Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»
учебно-методический материал

Дегтяренко Татьяна Васильевна

Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Волшебный мир сенсорной комнаты»

Цель: Сформировать практические навыки снятия психологического напряжения в работе с педагогами в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.

Задачи:

• Нормализация эмоционального состояния педагогов.

• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.

Необходимое время: 30-40 минут.

Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.

Участникам мастер-класса предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие вопросы.

Ритуал начала занятия

«Улыбка»

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра для установления контакта

«Знакомство»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова«Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

«Мысленная картина»

Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.

Релаксация

Процедура: звучит музыка, руководитель произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:

«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.

Сделайте два-три глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.

Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.

Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.

Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы; руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы; плечи – поочередно горбите и распрямляйте их; шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь; рот – открывайте его как можно шире; язык – надавливайте им на нёбо; глаза – крепко их зажмуривайте; лоб – поднимайте брови как можно выше; спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке); ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы; живот – втягивайте его к позвоночнику; икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.

Аутогенная тренировка «Маяк»

«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.

Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».

Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

Рефлексия:

- Как вы себя чувствуете?

- Какое у вас настроение?

- Что понравилось, что не понравилось?

- Есть ли пожелания?

Ритуал прощания:

Упражнение «В лучах солнца»

Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.

Заключение.

Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Формами и структурой занятий психолога в сенсорной комнате. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.

Вы приняли участие в занятии по снятию психологического напряжения

Практическая часть

Релаксация. «Путешествие к себе».

Теперь я прошу вас расположиться удобнее, занять расслабленную позу, прошу вас быть в этом моменте, «здесь и сейчас», откинуть беспокоящие вас мысли и отправиться в «Путешествие к себе».

Обратите внимание на ваше дыхание: «Вдох…выдох, вдох…выдох…все внимание на дыхание… сравните вдыхаемый и выдыхаемый воздух…продолжайте наблюдать за дыханием… вдох…выдох….

А теперь представьте себя в маленьком провинциальном городе, вы находитесь на его центральной площади, начинайте двигаться от центра к периферии по улочкам на окраину…… темно, зажигайте фонари продвигаясь по темным улочкам…. вот вы на окраине впереди вы видите дом…. приближайтесь к нему…. окна его освещены, загляните через окно внутрь, стекло припорошено пылью… протрите его…. рассмотрите через него, что есть там … внутри… а теперь зайдите в дом… хорошо рассмотрите, что здесь есть, какие предметы… рассмотрите хорошо… возьмите с собой то, что хочется взять и отправляйтесь из дома в обратный путь …по периферийным улочкам к центру… присядьте на скамейку в сквере… светает… почувствуйте, как легкий ветерок касается вашего лица, рук, тела, развивает вашу одежду… прислушайтесь к раннему пению птиц, почувствуйте первые лучи восходящего солнца…. а теперь сожмите крепко руки в кулаки, поднимите их вверх, хорошо-хорошо потянитесь и откройте глаза… вернитесь сюда, в эту комнату… …. Просто посидите спокойно, найдите свой пульс.

Нашли пульс…по команде считаем ….стоп…умножаем на 2….Какое число получилось? Сравните с предыдущим числом. Есть разница? Поставьте себе «заметку на поля» (частота пульса должна уменьшиться)


Релаксируют, фиксируют ЧСС, сравнивают с предыдущим

Практическая часть

Песочная фантазия. (Звучит спокойная фоновая музыка)

Постарайтесь сейчас не обмениваться впечатлениями. Не говоря ни слова с помощью песка на песочном столе передайте свои впечатления от путешествия. Может, это будет предмет, который вы взяли с собой или что-то другое…работаем в тишине. (Работа с песком).


Выполняют задание

Рефлексия

1.Обменяемся впечатлениями о том, что здесь происходило, каковы ваши впечатления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир сенсорной комнаты"

Предлагаю Вашему вниманию небольшую методическую разработку для работы педагога-психолога с детьми в условиях сенсорной комнаты....

Волшебный мир сенсорной комнаты

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья детей....

«Волшебный мир сенсорной комнаты»

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого....

Волшебный мир сенсорной комнаты.

Ухоженная территория, обилие цветов, со вкусом сделанные прудик с фонтаном, фантазия взрослых  и детей в этом коллективе не знает границ.  Красиво  и радушно встречает своих воспитанник...

Консультация для педагогов ДОУ. Волшебный мир сенсорной комнаты/

В консультации подробно описано  оборудование в сенсорной комнете: описание, значение в развитии детей, направленность каждого блока....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...