Главные вкладки
Семинар "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры", 2021год
презентация для интерактивной доски
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.01 МБ |
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЮЖЕТ ИГРЫ - Это сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми. Сюжеты игры разнообразны. Условно их делят на бытовые ( игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей ( игры в больницу, магазин и т.д.), общественные ( игры в празднование Дня рождения города, библиотеку, школу и т.д.)
РАСПРОСТРАННЕНЫЕ СЮЖЕТЫ- - профессиональные; - военизированные (« стрелялки », «догонялки», «по мотивам мультфильмов»); - созидательные («строительство») ; - поиска и открытия («космос», «путешествия») ; - связанные с искусством («цирк, театр») ; - сказочные; - фантастические;
РОЛЬ – Средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция он соотносит себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых
Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в группах. Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.
Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей: - путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее; - проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей; - предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей; - предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную; - координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?»; - воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?
Приёмы для развития отношений между детьми во время игры: - старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников; - объединял детей для игры; - поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми ; - сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.
Организация игры в первой младшей группе
Организация игры во второй младшей группе
Организация игры в средней группе
Организация игры в старшей группе
Организация игры в подготовительной группе
Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться !
Предварительный просмотр:
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенное им самим и другими участниками события в общем сюжете, в процессе игры.
Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа с/р игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую.
Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
В игре ребёнок разворачивает сюжет, принимая на себя роль.
Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребёнка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры.
Сюжет игры всегда узнаваем – дети играют «во что – то, «в кого – то» - и в тоже время неопределёнен. Неопределённость сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный смысл происходящего.
Наиболее распространенными сюжетами являются:
- профессиональные;
- военизированные («стрелялки», «догонялки», «по мотивам мультфильмов»);
- созидательные («строительство») ;
- поиска и открытия («космос», «путешествия») ;
- связанные с искусством («цирк, театр») ;
- сказочные;
- фантастические;
Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.
Роль – это образ, который ребёнок принимает на себя добровольно или по договорённости с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребёнка. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:
- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;
- роль профессия обобщённого типа (учитель, врач) ;
- семейная роль (мама, папа, дочка) ;
- сказочные, карнавальные герои (Дед Мороз, Фея, Волшебник) ;
- роль животного.
Принципы организации сюжетной игры
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:
Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.
Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:
- путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
- проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
- предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
- предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
- координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?»;
- воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?
Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:
- старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
- объединял детей для игры;
- поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми; сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.
Организация сюжетно ролевых игр:
В 1 младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи педагога:
- Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
Связать два-три игровых действия, в смысловую цепочку, словесно обозначить их, продолжать по смыслу действия;
Приемы руководства игрой:
- Игры – инсценировки
- «Игра рядом»
Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности
Во 2 младшей группе задачи:
Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре
Формирование игрового действия:
- Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.
- Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.
- Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
- -Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося
Формирование ролевого поведения:
Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный
Роль педагога:
- при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.
- Включается в игру во второстепенной роли.
В средней группе:
Задачи: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение применить игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Условия развития игры
Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Роль педагога:
- при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.
- при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.
- Включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.
Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации
В старшей и подготовительной группе:
Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Роль педагога (в ходе игры второстепенная)
- Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр
- Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность
- Включает в игру застенчивых детей способствует ролевой социализации мальчиков и девочек в игре
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Выступление на педсовете "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Сюжетно- ролевые игры развивает память и ум....

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».
Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок жизни реб...

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры.
Доклад на педсовет Роль воспитаталя в развитии сюжетно-ролевой игры....

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Подходы к организации сюжетно- ролевых игр:1 )создание новых сюжетов,2) обогащение жизненного опыта детей,3) своевременное изменение игровой среды,4) общение взрослого с детьми в процессе игры,5) умен...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают ...