"Рефлексивные техники в ДОУ"
методическая разработка

Пачулия Екатерина Сергеевна

Добрый день уважаемые коллеги!!! Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_refleksiya.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут).

Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.

Добрый день уважаемые коллеги!!! Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

2. Актуализация мастер-класса.

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.

Сегодня хотелось бы вам рассказать о некоторых вербальных техниках эмоционального состояния.

  1. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

  1. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

  1. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

4. Свободный микрофон.

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия.

1. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

2. «Флаги на башнях».Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Рефлексия может быть проведена и с родителями воспитанников, после консультации, вашего выступления на родительском собрании и т.д. Например упражнение, которое называется «Без маски».

Его цель: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "Я".

Вашему вниманию будут представлены карточки с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные присутсвующие почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… "

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… "

"Иногда люди не понимают меня, потому что я… "

"Верю, что я… "

"Мне бывает стыдно, когда я. "

"Особенно меня раздражает, что я. "

«Когда со мной заговаривают дети, я…»

«Когда со мной заговаривают родители, я…»

«Иногда у меня возникает желание…»

«Когда я смотрю на детей, я…»

Или рефлексия - «Дерево успеха».

Родителям предлагается дерево, на нем пока нет листьев, они лежат отдельно. Любой участникмастер-класса выбирает понравившийся листок. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.

Примерные вопросы и варианты ответов.

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

*Презентация опыта работы мастера.

*Сам творческий процесс.

*Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

*Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.

*Много было ненужной информации.

*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

*Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

*Она не актуальна.

4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

*Я в восторге.

*Я в диком восторге.

*Скука смертная.

5. Что вы пожелаете мастеру?

*Встречаться почаще на мастер-классах.

*Меньше теории, больше практики.

*Не высовываться.

Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

Не зря мы сказали - все в наших руках.

Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

Семинар-практикум "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"

Цель:познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"

31 января 2019 года воспитателем Яшновой Л.Ю. был организован семинар –практикум «Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками». В ходе семинара педагог познакомил с ...

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...

«РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений.

 Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе...

"Использование рефлексивных техник в ДОУ"

Мастер-класс: "Использование рефлексивных техних в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Рефлексивные техники в работе педагога»

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её резу...