«Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Заречная Ольга Сергеевна

Работая с детьми,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в  нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не  нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

Работая с детьми,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в  нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не  нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.

   В период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств,  для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия,  ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

  Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки  и малые фольклорные жанры. Поэтому  свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию,  начала с возрождения  интереса у детей к детскому фольклору.

Для чтения детям, я подбираю сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Например:

После рассказывания детям русской народной сказки « Зимовье зверей», я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, как по вашему мнению:

- Что означает крепкая дружба?

- С кем ты хочешь дружить?

- Какими качествами должны обладать друзья?

После беседы перешли к анализу самой сказки:

- Сколько героев было в сказке?

- Как они строили зимовье?

- Каково им было вместе жить?

- Зачем волк и медведь пришли в зимовье?

- Как звери защитили свой дом?

При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок « В согласии жить – никто не одолеет».

     Использую в своей работе этические беседы. В процессе беседы я не только задаю вопросы для обсуждения, но и нахожу, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Беседы постепенно усложняю как по содержанию, так и способу подачи материала. В начале года акцент делала на эмоциональный отклик детей, то к концу года дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Вопросы продумываю заранее, но могу изменить в зависимости от реакции детей. Подача материала в образной форме, вызывает интерес дошкольников и привлекает их внимание. В ходе бесед использую  художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения и развитию диалогической речи.

Изменения в духовно – нравственном воспитании  детей стали заметны. Они стали более внимательными, трудолюбивыми, помогают товарищам, если у них не получается. Если раньше дети могли бросить свою работу не доделанную, то теперь они доводят начатое дело до конца, так как ребята знают с чего начать, чем закончить. Меня порадовало, что ребята научились анализировать, правильно общаться друг с другом.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что в ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать « что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

                                      Воспитатель МКДОУ д/с№466

города Новосибирска

                                                                                       Заречная Ольга Сергеевна,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...

Консультация"Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.В настоящее время мы все ча...

Работа по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

quot; Сказка-это зернышко,из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений". В.А.Сухомлинский....

Консультация для родителей. Роль сказки в духовно -нравственном воспитании дошкольников.

Роль сказки в духовно -нравственном воспитаниидошкольников...