Семинар "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры", 2021год
презентация для интерактивной доски

Замалова Эльвира Наилевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra.pptx2.01 МБ
Файл seminar_syuzh.rol_igra_1.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК» «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ» Воспитатель: Замалова Э.Н. Когалым,2021г.

Слайд 2

СЮЖЕТ ИГРЫ - Это сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми. Сюжеты игры разнообразны. Условно их делят на бытовые ( игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей ( игры в больницу, магазин и т.д.), общественные ( игры в празднование Дня рождения города, библиотеку, школу и т.д.)

Слайд 3

РАСПРОСТРАННЕНЫЕ СЮЖЕТЫ- - профессиональные; - военизированные (« стрелялки », «догонялки», «по мотивам мультфильмов»); - созидательные («строительство») ; - поиска и открытия («космос», «путешествия») ; - связанные с искусством («цирк, театр») ; - сказочные; - фантастические;

Слайд 4

РОЛЬ – Средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция он соотносит себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых

Слайд 5

Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Слайд 6

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в группах. Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Слайд 7

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей: - путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее; - проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей; - предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей; - предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную; - координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?»; - воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Слайд 8

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры: - старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников; - объединял детей для игры; - поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми ; - сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Слайд 9

Организация игры в первой младшей группе

Слайд 10

Организация игры во второй младшей группе

Слайд 11

Организация игры в средней группе

Слайд 12

Организация игры в старшей группе

Слайд 13

Организация игры в подготовительной группе

Слайд 14

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться !



Предварительный просмотр:

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Для  того  чтобы  дети  могли  реализовать  свои  творческие  возможности  и действовать  согласованно,  несмотря  на  всю  прихотливость  индивидуальных  замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры  –  совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий,  охватывающие  разнообразные  тематические  содержания,  и  при  этом  быть ориентированным  на  партнеров  сверстников:  обозначать  для  них  (пояснять),  какое событие  он  хотел  бы  развернуть  в  следующий  момент  игры,  прислушиваться  к  мнению партнеров;  умение  комбинировать  предложенное  им  самим  и  другими  участниками события в общем сюжете, в процессе игры.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа с/р игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую.

Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

В  игре ребёнок разворачивает сюжет, принимая на себя роль.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребёнка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры.

 Сюжет игры всегда узнаваем – дети играют «во что – то, «в кого – то» - и в тоже время неопределёнен. Неопределённость сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный смысл происходящего.                        

Наиболее распространенными сюжетами являются:

- профессиональные;

- военизированные («стрелялки», «догонялки», «по мотивам мультфильмов»);

- созидательные («строительство») ;

- поиска и открытия («космос», «путешествия») ;

- связанные с искусством («цирк, театр») ;

- сказочные;

- фантастические;

Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Роль – это образ, который ребёнок принимает на себя добровольно или по договорённости с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребёнка. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:

- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;

- роль профессия обобщённого типа (учитель, врач) ;

- семейная роль (мама, папа, дочка) ;

- сказочные, карнавальные герои (Дед Мороз, Фея, Волшебник) ;

- роль животного.

Принципы организации сюжетной игры

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства

3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей. 

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?»;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми; сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Организация сюжетно ролевых игр:

В 1 младшей группе  Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

Задачи педагога:

  1. Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

Связать два-три игровых действия, в смысловую цепочку, словесно обозначить их, продолжать по смыслу действия;

Приемы руководства игрой:

  1. Игры – инсценировки
  2.  «Игра рядом»

Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности

Во 2 младшей группе задачи:

Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре

Формирование игрового действия:

- Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.

- Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.

  • Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
  • -Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося

Формирование ролевого поведения:

Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный

Роль педагога:

 - при сговоре на игру  - главное действующее лицо  - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

 - Включается в игру во второстепенной роли.

 В средней группе:

    Задачи: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение применить игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Условия развития игры

Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).

Роль педагога:

 - при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

 - при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.

 - Включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.

    Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.  Вся игра носит характер свободной импровизации
В старшей и подготовительной  группе:

Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание).

Роль педагога  (в ходе игры второстепенная)

  • Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр
  • Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность
  • Включает в игру застенчивых детей способствует ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок  жизни  реб...

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры.

Доклад на педсовет Роль воспитаталя в развитии сюжетно-ролевой игры....

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

Подходы к организации сюжетно- ролевых игр:1 )создание новых сюжетов,2) обогащение жизненного опыта детей,3) своевременное изменение игровой среды,4) общение взрослого с детьми в процессе игры,5) умен...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают ...