Инновационные формы работы по речевому развитию детей
статья (средняя группа)
В статье раскрываются инновационные формы речевого развития: образовательная, игровая, обучающая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников.
Каждый педагог дошкольного образования имеет возможность проявить творчество и собственную педагогическую позицию при выборе средств, форм, методов и способов взаимодействия с детьми, что позволяет достичь качественного результата реализации образовательной программы.
Цель работа педагога по развитию речи детей дошкольного возраста – становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста, речь ребёнка становится универсальным средством общения с окружающими.
Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности решать задачи в условиях разных видов деятельности средствами речи: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребёнок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Их выбор, осуществляется педагогом самостоятельно, зависит от контингента воспитанников, оснащённости детского сада, специфики ДОО, опыта и творческого подхода педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи выступает образовательная ситуация, предполагающая участие небольшой подгруппы детей: от 3-х до 7-ми лет, в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом).
Воспитатель может научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, придумывать способы составления текста.
Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом, или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.
Ситуации общения могут быть разными, в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идёт от детей», т.е. находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребёнка. Приведём примеры таких ситуаций:
- «Что не так» задача: упражнять в умении соотносить форму приветствия с ситуацией её использования: например: утром не скажешь «добрый вечер», или нельзя сказать «привет» тому, кто старше тебе по возрасту, или мало тебе знаком.
- «Улыбка» задача: упражнение в использовании средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады.
- «Рукопожатие» задача: упражнять детей в использовании жестового приветствия.
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решение практических и познавательных задач.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных во ФГОС ДО;
- «Как рождается книга» - развитие речевого творчества детей.
- «Лучше сам, или все вместе?» - развитие коммуникативных умений.
- «Спор хороший и плохой» - освоение этикета.
Такая форма речевого развития дошкольников, как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, становится мотивом к коммуникативной деятельности.
О.В.Кузеванова, Т.А. Коблова приводят примеры разных форм по речевому развитию дошкольников: музыкальные праздники, игры-драматизации, разные виды театра, проблемные ситуации и др.
Конструктор Лего широко используется в детских садах. Он представляет собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего.
Постройки из Лего можно использовать в играх-драматизациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом того, или иного литературного произведения, а также имеются элементы творчества.
Данное использование Лего – конструктора способствует речевому творчеству; во время постройки персонажа ребёнок описывает своего героя.
Лего -элементы используются и в дидактических играх, и в упражнениях. Педагог может разработать упражнения с целью развития речи и психических процессов у детей, формирования интереса к обучению, коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильные восприятия формы и речь.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе такой деятельности педагог может использовать разнообразные формы: даёт задания , а дети выполняют; задания формулируются ребёнком и выполняются детьми и педагогом; задания дети дают друг другу.
Таким образом, при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в ДОО педагогу важно:
- продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместимости;
- видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности различны, если:
- дети совместно с воспитателем решают интересную для них учебно- игровую задачу;
- обогащают свой словарный запас, выполняя речевые и практические задания;
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает ребёнка и помогает ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
консультация по речевому развитию старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-610717-1511972766.jpg)
доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/19/picture-635522-1432042052.jpg)
консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16
Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-155198-1375184468.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-36552-1519889338.jpg)
Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников. март 2017
статья о необходимости детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475755-1409676232.jpg)
Выступление на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При...
Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...