Статья "Музыкальное воспитание дошкольников"
статья

Закопайло Ольга Васильевна

    Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00035a5b-60243636.docx16.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Статья

Музыкальное воспитание дошкольников.

Закопайло О.В.

 музыкальный руководитель

ГБОУ лицей № 273 м Л.Ю. Гладышевой ДО

 
 
    Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности. Поэтому музыкальное воспитание происходит в процессе усвоения ребенком общественно — выработанных способов и действий.
    Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача. Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
    Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень, педагогическое мастерство.
    Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.
    Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
    Развитие  происходит:
    - в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным реакциям;
    - в области ощущения, восприятия  и слуха — от отдельных различений  музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
    - в области проявлений отношений  — от неустойчивого увлечения  к более устойчивым интересам,  потребностям, к первым проявлениям  музыкального вкуса;
    - в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально — ритмическом движении.
    Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного  обучения.
    Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это.
    Воспитание в целом, и обучение в частности, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально — дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.
    В процессе коллективных занятий педагог  предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.
    Задачи  музыкального воспитания в детском  саду подчинены общей цели всестороннего  и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия  музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
    1. Пробуждать активный интерес  и любовь к музыке, развивать  правильное ее восприятие, формировать  чувства и переживания детей,  стимулировать их нравственно  — эстетические переживания,  способность к эмоциональной отзывчивости.
    2. Обогащать музыкальные впечатления,  знакомя с разнообразными произведениями  и сведениями о них.
    З. Приобщать к различным видам  музыкальной деятельности, обучать  способам и навыкам пения и  музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
    4. Формировать певческие голоса  детей, добиваться выразительного  пения, образности и ритмичности  движений, их координации. Точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности:
    эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
    5. Стимулировать творческие проявления  в музыкальной деятельности (инсценировки  песен, импровизации несложных  попевок, движений, комбинирование  элементов танца).
    6. Пробуждать к самостоятельным  действиям: высказывать свои впечатления  о музыке, исполнять знакомые  песни, применять их в самостоятельной  деятельности.
    7. Воспитывать музыкальный вкус  детей, оценочное отношение к  прослушанным произведениям, к  собственному исполнению песен, танцев,
хороводов, игр.
    Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет.
    «Программа  воспитания в детском саду» —  государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
    Материал  программы распределяется по видам  деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
    Методы  музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
    Таким образом, музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...