Педагогический проект "Съедобные и несъедобные грибы"
проект
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp_sines_g.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью. В основе общения дошкольника с живой природой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г.Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней.
Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, О. Иогансон, А.А. Быстрова, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Э.И. Зилкинд, Е.И. Волковой, Е. Геннингс, М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой.
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П. Захарович, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К.Постникова, Л.С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г. Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Процесс взаимодействия ребенка с животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому экологический подход подтверждает важность формирования у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней. Подчеркивая важность выше сказанного, нами была выбрана тема «Домашние и дикие животные зимой», на наш взгляд, которая является актуальной для детей нашего возраста.
Педагогический проект «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель. Расширять знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы; развивать память, наблюдательность; воспитывать экологическую культуру; создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
Познавательные – закреплять представления о грибах;
Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.
1 этап – подготовительный. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3 этап – итоговый. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей.
Создание библиотеки произведений на данную тематику.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Создание системы работы по данной тематике.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оборудование и материалы.
Художественная литература на данную тематику.
Картины и иллюстрации, изображающие различные ситуации.
Настольно-печатные игры.
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Видеомагнитофон.
Планирование и организация деятельности
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные |
1. | «Круглый стол» с участием родителей и детей. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта. | Воспитатель, родители |
2. | Подбор библиотеки | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатель, родители |
3. | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации, памятки. | Просвещать родителей. | Воспитатель |
4. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатель |
5. | Домашнее задание: подбор иллюстраций, стихотворений, фотографий, загадок | Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми. | Воспитатель, родители |
6. | Оформление книжного уголка | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. | Воспитатель |
5. | Ребенок и окружающий мир «Грибными дорожками» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать знание о съедобных и несъедобных грибах. | Воспитатель |
6. | Рассматривание картин по данной теме | Уточнить внешний вид грибов. | Воспитатель |
7. | Лепка «За грибами» | Закреплять знания о внешнем виде грибов. | Дети |
8. | Рисование «Корзина с грибами» | Закреплять особенности внешнего вида грибов. | Дети |
9. | Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» | Учить детей пересказывать сказку. | Воспитатель |
13. | Конструирование «Кузовок для грибов» | Активное участие в создании постройки как по образцу, так и по собственному замыслу. | Дети |
14. | Чтение художественной литературы о грибах по выбору воспитателя | Развивать умение отвечать на вопросы. | Воспитатель |
16. | Дидактическая игра «Помоги ежику» | Закреплять знания детей о грибах. | Дети |
17. | Аппликация «» | Закреплять знания детей о грибах. | Дети |
19. | Объявление о конкурсе на совместную поделку из природного материала | Привлечение родителей к проекту. | Воспитатель, родители, дети. |
22. | Вечер загадок | Развивать у детей логические мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. | Воспитатель |
24. | Подведение итогов конкурса на тему: «За грибами» | Вызвать положительные эмоции от полученных результатов. | Воспитатель |
25. | Презентация проекта | Представить отчет о проделанной работе. | Воспитатель |
26. | Обработка и оформление материалов проекта | Воспитатель | |
27. | Анализ результативности | Воспитатель |
Работа в реализации проекта
1. Работа с родителями
«Круглый стол»
Подбор картинок, художественной литературы.
ИЗО деятельность: подделки из природного материала.
2. Работа с детьми.
Речевая, наглядно-агитационная, поиско-исследовательская, ИЗО, творческая, познавательная, по развитию математических представлений, театрализованная, конструирование, игровая.
3. Совместная работа специалистов.
Музыкальная, театрализованная, игровая.
Формы совместной деятельности воспитателей и детей
- Наблюдения.
- Театрализованная деятельность.
- Поисково-исследовательская деятельность.
- Игры: словесные, дидактические, настольно-печатные, подвижные.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание книг и иллюстраций.
- Вечер загадок.
- ИЗО деятельность.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Видеомагнитофон.
- Конструирование.
Литературный материал
Стихи о грибах
Боровичок
Толстячок-боровичок
Вышел на дорожку,
Толстячок-боровичок –
Мне подставил ножку.
Толстячок-боровичок –
Сказочное диво,
Сдвинул шляпку на бочок,
Смотрит горделиво.
Я грибка-озорника
В чаще не покину,
Я найду ему дружка,
А пока –
Ныряй пока,
Озорник, в корзину.
И. Мельничук
Волнуются волнушки:
— Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!
Ю. Копотов
Грибы
По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
В. Шульжик
Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину,
Не украсит он корзину…
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор!
В. Шуржик
Опенок
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка!
А. Прокофьев
Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
— Больно странен он на вид, — Говорят ей звери. — Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
— В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!
В. Кожевников
Сел мышонок на масленок…
Сел мышонок на масленок,
А масленок — липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, вырyчай!
А. Лаптев
Рыжик
Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик –
Вестник сентября.
В. Мусатов
Загадки о грибах
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин... (табак)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
Пальчиковые игры на тему: «Грибы»
***
Дети в лес грибной пошли
(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
***
На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке.
(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)
***
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
(«идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдете.
(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
***
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
***
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»
(Показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
***
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел.
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
Список литературы
1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.
2. Большая энциклопедия природы для детей. - М., 1994.
3. Васильева Л.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.
6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
8. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М., 1982.
9. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М., 1986.
10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.
11. Ильина Р.А. Воспитание трудолюбия и любви к природе // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. /Сост. Л.В.Русскова. - М., 1984.
12. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1985.
13. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М., 2004.
14. Леснов П.А. Любопытные рассказы о диких зверях. - М., 1975.
15. Маврина Л. Художественная литература о природе. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3.
16. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. - М., 1984.
17. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 2000.- 319 с.
18. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Мн., 1996.
19. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.
20. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1996.
21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.,2000.
22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
23. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.
24. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - М., 1999.
25. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1986.
26. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой. // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 8.
27. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М, 1980.
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971.
http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-na-temu-griby.html
http://ejka.ru/blog/stihi/1741.html
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html
http://50ds.ru/metodist/2480-integrirovannoe-zanyatie-po-obzh-dlya-sredney-gruppy--tema-griby-sedobnye-i-nesedobnye.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Проектная деятельность на тему "Чем отличаются съедобные и несъедобные грибы?". Авторы: Катя П., Денис Л., Миша К.
Старший дошкольный возраст...
"Съедобные и несъедобные грибы"
Занятие по ОБЖ....
Презентация занятия на тему "Съедобные и несъедобные грибы" для группы старшего возраста
Целью Презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы" явлется познакомить детей со съедобными и несъедобные грибами нашего леса, научить различать их внешнему виду, раскрыть правила сбора грибов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект предназначен для работы с детьми начала старшей группы. Его можно использовать для закрепления знаний по лексической теме: "Грибы"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей средней группы по теме " Съедобные и несъедобные грибы"
Конспект НОД...
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Материал для познавательного развития детей старшего возраста....