«Сторителлинг. Искусство увлекательного рассказа»
статья (старшая группа)

Хохлова Евгения Александровна

 

          В статье раскрываются основные понятия техники сторителлинг, рассматриваются особенности педагогического сторителлинга, его функции, структура, виды, а также цели, которых можно добиться, используя данную технику. Особое внимание уделено возможностям применения данной техники в работе с детьми дошкольного возраста. Отмечаются организационные моменты, которые необходимо учитывать при создании истории для детей, а также преимущества использования данной техники при использовании ее в ДОУ. Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Хохлова,  воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 219 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия

«Сторителлинг. Искусство увлекательного рассказа»

          В статье раскрываются основные понятия техники сторителлинг, рассматриваются особенности педагогического сторителлинга, его функции, структура, виды, а также цели, которых можно добиться, используя данную технику. Особое внимание уделено возможностям применения данной техники в работе с детьми дошкольного возраста. Отмечаются организационные моменты, которые необходимо учитывать при создании истории для детей, а также преимущества использования данной техники при использовании ее в ДОУ. Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Ключевые слова: сторителлинг, рассказывание истории, педагогическая техника, дошкольный возраст.

Khokhlova Evgeniya Aleksandrovna. «The art of сaptivating storytelling». The article reveals the basic concepts of storytelling techniques, examines the features of pedagogical storytelling, its functions, structure, types, as well as the goals that can be achieved using this technique. Particular attention is paid to the possibilities of using this technique in working with preschool children. The organizational points that must be taken into account when creating a story for children are noted, as well as the advantages of using this technique when using it in a preschool educational institution. The goals of storytelling are to capture the attention of children from the beginning of the story and keep it throughout the story, to evoke sympathy for the hero, to convey the main idea of the story.

Key words: storytelling, storytelling, pedagogical technique, preschool age.

В образовательной практике имеется много всевозможных средств развития правильной разговорной речи - игр, картин. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему), т.е неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников.

Мир настолько современный, диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Практика устных  рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в учебном процессе.

Сегодня, наряду с традиционными методами и приёмами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из которых является сторителлинг.

Термин        «сторителлинг»        означает        «рассказывание        историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг - это повествование мифов, сказок, притч, былин. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и приближенными к реальности. Придумывая истории самостоятельно, а не просто пересказывая чьи-то, данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.

  В последнее время внимание педагогов привлекает такой интерактивный метод, как «сторителлинг».

 Технику «сторителлинг» можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках.

Сторителлинг привлекает расширением возможностей для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств дошкольников.  Использование  сторителлинга  эффективно сказывается на образовательном процессе развитии речи.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности

В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

        Сторителлинг - «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников

Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

История должна быть трансформирующей, т.е. запускать у детей процесс изменений.

    С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения.

Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Детей больше привлекают импровизированные истории. Стоит только произнести фразу: «Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я….», и сразу же это привлекает внимание детей.

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных  задач.  Можно использовать в своей работе игру «Кубики историй». Несколько лет назад в Европе        придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй») и навсегда влюбились в неё. Она интересна как взрослым, так и детям - 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбирается история, учитывая детский интерес, программную тематику, о ком будет история, т.е. выбирается главный герой, а также выбирается жанр рассказа (детектив ,смешная история или фантастика,).

Итак, игра начинается!

 Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй»,        открывает        уникальную        возможность для развития речи у детей, облегчает запоминание сюжета, позволяет детям больше  рассуждать. Рассказы, которые дети импровизируют самостоятельно, вызывают наибольший интерес, при этом обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя такие истории, дети  словно «проживают» их, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Список используемой литературы:

1.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

laquo;Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

Консультация для родителей«Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»...

Консультация для родителей «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

Консультация для родителей«Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»...

Консультация для родителей «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

Консультация для родителей «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»...

Консультация для родителей «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»

Современность диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в учебном процессе.Мон...

Сторителлинг- искусство увлекательного рассказа

Сторителлинг - педагогическая техника, которая выстроена в применении историй с конкретной структурой и интересным героем и направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обуч...

Мастер класс для родителей. «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа». Самодельные кубики для сторителлинга.

laquo;Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа».Самодельные кубики для сторителлинга....