Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.
статья (средняя группа)
Тема: Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.
План:
1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов
1.1. Алексей Константинович Толстой. Пейзаж в стихотворении «Осень»
1.2. Апполон Николаевич Майков. Пейзаж в стихотворении «Летний дождь».
Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
1.3. Иван Саввич Никитин. Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы».
1.4. Алексей Николаевич Плещеев. Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка». Пейзаж в стихотворении «Сельская песня».
1.5. Иван Захарович Суриков. Пейзаж в стихотворении «Зима». Пейзаж в стихотворении «Детство».
2.Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов.
1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов.
19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.
Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого - «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой».
Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
1.1.Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)
Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.
Пейзаж в стихотворении «Осень»
Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кистья ярко-красные вянущих рябин.
Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью
Не умею высказать, как тебя люблю.
Лирика поэта очень проста и понятна любому читателю, в том числе и стихотворение «Осень». Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Эту особенность поэзии Толстого хорошо охарактеризовал Н.Н. Страхов, передавая смену впечатлений от сборника его стихотворений. "Какие плохие стихи! - писал он. -...То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха; то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке...»·.
1.2. Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)
Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.
Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»
Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:
«Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождем…
Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».
Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.
Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.
Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский»·. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебя взяла
Ветер, солнце и орла.
Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!
Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».
Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
1.3. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)
Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.
Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»
Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.
Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».
С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:
Нам не стать привыкать -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Пейзаж у Никитина в этом стихотворении физически осязаем, он создается живыми, сочными мазками, а не призрачными полутонами, его легко перенести на холст живописца.
Автор всецело полагается здесь на поэтичность самой пейзажной картины и не прибегает к каким-либо изощренным изобразительным приемам. Удивительно, как сумел поэт столь вдохновенно написать это стихотворение. Для него пейзажная лирика - нечто гораздо большее, чем просто поэтическая традиция. Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.
Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»·. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.
1.4. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)
Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.
Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»
В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Стихотворение написано про ласточку. Так уж у нас принято, что прилёт ласточек - это начало весны, как будто они приносят нам её на своих крыльях из далёких южных стран. Говорят, что из Африки; но, может быть и с ближнего Востока.
Оно насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью, Ребиковым и Глиэром. А ведь музыки удостоились только начальные, пейзажные строки стихотворения, они же стали устойчивым, самостоятельным хрестоматийным текстом.
Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.
Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»
Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.
Когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».
1.5. Иван Захарович Суриков (1841 - 1880)
К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…»· и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
Пейзаж в стихотворении «Зима»
Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.
Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.
Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.
В этом стихотворении герой радуется зиме:
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».
Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
Пейзаж в стихотворении «Детство»
В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья- мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
пейзажная лирика русский поэт
Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепк Сладкий сон смежит.
Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
Детям будет интересно особенно читать сон, который приснился нашему лирическому герою, ведь это все сказка…
В стихотворении поэт использовал много средств художественной выразительности: «… уж село солнышко давно…», «руки не согнешь,…», «зимний вечер длится, длится без конца…», «сердце так и мрет» и другие.
2. Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.
Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в "беспредельное", они с большей художественной силой говорят о любви к "ежедневным картинам" родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об "иной красоте", которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.
Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.
Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.
Список литературы
1. Бегак Б. Классики в стране детства - М: «Детская литература,1983
2. Детская литература, под редакцией Зубаревой Е.Е. - М: Просвещение, 1989
3. Майков А.Н. Румяный парус - М: «Детская литература», 1982
4. Суриков И.З. Поэтическая Россия - М: «Советская Россия», 1985
5.Толстой А.К. Собрание сочинений в четырех томах, том 1 - М: «Правда», 1969
6.http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»
Домашняя контрольная работа по детской литературе.
Тема: Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.
Выполнил: Яровая Ольга Владимировна
Курс II, группа 204
Форма обучения: заочная
Проверил: Белоусова М.М.
Гатчина
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пейзажная лирика для детей 4 лет
Пейзажная лирика, как средство эстетического развития детей....
Пейзажная лирика для детей 5 лет
Пейзажная лирика, как средствоэстетического развития детей....
Пейзажная лирика для детей 6 лет
Пейзажная лирика, как средство эстетического развития детей....
Стихотворения русских поэтов о зиме для детей
Стихотворения русских поэтов о зиме для детей...
Весна в творчестве русских поэтов и художников. Для детей подготовительной группы
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается материал по теме весна.Развиваем наблюдательность детей что изменилось в природес наступлением прекрасного времени года. Развиваем речь детей и знакоми...
Конспект по ознакомлению детей в подготовительной группе детского сада с пейзажной лирикой русского поэта ХlХ начала ХХ века Сергея Александровича Есенина.
Конспект по ознакомлению детей с пейзажной лирикой русского поэта XIX начала XX века Сергея Александро...
Конспект НОД " Литературная гостиная на тему: " Осень в лирике русских поэтов"
Коспект для детей страшего дошкольного возраста...