ФГОС и инклюзия в современных реалиях. Благими намерениями
статья
Предварительный просмотр:
ФГОС и инклюзия в современных реалиях. Благими намерениями.
Скажу банальность: с 2012 года на нашу систему образования обрушился ФГОС или Федеральные государственные образовательные стандарты- совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Начало же ФГОС берет с 2004 года, но ФГОС второго поколения делает акцент на развитие универсальных учебных умений, способность самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Звучит неплохо. Почему же тогда со стороны педагогов на ФГОС сыпется шквал критики?
Сразу подчеркну. Я очень рада тому, что в нашей стране сделали существенный шаг в сторону ухода от директивной политики, которая насаждалась во всех образовательных учреждениях в сторону гуманизма и осознание ребенка прежде всего личностью. Я благодарна А.Асмолову, руководителю рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования. Вместе с ним с воодушевлением зачитываюсь книгами Шалвы Амонашвили, а ведь именно работа и опыт Шалвы Александровича повлияли на мировоззрение Александра Асмолова и в итоге подвигнула нашу систему образования сделать первые шаги в сторону ФГОС. В своей семье и работе я давно применяла данный опыт и, надо сказать, довольна как процессом, так и результатом.
Но одновременно с этим проработав в детском саду, а также понаблюдав за системой образования, которая коснулась моих детей, пообщавшись с коллегами и просто внимательно понаблюдав за работой педагогов, уверенно можно утверждать, что идеями ФГОСА у нас в стране даже и не пахнет. Как привыкли выживать на директивных методах, так многие до сих пор и выживают. О каком ФГОСе может идти речь, если 80 процентов педагогов повышают голос на своих подопечных, очень мало свободы выбора, в детских садах не сразу и сообразишь куда ты пришел- в армию или в детское учреждение? Опять же, ФГОС противоречит второму важному документу педагога – СанПину. Например, по ФГОС шкафчики дети могут передвигать так как им заблагорассудится, а по СанПину все должно быть крепко приколочено. И так повсюду.
Что точно изменилось в лучшую сторону? Педагоги вынуждены постоянно повышать свой профессиональный уровень, учиться и, главное, подобное поощряемо. Учиться, учиться и учиться завещал нам вождь революции которого незабвенная Фаина Раневская назвала лысым человеком на броневике. Тем не менее есть в этом завете доля истины. На многочисленных курсах, семинарах и при обмене опытом педагог всегда может найти для себя что-то новое и интересное.
Вернемся же к вопросу. Почему ФГОС, несмотря на его прекрасные и, признаться, в наших реалиях романтичные идеи так сложно реализуемы и часто дают противоположный эффект? Благо это или дорога в ад? И что мешает придерживаться столь благородного курса образования и воспитания наших потомков?
Мне кажется, прежде всего причина в перезаполненных группах или классах, если речь идет о школе. В классе где учится 5-10 детей намного проще реализовывать идеи ФГОС, подобное можно наблюдать в некоторых частных школах или детских садах. В группе же где 25-30 человек об индивидуальном подходе к каждому ребенку говорить смешно. Воспитателю остается хотя бы сделать все возможное, чтобы уберечь детей от физических травм и живыми-здоровыми отдать вечером родителю. К этому надо добавить страх педагогов перед колоссальной ответственностью за детей. Любая царапина, полученная на прогулке или при игре может вызвать скандал и привести к печальным последствиям для всего коллектива детского сада. Все сейчас зависит от адекватного восприятия родителей и если, не дай Бог что, родитель, чувствующий себя хозяином положения, может долго и упоительно пить кровь и попортить нервную систему воспитателю, даже если тот ни при чем. Самое обидное, что в такой ситуации, педагог не найдет защиту нигде. Так о каких тогда идеях гуманизма и индивидуализма может идти речь?
Есть еще один нюанс, называющийся инклюзия. Данное явление порой обретает чудовищные масштабы. На мой взгляд, глубокой ошибкой было предоставлять родителям право решать в каком образовательном учреждении должен обучаться ребенок. Как, например, априори предвзятый человек, без медицинского и педагогического образования может решать за весь коллектив в котором повезло пребывать так называемому особому ребенку? Я согласна, что в определенном количестве инклюзия важна и полезна. Например, в классе, где я училась, была девочка с проблемами слуха. Хорошая, умная и добрая девочка. У всех одноклассников сложились с ней дружеские отношения, которые никого не напрягали, а, наоборот, приносили обоюдное благо. Но как быть с агрессивным ребенком, который не дает другим детям заниматься, отдыхать или же, кроме того, опасен для них? Воспитателю приходится практически все свое время тратить на присмотр за этим чудом, мама которого считает, что Павлик просто бойкий мальчик и ему очень полезно социализироваться. А если таких Павликов в группе не один, а несколько? В группе обычного детского сада. Простите, а как же права остальных, не особенных детей? Почему за счет них должна происходить подобная социализация? И не лучше ли такому ребенку будет в спецучреждении, где есть подготовленные педагоги, врачи, где группа не 30 человек и где у такого ребенка действительно появится шанс адаптироваться, скорректировать свое поведение и не быть белой вороной.
В заключении хочется отметить, что прекрасные идеи ФГОС необходимо скорректировать. Предоставить группы и классы с минимальным количеством обучающихся, вернуть педагогам статус уважаемого и защищенного государством служащего, а не обслуживающий персонал у родителей. Обязательно разрешить и ввести в повсеместную практику создания комиссий, решением которых дети с различными нарушениями отправляются на обучение в специализированные образовательные учреждения, как это было раньше.
Надеюсь, столь молодая система образования делает еще первые шаги и в скором времени эти шаги будут все увереннее и тверже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий
Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в доу, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Технология-это инструмент профессиональной деятельности педагога. Технология...
Управление противодействием коррупции в образовательных организациях в современных реалиях
Ключевые слова: коррупция, коррупция в образовании, противодействие коррупции...
«Логопедическая практика в современных реалиях»
quot;Дистанционное обучение в логопеди плюсы и минусы"...
Консультация для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных реалиях".
Консультация для педагогов об особенностях патриотического воспитания в наше не простое время....
Методический кабинет, каким он должен быть в современных реалиях?
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам и воспитателям помощи ...