Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников
материал (старшая группа)
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ» .
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Детский сад - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свой жизненный опыт и собственное видение проблем, поэтому им просто необходимо уметь общаться.
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ...
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги, в том числе и я, испытывают проблемы, связанные с особенностями контингента родителей воспитанников. Среди них:
- снисходительное, иногда даже пренебрежительное отношение родителей к педагогу
- создание конфликтных ситуаций
- «трудные» родители (молодые родители, неблагополучные семьи )
- отсутствие единства требований в семье и детском саду
Так же есть проблемы, связанные с особенностями личности самого педагога:
- личные качества (застенчивость, неуверенность в себе, завышенная самооценка, снобизм)
- нехватка специализированных знаний (о формах организации общения, семейном воспитании.)
- нехватка информации (о семье, об индивидуальных особенностях детей)
Всё это приводит к проблемам в общении:
- страх публичных выступлений
- затруднения в повседневном общении (при проведении бесед, индивидуальных консультаций)
- трудности при проведении открытых мероприятий для родителей с детьми
Для решения проблем мне было необходимо:
- завоевать их доверие, расположить к себе через обсуждение общих тем, дать почувствовать заинтересованность в развитии ребёнка, приобщить к выполнению ответственных заданий.
- сохранять спокойствие, дать собеседнику возможность высказаться, не прерывая его, чтобы понять причину проблем, затем изложить свой взгляд и предложить пути решения, проявляя терпение и заинтересованность. Не расширять предмет конфликта, если надо – извинитесь. Не допускайте категоричной формы ведения разговора и не переходите на личности, не допускайте оскорблений личного достоинства.
- изучить литературу о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о методах изучения семьи, о современных формах организации общения, об особенностях семейного воспитания; обращалась за советом к педагогу-психологу, самообразование .
- планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей, продумать возможные вопросы и ответы на них, несколько раз прорепетировать.
- просвещение родителей через индивидуальные беседы, памятки, консультации и т.д. (Например: родители ежедневно нарушают режим)
Знания теоретических основ общения, помогают мне завоевать доверия родителей. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это: улыбка (демонстрируем готовность общаться), имя собеседника (самый важный звук для человека), комплимент (что-то приятное о ребёнке). Использую при разговоре открытые позы (раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.); стараюсь соблюдать дистанцию общения (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.
Личностные качества и установки (личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Умения и навыки (деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения
- Владение методами изучения семьи
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
- Умение ориентироваться в информации
- Умение конструировать программу деятельности с родителями
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Рассмотрим пример беседы с родителями - Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход. Слушать внимательно и доверительно. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не». Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться. (Например: Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. «Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" Это и как ему помочь…" Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
Вывод: Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, а чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование становится потребностью, так как деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...
Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»• Всегда стремиться быть в ...
«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Консультация для педагогов ДОУ....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....