Статья "Музыкальное воспитание дошкольников"
статья
Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00035a5b-60243636.docx | 16.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
Музыкальное воспитание дошкольников.
Закопайло О.В.
музыкальный руководитель
ГБОУ лицей № 273 м Л.Ю. Гладышевой ДО
Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности. Поэтому музыкальное воспитание происходит в процессе усвоения ребенком общественно — выработанных способов и действий.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача. Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень, педагогическое мастерство.
Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.
Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие происходит:
- в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным реакциям;
- в области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
- в области проявлений отношений — от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
- в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально — ритмическом движении.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.
Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это.
Воспитание в целом, и обучение в частности, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально — дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.
В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.
Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и переживания детей, стимулировать их нравственно — эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
З. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
4. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации. Точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности:
эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танца).
6. Пробуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев,
хороводов, игр.
Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет.
«Программа воспитания в детском саду» — государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Материал программы распределяется по видам деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Таким образом, музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...