Детско-родительские отношения
статья (старшая, подготовительная группа)

Гармоничное формирование детско-родительских отношений является важнейшим фактором формирования личности ребенка. В статье рассматриваются проблемы формирования детско-родительских отношений и возможные пути их решения в рамках сотрудничества с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация: гармоничное формирование детско-родительских отношений является важнейшим фактором формирования личности ребенка. В статье рассматриваются проблемы формирования детско-родительских отношений и возможные пути их решения в рамках сотрудничества с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, ребенок, детский сад

Resume: The harmonious formation of parent-child relationships is the most important factor in the formation of a child’s personality. The article discusses the problems of forming parent-child relationships and possible solutions to them in the framework of cooperation with teachers of a preschool educational institution.

  Keywords: parent-child relationships, family, child, kindergarten

Современные исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют об огромном значении позитивных взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком, как важнейшем факторе формирования его личности и развития в целом [3].

Актуальность данной проблемы очевидна. Дисгармоничное формирование детско-родительских отношений в дошкольном возрасте, ставшее проблемой современности в нашей стране, обусловлено, на наш взгляд, как социально-психологическими проблемам современной семьи, так и недостаточно продуманной, непоследовательной системой работы образовательного учреждения по формированию родительских компетенций в вопросах общения с детьми, создания гармоничных эмоционально-психологических условий развития, да и по вопросам воспитания в широком смысле этого слова.

Для нас этот факт и определил направление поиска новых подходов и форм работы с семьей. Влияние родителей особенно велико в дошкольном детстве, так как в этот период они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний напрямую зависит от грамотно выстроенной модели общения с ребенком в семье. А также зависит и от широты и многообразия возможностей познания окружающего мира, предоставляемого ребенку взрослыми, а это и грамотно организованный досуг, семейные традиции, увлечения всех членов семьи, совместное интересное времяпровождение, отношение к чтению и многое другое.

По данным многих исследователей, дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций, не испытывали проблем в общении, комфортно ощущали себя в ситуации разностороннего социального взаимодействия и, в конечном итоге лучше адаптировались в новой обстановке школьного обучения, положительно реагируя на происходящие вокруг себя изменения [8].

Детско-родительские отношения в современной психологии понимаются как «взаимоотношения», как система разнообразных чувств по отношению  друг к другу, как система поведенческих стереотипов, моделей общения [9]

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. Тем печальнее констатировать тот факт, что современная семья и тем самым выстраиваемые детско-родительские отношения на современном этапе развития общества в нашей стране несут на себе груз социально-психологических проблем [4].

Руководствуясь данными ведущих специалистов и многолетними собственными наблюдениями, следует отметить следующие удручающие тенденции:

-деформируется статус и структура семьи (при внешнем благополучии отмечается снижение или даже отсутствие взаимопонимания между членами семьи);

-нарушается нравственное представление о браке и семье (утрачивается традиционное восприятие понятий «родительство» и «детство», искажаются модели семьи и семейных отношений, углубляется дистанцирование между членами семьи);

-прерывается преемственность педагогических традиций (имеет место несформированность педагогических компетенций, безразличное отношение к воспитанию, фиксируется непонимание необходимости взаимодействия с ДОУ, игнорируются традиционные формы внутрисемейных коммуникаций через игру, досуговые формы, наблюдается попустительское отношение к роли чтения);

-отмечается неблагоприятный психологический климат в семье (во внутрисемейных отношениях при использовании неправильных моделей общения, порождающих внутрисемейную жестокость или безразличие, и как крайнюю степень искажения родительского поведения- «социальное сиротство»);

Нас, педагогов, в структуре социально-психологических проблем современной семьи, прежде всего интересовали особенности взаимоотношений детей и родителей. Таким образом, объектом наблюдений и анализа с целью поиска новых эффективных форм и приемов работы, стали, собственно детско-родительские отношения в общеобразовательной группе детей дошкольного старшего и подготовительного возраста, начиная с 2014 года и по настоящее время.

Для изучения особенностей родительской позиции по отношению к собственному ребенку мы используем тест-опросник родительских отношений [3]. Обычно, на просьбу принять участие в такого рода анкетировании отзывается до 75 % родителей группы, таким образом, выборка вполне наглядна и достоверна.

Для изучения особенностей детско-родительских отношений с точки зрения самого ребенка используем проективные методики рисунка семьи (моя семья - моя семья в виде семья животных- динамический рисунок семьи). Результаты анализируются и оцениваются к первому родительскому собранию в начале учебного года, что дает возможность нам, педагогам, оценить уровень родительских компетенций, состояние детско-родительских отношений и наметить возможные пути совместной деятельности.

По данным наших наблюдений, анализа результатов комплексного исследования необходимо отметить следующие особенности детско-родительских отношений, распределив по частоте проявлений:

-дефицит общения в семье: родители, дети, старшее поколение;

-дефицит эмоциональной теплоты;

-выраженная незрелость родительских чувств: гипо- и гиперпротекция

-воспитательская неуверенность родителей: « на поводу у собственного ребенка»

-противоречивый тип воспитания: у папы « кнут», у мамы «пряник»;

-игнорирование взросления ребенка;

-неприятие ребенка как личность, игнорирование его потребностей;

-неустойчивый тип воспитания: то строгость, то либерализм;

На современном этапе проблема поиска путей гармонизации детско-родительских отношений стоит очень остро. В законе « Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами своих детей», а образовательное учреждение должно оказывать всю необходимую помощь в их воспитании и развитии.

Таким образом, назрела необходимость пересмотра и улучшения организации единого пространства педагогов и родителей для качественного, полноценного развития и воспитания детей. Признание приоритета семейного воспитания обусловливает взаимоотношение семьи и образовательного учреждения в виде сотрудничества, взаимодействия на основе доверия и искренности. Такие отношения предполагают общение на равных педагогов и родителей, организованную, продуманную совместную деятельность по воспитанию ребенка. В основании выстраиваемого единого пространства мы закладываем позитивность детско-родительских отношений, объединение усилий по вопросам воспитания развития детей, всестороннее повышение педагогической и правовой культуры родителей, а также создание возможностей реализации родителями педагогических умений, вовлечение в деятельность дошкольного образовательного учреждения, как полноправных партнеров. Далее укрепляем создаваемое единое пространство формируемыми адекватными родительскими позициями, адекватными представлениями о потенциале каждого ребенка. Акцентируемся на общении, на поддержании интереса у родителей к совместной деятельности. Также тщательно изучаем родительские запросы: современный родитель хочет иметь максимально полную информацию о своем ребенке, хочет получать психолого-педагогические советы от специалистов, индивидуальные рекомендации для занятий с детьми дома, желают приобрести практический опыт. А вот отсылки к методической, познавательной литературе, к обсуждению, обмену опытом с другими родителями отклик находили в меньшем количестве случаев.

Не каждое дошкольное образовательное учреждение имеет возможность сотрудничать с педагогом-психологом на постоянной основе, когда специалист данной категории, являясь членом педагогического коллектива, генерирует в себе направляющую и организующую функцию психолого-педагогического  сопровождения семьи. Тем острее и насущнее встает вопрос поиска решения данной проблемы своими силами, опираясь на исследования ведущих специалистов современности, педагогический опыт и желание гармонизировать детско-родительские отношения в группе воспитанников, способствуя развитию их личности вцелом.

В практической педагогической деятельности, приступая к решению проблемы гармонизации детско-родительских отношений возникает потребность в использовании как традиционных форм сотрудничества, дающих стабильные положительные результаты, так и использовании технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

В планировании работы традиционно устанавливаем следующую последовательность: от изучения семей с целью выявления запросов, потребностей через создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов к эмоциональному взаимодействию, установлению партнерских отношений с семьями.

Еще раз подчеркнув, что стратегической, главной целью построения образовательно-воспитательной работы в ДОУ считаем «гармонизацию детско-родительских отношений», хотим проиллюстрировать некоторые используемые нами формы работы. Основными задачами на пути к цели считаем установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества, формирование адекватных родительских позиций. Тактическими условиями на пути к стратегической цели считаем морально-психологическую готовность педагогов и родителей к согласованному тесному взаимодействию, а также готовность взрослых участников отношений овладевать психолого-педагогическими компетенциями.

Работу с родителями начинаем с анализа социального состава семей, их настроя, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Далее проводим мониторинг « Взаимодействие семьи и детского сада», опрос родителей « Что я хочу узнать о воспитании и обучении ребенка?», личные беседы об увлечениях и интересах семей, анализируем данные, полученные при заполнении теста-опросника родительских отношений [3] и рисуночные тесты детей.

Таким образом, к родительскому собранию мы имеем четкое представление не только о родительской позиции, особенностях детско-родительских отношений в семьях, но и об уровне родительских компетенций, знакомы с родительскими запросами.

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные.

Родительские собрания

В своей работе мы используем технологию проведения родительских собраний Е.В. Бачевой, что позволяет создать атмосферу доверия и откровенности. По форме проведения нам ближе «круглый стол» и детско-родительский клуб.

Информационный уголок

Используем традиционные информационные стенды, папки-передвижки, где размещаем материал, из которого родитель может понять, чем занимается его ребенок в ДОУ. Большим вниманием пользуются материалы с конкретными играми, практическими заданиями, творческие задания, подборка материалов «Читаем детям дома», иногда востребованной становится и методическая литература.

Досуги, праздники, развлечения

Вовлечение родителей, как активных участников, в досуговое направление – форма очень полезная для всех участников отношений: приобретается не только опыт взаимодействия со своим ребенком, но и с другими родителями и педагогами. В традиционных ежегодных праздниках (осенний бал, День Матери, Новый год, спортивный праздник к Дню защитника Отечества, праздник Весны, День Победы, День России и др.) родителям частично делегируем творческие и организационных функции, делаем праздник для детей вместе.

Индивидуальные беседы

Данная форма работы востребована, актуальна для родителей и дает возможность почувствовать, что они не» один на один» со своими тревогами, проблемами, что педагоги готовы выслушать и помочь.

Тематические выставки, конкурсы

Участие родителей и детей в тематических выставках, конкурсах различной направленности, организуемых в ДОУ, без сомненья идет на пользу выстраиванию детско-родительских отношений, а именно, личный пример взрослого, его ответственное отношение к различной деятельности, активная жизненная позиция, различные формы коммуникаций и взаимодействий.

Экскурсии

В рамках долгосрочного проекта «Я-петербуржец!» нами разработаны увлекательные пешеходные экскурсии выходного дня «АБВ гуляли по Неве». Наши маршрутные листы помогают родителям, совершая прогулку, доступно дать ребенку нужную информацию, вместе найти ответы на вопросы маршрута, а вернувшись домой вместе выполнить творческое задание.

В рамках этого же проекта (для детей подготовительного возраста) мы используем экскурсии в форме квеста. Такое увлекательное путешествие с пользой проходит не только для семьи, привезенные детьми из путешествия артефакты- это части настольных игр, которые по задумке устроителей собираются в единое целое при условии прохождения квеста большей частью воспитанников и их семей.

«Родители детям»

Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс в форме мастер-класса нашло отклик у современных родителей: папы с удовольствием проводят подвижные игры на площадке, а творческие семьи делятся своими умениями со всеми воспитанниками группы (изготавливали подарки своими руками к Дню Матери, расписывали свечи, расписывали глиняные и деревянные игрушки).

Социальные сети

Последнее время мы стали замечать, что интерес родителей к материалам, размещенным в информационных уголках,  ослабевает. Но при этом, родители часто обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.

Чтобы разрешить это противоречие мы привлекаем виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp) и социальные сети (Вконтакте, facebook).

Преимуществами использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников мы видим:

  • возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
  • возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
  • возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
  • возможность быстро доводить информацию до родителей;
  • возможность вносить информационные изменения и дополнения;
  • возможность оперативно получать обратную связь от родителей;
  • возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.

Социальные акции, марафоны

На данный момент мы планируем участвовать в акции «Бессмертный полк», планируем создать рукотворную книгу» Мы помним», странички которых- творчески оформленные истории из семейных архивов наших воспитанников.

Проектная деятельность

Большинство семей  достаточно позитивно относятся к проектной деятельности. Эта форма работы очень увлекательна, направлена собственно на взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта, на личностное развитие детей и родителей, формирует инициативность, самостоятельность, ответственность. Мы с нашими воспитанниками в рамках долгосрочного проекта» Я-Петербуржец» постоянно ищем разнообразные формы сотрудничества. Новые идеи диктует сама жизнь.

Детско-родительские встречи

Интегрированная деятельность специалистов, воспитателей с совместным участием родителей и детей является необходимым компонентом реализации ФГОС в современном дошкольном образовательном учреждении. Организация таких встреч предусматривает максимальную активность детей и их родителей. Немаловажно, что такая форма совместной деятельности направлена  не только на развитие детей, обобщение приобретенных ими знаний, но также способствует формированию адекватного отношения к своему ребенку со стороны родителей, повышению у них педагогических компетенций.

Детско-родительская встреча как форма совместной деятельности в нашем ДОУ традиционно является завершающим этапом долгосрочного проекта. Причем, степень вовлечения родителей варьировалась от члена жюри до руководителя станции (в игре по станциям), от капитана детской команды, осуществляющего организующую и направляющую функцию до партнера в творческой презентации.

На втором году обучения в нашей группе ДОУ (к старшему дошкольному возрасту), мы видим, что позиция наших родителей становится более гибкой. Значит, наши совместные усилия по оптимизации детско-родительских отношений приносят свои плоды.

Мы находимся в поиске новых форм взаимодействия с семьями: в ближайших планах освоение технологии семейного портфолио.

Подводя итог, хочется обратить внимание на то, что в работе с семьями воспитанников необходимо быть открытым к общению, способным к обсуждению различных, даже самых непредсказуемых проблем, уметь сопереживать, стараться быть конструктивным, уметь находить взаимоприемлемые решения, оставаясь защитником прав ребенка, уметь анализировать ситуацию с различных точек зрения, избегая оценочных суждений. Необходимо всегда помнить, что совместная деятельность ДОУ и семьи направлена на помощь ребенку не только в конкретной ситуации текущего момента, это очень важно для дальнейшей социализации его в обществе.

Список источников:

  1. Бачева Е.В. «Хрестоматия по родительскому образованию» – Пермь, 2014
  2. Валеева, Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебно-практическое пособие / Г.В. Валеева. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. Ун-та
  3. Варга А.Я.,.Столин В.В Тест-опросник родительского отношения. Методика ОРО  
  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  6. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей : [монография] / Е. Котова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : РИО КГПУ, 2004
  7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)

  8. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене ; Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. "Покров"- М.: Покров, 2004. - 143 с.

  9. Спиваковская А. С. Психология семьи и семейная психотерапия // Клиническая психология. Программы /Ред. Е.Ю. Балашова, А.Ш.Тхостов. М., Акрополь, 2006. — Акрополь Москва, 2006. — С. 395–399.
  10. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Питер, 2009. – 672

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...