Картотека чувашских игр
картотека
Предварительный просмотр:
Журавушка (Тарналла)- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш, журавушка,
Не забыл ли домик матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.
Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.
Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)
Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: « Успеешь ли испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: « Сумеешь ли догнать?
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
Лошадки (Лашасем)
один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:
-Лошадь продается?
-Продается!
-Сколько стоит?
-Триста рублей.
И три копейки не дам.
Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.
Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.
Слепой баран (Суккăр такалла)
По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:
Дверь крепка и прочна,
Не пускает в дом она.
Тот, кто хорошо растет,
В эту дверь легко пройдет.
Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.
Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)
Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:
Славно мы в гуляем,
Да и травку собираем,
Для козленка, для ягненка
И для бурого теленка.
Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.
Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.).
Ручейки (Юхан шывсем)
игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях
Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях ( каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.
Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»
Пустая изба (Пушă пуртлĕ)
игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.
Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.
Отгадай имя (Ятне пĕл)
один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
Хищник в море
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные — рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2— 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была па уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры.
Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Рыбки (Пула)
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10—15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий — акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположным и линиями. Но сигнал у играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.
Правила игры.
Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.
Луна или солнце
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Кого вам? (Тили-рам?)
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры.
Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
Расходитесь! (Сирелер!)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной
из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!»— и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры.
Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три—пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Летучая мышь (Сяра серси)
Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные — вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.
Правила игры.
Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тex пор, пока не получат определенное количество очков.
Волк и жеребята (Боро уопна кулуннар)
Из группы играющих выбираются волк, две- три лошади, а остальные дети изображают жеребят.
Лошадки огораживают чертою поле — пастбище, па котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.
Правила игры.
Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.
Картотека чувашских игр
Сентябрь
«перетяни в кругу»
Круг диаметр 3-5м. Делимся на 2 команды. Одна команда строится внутри круга, а другая за кругом на против друг друга. По команде, начинают перетягивать на свою сторону. Кто переступает черту, выбывает. Побеждает где осталось больше игроков.
«волк»
Один-волк, остальные встают в круг, и поставив руки на пояс, слегка наклоняются вперед.. Волк ходит позади круга с платком. Игроки вместе говорят:
«тихо-тихо, ходит волк, не смотря ни на кого
А посмотрит на тебя- испугаешься дитя!»
На последних словах волк незаметно любому кладет в руку платок (он ведущий) и сам встает в круг. Игроки, стоящие справа и слева от водящего, бегут навстречу друг другу по кругу. Игроки должны обежать круг один раз и вернуться на свои места. Если водящий поймает одного из двух игроков, то занимает свое место в кругу. Пойманный становится волком. Если никого не поймал, то выбывает из игры, а игроки выбирают нового волка.
«водяной»
Круг 3 м-озеро. Один водяной в центре круга, игроки бегут по кругу со словами:
«мим-мим Микита, Микита он-ротозей. Пес унес его пузырь»
Водяной ловит игроков не выходя из круга, кого поймали встают в круг и помогает ловить.
«резвые белки»
Один-собака, остальные белки. Белки (на скамейке) :
«по деревьям скок, да скок!
Раз – и спрячемся в дупло.
Погрызем орешки там.
Коль орешки по зубам!»
Белки спрыгивают и бегают по залу, собака ловит, а те ,которые на ветке (на скамейке) – не ловит.
Октябрь
«деревце моё»
Выбрать водящего. По сигналу все убегают, а водящий ловит (рукой). Игроки, убегая могут подбежать к дереву и попросить защиты : «березонька, помоги!», его касаться нельзя. Пойманный, становится водящим.
«разорви цепь»
2 команды взявшись за руки, строятся лицом друг к другу н расстоянии 10-15см
Игроки 1-й команды поют:
«чечи-чечи, чечерина, минерук-синерук,
Ах подружка ……(Нинук) или Ох, дружочек …(Ванюк)
«Ты иди сюда играть»
Игрок 2-й команды чье имя было названо, разбегается и пытается грудью разорвать цепь 1-й команды. Если цепь была порвана, то этих игроков он забирает к себе в команду, а если не разорвет, тогда сам остается в этой команде. Потом поменяться. Побеждает чья команда будет больше по количеству.
«иголка с ниткой»
Выбрать иголку и нитку, остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу иголка убегает, нитка догоняет, вбегают и выбегают из круга. Если иголка вбегает вкруг, то игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка оказались в кругу, тогда иголку выпускают, а нитку нет, за это время иголка отбегает на безопасное расстояние. Если нитка поймает иголку, то они меняются.
«пастухи и овцы»
2-3-овцы, 2-3-волка, остальные в кругу берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы внутри (они выбегают из круга и вбегают), пастухи за кругом ловят овец рукой, когда те выбегают.
Ноябрь
«лиса и гуси»
Одна-лиса, остальные гуси. Гуси щиплят травку, появляется лиса и гуси, махая крыльям и с криком: «га,га» собираются в кружок. Лиса говорит: «сейчас я вас съем» Гуси: «не ешь нас!» Лиса: «съем!» Гуси: «послушай нашу песню: га,га,га!» Лиса ловит гусей.
«голова и хвост»
Колонна, первый пытается поймать последнего, если поймал, то хвост встает вперед, а если нет, тогда выбывает и головой становится второй после головы и тд.
«море волнуется»
Обручи домики, расставленные по кругу, встать в домик. Ведущий ходит вокруг и говорит: «море волнуется» при этом касается рукой игроков, а те идут за ним цепочкой и повторяют его действия. Как только ведущий говорит: «море успокоилось» все занимают свободные домики. Кто остался без домика-ведущий.
«выходи на улицу»
Один водящий, на площадке «домики», игроки в домиках. Водящий: «выходите на улицу!» Игроки выходят и бегут по площадке, а водящий ловит, причем игроки могут занять только тот домик , в котором были в начале игры. Пойманный становится водящим.
Декабрь
«сердитый теленок»
Бегут по кругу, держась за руки, тот кто не удержался становится сердитым теленком. Все разбегаются, а ведущий ловит.
«меня зовут Иванушка»
Водящий –Иван в середине круга, игроки держась за руки идут по кругу:
«рады звери, птицы тоже, плакать нынче нам негоже:
В небе солнышко сияет, поиграть нас приглашает»
Игроки разбегаются, ведущий ловит, того кого поймают кричит: «я –Иван»
«перепрыгни»
2 водящих садятся друг на против друга, вытягивая вперед ноги, соприкасая стопы. Игроки по очереди прыгают через ноги, ведущие не сгибая ног должны коснуться спины прыгающего. Побеждает кого не задели.
«не проспи!»
Водящий (1-3 человек), остальные в кругу (5-6 м от водящего). Ведущий выбивает игроков по ногам мячом, те пытаются увернуться от мяча (подпрыгивая) не сходя со своих мест.
Январь
«кошка и цыплята»
1-кошка, 1-курица, встают напротив друг друга, остальные цыплята держатся за руки, встают за курицей и говорят:
«мур-мур-мур мурлычет кошка, машет хвостиком немножко
Хочет всех цыплят поймать, надо дружно всем играть!»
Кошка говорит: «мяу» и ловит цыплят, курица защищает.
«за мячиком»
Две команды друг на против друг друга на расстоянии 5-6м, один ведущий в центре. Команда рассчитывается по порядку (1,2,3,4и тд) Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет две любые цифры, игроки под этими номерами ловят мяч. Игрок, поймавший мяч, бросает его игрокам своей команды, если они ловят мяч, то им присуждается очко. Побеждает кто больше набрал очков.
«наступи на ногу»
Игроки встают лицом в круг одну ногу выставляют вперед на пятку. По сигналу разворачиваются на пятке и прыгают назад. Ведущим становится кто дальше отпрыгнул, он по очереди прыгает на ноги игроков, они же ,в свою очередь, должны отпрыгнуть от водящего. Чьи ноги задели выбывают из игры.
«платочек»
В кругу держатся за руки. Ведущий за кругом незаметно кладет платок на плечо игроку. Игрок быстро хватает платок и ловит ведущего. Бегают по кругу, вбегают и выбегают из него, игроки поднимают и опускают руки, тем самым открывая или закрывая путь.
Февраль
«орешки, желуди и белки»
Один водящий, остальные делятся на команды. В каждой команде по три игрока. Игроки договариваются кто из них будет орешком, желудем и белкой. Потом они берутся за руки, образуя круг из 3-х людей. Водящий дает команду: «орешки» («белки или желуди» в разной последовательности) и игроки меняются местами, водящий пытается занять пустое место.
«охотники и волки»
2охотника, остальные волки. Две линии 5-6м друг от друга. Охотники за линию (осаливают мячом по очереди, не выходя за линию), волки посередине.
«не задень»
На поверхность 25-30см выкладываются шапки через которые по очереди прыгают с разбега. Если задели шапки начисляются штрафные очки, побеждает тот у кого нет штрафных очков.
«на пахоте»
Все в круг, ведущий:
«-пашут как?
-пашут вот как
-боронят как?
-боронят вот как
-на лугах косят как?
-косят вот так
-жнут как на полях?
-жнут вот как
-хороводы водят как?
-поют дружно вот как
-а играют как?
-играют вот как
Игроки выполнят движения в соответствии с текстом. Игра заканчивается догонялками.
Март
«змей горыныч»
2 команды, рисуется круг, одна команда внутри круга, другая на линии круга(1м друг от друга). Игроки в кругу встают друг за другом и крепко держат впереди стоящего за пояс. Игроки 2-й команды осаливают мячом участника первой команды, стоящего последним в колонне. Первая команда защищают последнего игрока, двигаясь по кругу и изменяя его местонахождение. Потом команды меняются. Игроки команды, стоящей по линии круга, передают мяч тем участникам, которым удобнее с места, где они стоят, осалить последнего игрока другой команды. При попадании мяча в игрока он выбывает из игры. Игрок, стоящий в колонне первым, отбивает мяч двумя руками. Побеждает которые осалят больше игроков за установленное время (например2мин.)
«горшок»
Водящий-покупатель, остальные делятся на пары. Один из них горшок, другой-продавец. Гошки садятся на опору (кубы и тд) расставленные по кругу. Продавцы стоят сзади, спрятав руки за спину. Покупатель у одного спрашивает:
«-продаешь?
-да
-сколько стоит?
-3 рубля
-дорого
-хорошая цена за хороший горшок»
Бьют друг друга по руке и бегут на встречу друг другу столько кругов какая цена была назначена.(до 5). Если покупатель добежит первым, то они меняются местами.
«пустая изба»
Встают в круг на расстоянии 3-4м друг от друга, один –водящий в центре круга. Круги-это домики, игроки встают в них. Водящий говорит: «в путь!» Игроки меняются избами, водящий старается занять свободную избу. Водящий становится кто без избы.
«уголки»
Чертим 4-х угольник, один ведущий стоит в центре, остальные занимают углы. Водящий должен занять свободный угол, когда те меняются углами. Кто остался без угла-ведущий.
Апрель
«пустое место»
Один-сторож, остальные встают в круг. Сторож бегая за кругом, касается одного из игроков. Игрок сходит с места и бежит за водящим, он должен обогнать сторожа и занять свое место первым, а если сторож будет первым, значит он занимает это место. Оставшийся без места будет водящим.
«штандар-стоп»
Круг, один в кругу с мячом, подкидывая вверх выкрикивает любое имя из игроков, пока названный игрок ловит мяч, остальные разбегаются, поймав кричит: «штандер-стоп!», игроки замираю и он осаливает их мячом на месте по ногам. Участники уворачиваются, подпрыгивая. Если попадет, то начинаем игру сначала, если нет, тогда снова разбегаются и тд. Если названный поймает на лету, тогда он подбрасывает и называет другое имя.
«яблочко»
В кругу держатся за руки, ведущий в середине говорит:
«для Наташи и Сережи яблочко-анис припас.
Нет румяней и вкуснее того яблочка для вас
Кто в кругу останется , тому оно достанется!»
В это время идут по кругу, ускоряя темп, на последних словах, приседают, кто размыкает руки, выбывает.
«ремень»
10-й по счету становится водящим. Он подбрасывает вверх ремень со словами: «ремень», и игроки разбегаются. Водящий ловит игроков. Если падая ремень задел кого то ,тогда он тоже ловит остальных.
Май
«мышки-плутовки»
Один-кошка, остальные мыши. На одной стороне дом кошки, на другой – мышек, по середине расставляют мясо (кубики). Кошка спит: «кошка спит, кошка спит» мыши ползут к мясу, «кошка проснулась!», мыши убегают, кошка ловит, пойманных тащит к себе в дом.
«картошка»
Один-картошка. Остальные договариваются какие действия по выращиванию картофеля (посадка, уход, сбор) они покажут водящему. Потом показывают их, водящий называет ту работу которую показывают и ловит их. Если водящий не может назвать работу которую выполняют, то выбирают нового ведущего.
«рыбаки»
2 команды рыбаки и рыбки. Рыбкам назад зацепляют длинную ленту (веревку с рыбкой на конце). Рыбки бегают, рыбаки ногой ловят рыбки. Потом меняются. Побеждает команда кто больше поймает рыбок.
«меткий охотник»
Один охотник, остальные-дичь. Охотник набивает мяч, подбрасывает вверх и тд., остальные бегают по площадке, как только охотник говорит: «стоп!» все замирают на месте. Охотник осаливает мячом по ногам (теперь он помощник ведущего), охотник передает ему мяч чтобы выбыть следующего, если сам далеко находится. Если охотник промахнется, то сам бежит за мячом, в это время игроки разбегаются, охотник поднял мяч с командой: «стоп». Нужно попасть с того места где поднял мяч, игроки увертываются на месте (подпрыгнуть), помощники не двигаются с места, если ведущий передал им мяч, они осаливают игрока и снова возвращают мяч ведущему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ЧУВАШСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
на весь учебный год...
Картотека чувашских народных подвижных игр
Чувашские народные подвижные игры...
Картотека Чувашских народных подвижных игр
Чувашские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....
картотека чувашских народных сказок
Картотека чувашскихнародных игрБатыр и Чиге-хурсухалЧувашская сказкаДавным-давно жили-были старик со старухой. Весь свой век они мирно трудились, а кроме ветхой избенки на подпорках да...
Картотека чувашских подвижных игр
laquo;Осы» («Сапсасем») На одной стороне площадки чертят улей. Дети встают в цепочку друг за другом. Игроки идут, постепенно ускоряя темп, и говорят следующие слова:З-з-з &nda...
Картотека чувашских подвижных игр
картокека чувашских игр...