Рабочая программа по детскому экспериментированию "Мы- исследователи" для детей дошкольного возраста
рабочая программа
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_my-issledovateli.docx | 179.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25» структурное подразделение «Золотой ключик»
адрес: 624380 Свердловская обл., г. Верхотурье, ул.Гагарина,57Б
«Мы- исследователи»
Рабочая программа по детскому экспериментированию
для воспитанников от 3 до 7 лет
Исполнитель:
Щемелёва Дарья
Олеговна
-воспитатель
Верхотурье
2019
Содержание:
| |
1.1Направленность, актуальность программы 1.2.Цели и задачи реализации программы 1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности 1.4. Ожидаемые результаты. | |
| |
2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми. 2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 2.3. Структура программы 2.4Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей: - младшей группы - средней группы - старшей группы -подготовительной группы | |
| |
3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности: - для младшей группы - для средней группы - для старшей группы - для подготовительной группы. 3.2. Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников - Методика Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности» -Методика Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь» 3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка. 3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста | |
Методическое обеспечение Программы |
I. Целевой раздел
1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
1.2. Цель программы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведение опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
- В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
- Опыты и эксперименты практически безопасны.
- В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.
1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной
деятельности:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1.4. Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
II. Содержательный раздел
Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы – 3–7 лет – воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Срок реализации программы 3 года.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
- «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом(предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальный, групповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
- репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
- частично-поисковый или эвристический (дроблениебольшой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
- исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Формы работы с детьми:
Формы реализации дополнительной образовательной программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей.
Организация предметно-пространственной развивающей среды,по
опытно-экспериментальной деятельности.
- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;
- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.
- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;
- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и
т.д.
Дополнительное оборудование:
Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения
сыпучих и мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов (если это необходимо);
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.
Срок усвоения – долговременный.
в средней группе – 16 занятий в год,
в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.
Продолжительность одного занятия:
В младшей группе – 15 минут
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Структура программы
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.
Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы:
- Воспитывать у детей интерес к явлениям природы.
- Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
- Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
- Показать взаимосвязь человека и природы.
- Воспитывать культуру поведения детей в природе.
- Учить бережно, относиться к природному окружению.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми второй младшей группы.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность |
сентябрь | октябрь | ноябрь |
«КАМЕННАЯ ДОРОГА» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.
| «ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК» Цель: продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный-формуется; сухой-сыпится. «ГОРШОЧЕК ДЛЯ КАШИ» Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду. | «ДОМИК ДЛЯ КРОТА» Цель: Закрепить представления об элементарных свойствах песка и камней. Развивать мелкую моторику, речь, память, наблюдательность. |
декабрь | январь | февраль |
«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Цель: закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой. Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет. | «ПРАЗДНИК СНЕГА» Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть. | «ЧТО РАСТЁТ ВНИЗ ГОЛОВОЮ И НЕ ЛЕТОМ, А ЗИМОЮ?» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду.
|
март | апрель | май |
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЧУДО-КОРАБЛЕ» Цель: Закрепить у детей представления о том, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие плавают. | «РАДУЖНЫЕ ШАРЫ» Цель: познакомить детей с понятием «воздух». Воздухом дышат люди, животные, растения. | «ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ» Цель: закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий. |
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:
- Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
- Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
- Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
- Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми средней группы.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность |
сентябрь | «Песочная страна» - продолжать знакомить детей с предметами неживой природы; - дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?» Строительство песочного замка. Рисуем на песке. «Цветной песок» |
октябрь | «Воздух» -продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; -обратить внимание на движение воздуха. | Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка. Определяем направление ветра. «Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.) Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?» |
ноябрь | «Свойства материалов (дерево)» - познакомить детей с изделиями из дерева; - изучить некоторые свойства дерева. | Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.) «Переплывём реку» Д/и «Найди предмет из дерева». Д/и «Хорошо-плохо». Игра на деревянных ложках. |
декабрь | «Вода» - дать детям представление о плавучести предметов; - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | Совместное экспериментирование «Плавает-тонет» «Меняет форму» «Водяная мельница» «Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая) |
январь | «Может ли вода быть твёрдой?» - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. - определить, что лед тает от тепла; - принимает форму емкости, в которой находится. | Наблюдение «Замерзшая вода» Совместный эксперимент «Тающий лед» «Греет ли одеяло?» |
февраль | «Фокусы с магнитом» - познакомить детей с магнитом; - выяснить, какие предметы притягиваются магнитом. | Беседа «Волшебный предмет» Эксперимент «Почему скрепка движется?» «Полезные» магниты Игра «Чей улов больше?» |
март | «Камни» -изучаем свойства камней; - называем форму камней | Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый» «Гладкий - шершавый» Рассматривание энциклопедии камней. |
апрель | «Волшебное стекло» - познакомить детей с понятием «отражение» - познакомить со свойствами зеркала. «Свет – тень» -познакомить с источниками света - природными и искусственными. -познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева); -установить сходство тени и предмета; -познакомить с тенью в разное время суток. | рассматривание отражений в зеркале. «Поймай солнечного зайчика» «Свет повсюду» Наблюдение «Когда появляется тень?» Игра «Поймай свою тень» П/игра «День - ночь» |
май | «Приборы - помощники» - познакомить детей с увеличительными стёклами «Большие насекомые» | Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?» |
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
- Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
- Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
- Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми старшей группы.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность |
сентябрь | «Приключения песчинки» -продолжать знакомить детей со свойствами песка; -развивать познавательный интерес. «Удивительная глина» -познакомить детей со свойствами глины -сравнить свойства песка и глины. | «Приключение песчинки и сахара» Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда) Презентация «Путешествие к карьеру» «Строим прочный дом» Лепка «Поможем Федоре» |
октябрь | «Удивительные звуки» -формировать представления о характеристиках звука; -учить сравнивать звуки. «Воздух - невидимка» -дать представления об источниках загрязнения воздуха; -формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | «Что звучит?» «Звучание стакана с водой» Слушаем звуки природы. Музыкальные инструменты. Игровая ситуация «Кто там?» Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Беседа: «Чистый воздух». Дидактическая игра: «Свойства воздуха». |
ноябрь | Вода-волшебница» -Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; -Продолжать знакомство со свойствами воды | Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды» «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка». |
декабрь | «Превращения воды» - дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). «Посмотри, какой большой» - познакомить детей с измерительными приборами; - учить самостоятельно, выбирать мерку. | Совместное экспериментирование «Что за облако такое?» «Освобождение из ледяного плена» «Почему снег греет» Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды». Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев» «Измеряем длину ковра» «Чья дорожка длиннее» |
январь | «В гостях у Гвоздика и Карандаша» Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. | Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». |
февраль | «Чудеса растений» -Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. -Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». «Уход за растениями». «Огород на окне». «Как Чиполлино подружился с водой» Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»). |
март | «Земля наш общий дом» -формировать представления о планете Земля; «Почва» -обогатить знания детей о свойствах почвы. -установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. | Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Беседа «Что такое глобус» Рисование «Портрет Земли». Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»). |
апрель | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряетсябыстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. |
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
- Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
- Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
- Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми подготовительной группы.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность |
сентябрь | «Солнце - звезда» -углубить представление о солнце, его параметрах. «Почва – живое, неживое» -Сформировать представления о почве, ее строении, значении | Познавательная беседа: «День - ночь»; Эксперимент «Далеко - близко»; «Чемближе, тем быстрее»; Дидактическая игра «День - ночь». Беседа «Что такое почва?» Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»; Эксперимент «Такая разная земля»; «Земля после дождя» |
октябрь | «Воздух – необходимое условие для жизни на земле» -Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. -Его значение для живых организмов. -Развивать умение определять наличие воздуха на практике. «Полезные ископаемые» -Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник) | Опыт «Как увидеть воздух?»; Опыт «Как услышать воздух?»; Эксперимент «Движение воздуха». «Почему мы дышим» «Рассматривание материала с помощью лупы»; Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии. |
ноябрь | «Мир ткани» -Познакомить с различными видами тканей; -помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. «Отражения» | Беседа: «Одежда для куклы» Дидактическая игра «Мы - модельеры» Сюрпризный момент «Необычное письмо» «Как поднять единицу? |
декабрь | «Вода в жизни человека» -воспитывать бережное отношение к окружающему миру «Мир пластмасс» -закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс. | Беседа «Для чего нужна вода» «Напоим Иванушку чистой водой» «Как убрать воду со стола» Рассматривание иллюстраций очистных сооружений Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса. |
январь | «Земля-магнит» - познакомить с действием магнитных сил Земли. -развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений. -учить соблюдать меры безопасности. | Эксперимент «как увидеть притяжение» Игры с магнитами: «Выбери скрепки из крупы» «Рыбалка» |
февраль | «Электричество» -дать детям представление об электричестве, -закрепить понятия о неживой природе. Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния. Учить строить гипотезы, делать выводы «Камни» -развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). -дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Опыт «Ожившие волосы» Беседа: «Электроприборы» Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор» «Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел» «История электрической лампочки» Беседа: «Кладовая Земли» «Почему разрушаются горы?» Опыт «Вулкан» |
март | «Мир металлов» -познакомить со свойствами металлов; использование металлов. «Увидеть мир через увеличительное стекло» -продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами. | Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств. Дидактическая игра «Из чего сделано?» «Необычное письмо» Игровая ситуация «Найди предмет» |
апрель | «Растительность – значение в жизни людей и животных» -сформировать представления о растительности, о ее пользе, -познакомить со значением растений для человека. | Эксперимент «Чем дышит растение?» Беседа: «Лес-защитник» Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур; Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное) «Такое нужное слово - кислород» |
май | Мониторинг | Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования |
Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей;
-исследовать предпочитаемый вид деятельности.
По методике «Маленький исследователь»Л.Н.Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка;
-исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.
Методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности»
Цель: выявление места детского экспериментирования в предпочтениях детей через исследование предпочитаемого вида деятельности
Испытуемому показывают картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3 – изобразительная;
4 – детское экспериментирование;
5 – труд в уголке природы;
6 – конструирование.
Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты обследования оформляются в специальную таблицу
(таблица 1).
Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности» (Таблица 1)
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | |||||
НАЧАЛО ГОДА | ИГ | ЧК | ИЗ | ДЭ | ТП | К | |
1 | Алексей Б | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
2 | Алена В | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Семен В | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
4 | Никита Г | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лиза Г | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
6 | Марина Г | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 |
7 | Тимофей З | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
8 | Иван К | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
9 | Костя Л | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
10 | Тимофей Л | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
11 | Соня Л | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
12 | Кирилл М | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
13 | Степа П | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
14 | Рада Р | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
15 | Василиса С | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 |
16 | Лиза С | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 |
17 | Эвелина С | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
18 | Марьяна Ч | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
19 | Вова Ш | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
20 | Рома Ш | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Итого кол-во человек с наивысшим баллом | 6 (35%) | 1 (5%) | 5 (20%) | 2 (10%) | 4 (20%) | 2 (10%) |
Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование, ТП- труд в природе, К- конструирование
- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игровую деятельность (35%) и изобразительное творчество (20%);
- Труд в природе предпочитают (20%)
- Детское экспериментирование и конструирование предпочитают по 10% детей.
- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).
Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности»
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | |||||
КОНЕЦ ГОДА | ИГ | ЧК | ИЗ | ДЭ | ТП | К | |
1 | Алексей Б | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
2 | Алена В | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Семен В | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
4 | Никита Г | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лиза Г | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
6 | Марина Г | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
7 | Тимофей З | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
8 | Иван К | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
9 | Костя Л | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
10 | Тимофей Л | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
11 | Соня Л | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
12 | Кирилл М | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
13 | Степа П | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 |
14 | Рада Р | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
15 | Василиса С | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
16 | Лиза С | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 |
17 | Эвелина С | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
18 | Марьяна Ч | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
19 | Вова Ш | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 |
20 | Рома Ш | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Итого кол-во человек с наивысшим баллом | 8 (40%) | 1 (5%) | 5 (25%) | 4 (20%) | 2 (10%) | 2 (10%) |
Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование, ТП- труд в природе, К- конструирование
- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игровую деятельность (40%) и изобразительное творчество (25%);
- Детское экспериментирование предпочитают (20%)
- Труд в природе и конструирование предпочитают по 10% детей.
- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).
- По методике «Маленький исследователь»Л.Н.Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка;
-исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирование, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагаются повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Таблица 2
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | |||||
НАЧАЛО ГОДА | ИГ | ЧК | ИЗ | ДЭ | ТП | К | |
1 | Алексей Б | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
2 | Алена В | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Семен В | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
4 | Никита Г | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лиза Г | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
6 | Марина Г | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 |
7 | Тимофей З | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
8 | Иван К | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
9 | Костя Л | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
10 | Тимофей Л | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
11 | Соня Л | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
12 | Кирилл М | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
13 | Степа П | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
14 | Рада Р | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
15 | Василиса С | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
16 | Лиза С | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 |
17 | Эвелина С | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
18 | Марьяна Ч | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
19 | Вова Ш | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
20 | Рома Ш | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Итого кол-во человек с наивысшим баллом | 7 (35%) | 1 (5%) | 4 (20%) | 4 (20%) | 2 (10%) | 2 (10%) |
Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование, ТП- труд в природе, К- конструирование
- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитают отправить маленького исследователя в игровую деятельность (35%).
- В детское экспериментирование и в изобразительную деятельность предпочитают (20%) детей.
- Труд в природе и в конструирование предпочитают по 10% детей.
- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | |||||
КОНЕЦ ГОДА | ИГ | ЧК | ИЗ | ДЭ | ТП | К | |
1 | Алексей Б | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
2 | Алена В | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Семен В | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
4 | Никита Г | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лиза Г | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
6 | Марина Г | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
7 | Тимофей З | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
8 | Иван К | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
9 | Костя Л | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
10 | Тимофей Л | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
11 | Соня Л | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
12 | Кирилл М | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
13 | Степа П | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 |
14 | Рада Р | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 |
15 | Василиса С | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
16 | Лиза С | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 |
17 | Эвелина С | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
18 | Марьяна Ч | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
19 | Вова Ш | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 |
20 | Рома Ш | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Итого кол-во человек с наивысшим баллом | 4 (20%) | 1 (5%) | 3 (15%) | 7 (40%) | 2 (10%) | 2 (10%) |
Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование, ТП- труд в природе, К- конструирование
- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей на конец года предпочитает отправить маленького исследования в детское экспериментирование (40%) и в игровую деятельность (20%);
- В изобразительную деятельность предпочитают отправить (20%) детей
- Труд в природе и в конструирование так же предпочитают по 10% детей.
- Наименьше всего детей предпочитают отправить в чтение (5%).
Вывод: В процессе педагогической диагностики, педагогических наблюдений видна положительная динамика: умение высказывать предположения, выстраивать гипотезу ставить проблему, дети принимают активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми, активно участвуют в беседах.
Работа с родителями
План мероприятий с родителями по детскому экспериментированию с применением дистанционных форм.
- Анкетирование для родителей «Сотрудничество с семьями воспитанников группы дистанционно»
- Диагностика знаний, умений, навыков через вопросы живой и неживой природы.
- Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
- Памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе».
- Создать совместный фотоальбом с родителями «Юные исследователи»
- Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
- Презентация «Копилка элементарных экспериментов в домашних условиях»
- Анкетирование для родителей с целью выявления уровня организации развивающей среды в семье.
Методическое обеспечение Программы
Методические пособия:
1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»
12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ«Учитель», 2004. - 159 с.
15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Образовательная область "Музыка" для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
По реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения....
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста.
Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста 2015-2016г...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год
Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год
Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (от 4 до 5 лет) № 4 МБДОУ детский сад «Радуга» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (от 4 до 5 лет) № 4 МБДОУ детский сад «Радуга» на 2021-2022 учебный год...