?

Чтение стих-я А. Яшина:

 «Покормите птиц зимой!  

Пусть со всех концов,  К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма 

Горсть одна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. 

Сколько гибнет их – не счесть Видеть тяжело. 

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 

Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 

К своему окну, 

Повесить в уголок родителей объявление: « В нашей группе  будет реализован проект  «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя». Итоговым мероприятием данного проекта будет  акция «Покормите птиц зимой», для ее проведения нужно будет   изготовить кормушки и заготовить корм для птиц. 15 ноября приглашаем всех принять участие в акции.  

Также, вы можете помочь нам в сборе информации о зимующих птицах, картинок,  или же вместе с детьми принять участие в мини-проектах:

  • сделать плакат «Берегите птиц!»; - подготовить самодельную книгу «Все о зимующих птицах»;
  • сделать настольно-печатные игры по теме; - разучить загадки, стихи о птицах, о необходимости помогать им.

Чтоб без песен не пришлось 

Нам встречать весну»  

 

Обсуждение стихотворения 

 

 

Второй этап: планирование проектной деятельности – 1 день. 

Цель: Определение средств и источников реализации проекта, источников информации, форм    представления результата проекта.

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

1.Воспитатель разыгрывает мини-сценку с помощью театра картинок «Кто, что любит?». Дети с воспитателем делают вывод о том, что прежде чем помогать птицам, нужно узнать о них побольше, о корме, который любит та или иная птица.

2.С помощью «Звездочки подсказок» дети планируют, где можно найти информацию о зимующих птицах, о том, что они любят клевать, а затем уже собрать тот корм, который нужен конкретным птицам.

3.Что еще нужно, чтобы организовать подкормку птиц зимой? (кормушки)

4. Вся деятельность, которая будет осуществляться в процессе проекта,  записывается, зарисовывается на картографе «Как помочь зимующим птицам?»

Картограф по реализации проекта вывешивается в приемной для ознакомления родителей с планами детей по реализации проекта.  

 

Третий этап: осуществление проектной деятельности Цель: организация собственно проектной деятельности: объединение усилий детей, родителей и воспитателей при подготовке к акции  «Покормите птиц зимой».

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

Познавательно-исследовательская деятельность Цикл наблюдений за птицами:  

1.«Какие птицы прилетают на участок, в парк?»

Цель: рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

2.«Что любят птицы» Цель: в процессе наблюдения отмечать, где обычно сидят те или иные птицы (на рябине, на репейнике, прыгают по дорожкам, подлетают к окну и т.д.).

3.«Как птицы передвигаются по земле?» Цель: замечать особенности передвижения птиц по земле, повадки.  

  1. «Ищем птичьи следы» Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
  2. «Когда птицы бывают заметны?» Цель: знакомство с  умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников.  

 

Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре наблюдения за птицами.

Сбор информации из разных источников (интернет, книги, журналы) о

зимующих птицах, подготовка с детьми минидокладов о зимующих птицах.

 

 

 

Презентация «Птичья столовая» - развитие представлений о зимующих птицах, о кормовых предпочтениях.  

 

Обучающий мультфильм «Про птиц зимой», «Чем важны птицы?» Составление картографа «Каждая птица имеет своё любимое лакомство»:

Воробей – крошки хлеба, крупа, различные семена.

Синица – кусочки несоленого сала, мясо, творог.

Щегол  – семена репейника, подсолнечника.

Снегирь – плоды рябины, калины, клена, липы. Свиристель – сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника.

 

Рассматривание энциклопедий «Птицы»

 

Беседы с рассматриванием иллюстраций: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?», «Меню птиц»,  «Пользу или вред приносят птицы?»,  «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

 

Трудовая деятельность.

Мини-акция «Корм для птиц»: заготовка  корма на зиму (гроздья ягод рябины, черной и красной бузины; пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.; семена клена; пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые); нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, шишки, орехи).

Участие родителей в мини-акции «Корм для птиц»

 

 

Восприятие художественной литературы.

Чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта: В. Бианки «Синичкин календарь»,  А. Валасина «Как воробьишко Африку искал», Л. Толстой «Воробей на часах»,  Н.

Сладков «Зимние долги», «Синички-арифметички», Г.Скребицкий «Сиротка», «Мать и кормилица», «Весне навстречу»,  «Длиннохвостые разбойники»,  Ю.Дмитриев «Снегирь». 

 Разучивание наизусть: Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите птиц».  Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Чтение художественной литературы о птицах, заучивание стихов

Коммуникативная деятельность

Речевое упражнение «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление загадок о зимующих птицах  с помощью модели «Кто прилетел на кормушку?»

Составление описательных рассказов с помощью модели «Зимующие птицы» 

Составление с детьми рассказов, загадок о птицах  

Игровая деятельность

Дидактические игры: Лото «Назови птицу», «Четвертый  лишний», «Чей хвост?»,  «Кто что ест».

Игры-драматизации по сюжетам прочитанных литературных произведений.

Играют в настольнопечатные игры дома с детьми

Изобразительная, конструктивная деятельность

Рисование, аппликация «Гости на кормушке»

Изготовление листовок, плакатов  «Покормите птиц зимой». 

Изготовление эмблем «Друг птиц»

Изготовление кормушек из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок, пластмассовых футляров и т.д.  

Изготовление самодельной книги «Кто прилетел на кормушку» с

Участие родителей в конкурсе  кормушек.

 

Принимают участие в

использованием рисунков, аппликации, рассказов, загадок  детей Изготовление игры по типу «пазлы»  «Кто, что ест?» с использованием собранных семян, рисунков детей, картинок. 

изготовлении настольнопечатных игр по теме.

 

Четвертый этап: презентация результатов проекта  - 2 дня (вторая неделя).

Цель: представить результаты проекта, организовать  акцию «Покормите птиц зимой».  

Деятельность детей и педагога

Деятельность воспитателя

Подготовка к акции «Покормите птиц зимой» и ее организация: 

1.Выступление перед детьми ДОУ «Покормите птиц!» (чтение стихов), вручение им картографов «Каждая птица имеет своё любимое лакомство», приглашение к участию в акции.

  1. Презентация самодельной книги «Кто прилетел на кормушку», игры «Кто, что ест?» 
  2. Распечатать обращение к жителям города «Если добр ты душой и природу любишь, птичек покорми зимой! Другом верным будешь!».
  1. Подведение итогов конкурса кормушек.
  2. Развешивание обращений  и листовок «Берегите птиц», нарисованных детьми.
  3. Развешивание кормушек на участках ДОУ, в городе.
  4. Награждение эмблемами «Друг птиц» участников акции.

Участие в подготовке и организации акции «Покормите птиц зимой»  

 

Результат проекта и его презентация

Результат

Способ презентации

Картограф «Каждая птица имеет своё любимое лакомство»

Во время акции «Покормите птиц зимой»

Самодельная книга «Кто прилетел на кормушку».  

Настольно-печатная игра  «Кто, что ест?»

Эмблемы «Друг птиц»

Листовки «Берегите птиц» 

Кормушки

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Дидактическое обеспечение: 

  • Презентация «Птичья столовая».

-Энциклопедия «Птицы».

  • Картографе «Как помочь зимующим птицам?».
  • «Звездочка подсказок».

-Тексты художественной и познавательной литературы.

-Дидактические игры: Лото «Назови птицу», «Четвертый  лишний», «Чей хвост?»,  «Кто что ест».

-Материалы для изобразительной деятельности. - Бросовый материал для  изготовления кормушек.

 

Оценка эффективности проекта.

В  процессе  реализации проекта «Птицы - наши друзья, нам без них никак нельзя» дети осознали необходимость помощи зимующим птицам. Были созданы продукты проектной деятельности, которые представлены во время проведения акции  «Покормите птиц зимой». Улучшилась развивающая предметно-пространственная среда по теме «Птицы».  

 

Достигнутые образовательные результаты.

  • Дети различают птиц по внешнему виду, узнают и называют их. - Дети знают о том,  какой корм предпочитает та или иная птица.  - Дети стремятся наблюдать за птицами, их поведением, отмечая характерные особенности.
  • Дети самостоятельно или с помощью родителей могут изготовить кормушку для птиц.
  • Подкармливание птиц зимой становится привычкой, доброй традицией как у детей, так и их родителей.  

 

Перспективы дальнейшего развития.

Каждый день дети следят за наполняемостью кормушек на территории ДОУ. Дети вместе с родителями  сделали еще кормушки  и повесили их около  своего дома.

Подаренные  картографы «Каждая птица имеет своё любимое лакомство» будут  способствовать развитию интереса к природоохранной деятельности и у детей других группах ДОУ, желания помогать птицам в трудный для них период.  

 

 

Список использованной литературы

  1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г.

М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.

Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. - Воронеж, 2006.

3.В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.

4.Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.

  1. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж; 2006 – 128с.
  2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». – Санкт Петербург: «Детство – ПРЕСС»; 2002 – 156 с.
  3. Шорынгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. -Москва, 2000.
  4. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями», пособие для воспитателей детского сада. – Москва.

«Просвещение»; 1981 – 78 с.

9.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия птиц / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.

10.Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение птиц. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с. 11.Ресурсы Интернета: https://kopilkaurokov.ru/

12.Ресурсы Интернета: https://nsportal.ru/

13.Ресурсы Интернета: http://ru.wikipedia.org

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...